Искусство Средней Азии XVI—XIX вв.

Архитектура и архитектурная декорация XVII в.

Наиболее значительные архитектурные памятники XVII в. сохранились в Бухаре и Самарканде.
Среди бухарских построек аштарханидского периода следует назвать ханако Диван-беги (мечеть Ляби-Хауз), законченное в 1619/20 г., медресе Диван-беги (1622/23 г.), медресе Абдул-азиз-хана, построенное в 1651/52 г., медресе Бозори-Гусфонд (1669/70 г.) и др. Наибольшего внимания заслуживает медресе Абдул-азиз-хана. Оно имеет очень развитой для этого типа построек план: непосредственно за входом расположен передний зал, по бокам которого находятся мечеть и «дарс-хана»; внутренний двор окружен худжрами в два этажа и с каждой стороны украшен пиштаком. Большим разнообразием отличается декоративное убранство медресе. Здесь мы вновь встречаем богатые мозаичные облицовки, майоликовые плитки, а также лепные алебастровые украшения и роспись (илл. 60 и 61).

В декорации зданий XVII в., по сравнению с предшествующими эпохами, значительно усиливается момент изобразительности. В отдельных мозаичных панно медресе Абдул-азиз-хана, вместо знакомых нам по тимуридским постройкам медальонов, мы встречаем плоскостные изображения ваз с цветами. На стенах дарс-хана и некоторых других помещений медресе исполнены росписью цветы, деревья, целые пейзажи и даже архитектурные мотивы. Эти изображения плоскостны, но, пожалуй, еще менее условны, чем описанные выше пейзажи в самаркандском мавзолее Биби-ханым. Сюжеты, выходящие за пределы чисто орнаментальных композиций, встречаются и на других зданиях. Например, в мозаиках медресе Диван-беги есть изображения птиц и животных.
Но при всех интересных и ценных с художественной точки зрения чертах бухарской архитектуры XVII в., даже в лучшем памятнике этого периода, медресе Абдул-азиз-хана, сильно сказываются отмеченные в начале главы элементы упадка стиля. Нарушается четкость архитектурных пропорций: портал излишне приземист, стены имеют очень дробные членения. Наблюдается перегрузка здания декоративными элементами. Узор декорации становится измельченным и, вместо того чтобы подчеркивать монолитность стены, дробит и разрушает ее поверхность.
Положительные и отрицательные черты, отмеченные в бухарской архитектуре XVII в., в общем характерны и для построек, возведенных в этот период в других городах Средней Азии. В Самарканде, правителем которого продолжительное время являлся богатый узбекский военачальник из рода алчин — Ялантуш-бий, в XVII в. были сооружены медресе Надир-диван-беги (иначе называемое Ходжа Ахрар), мечеть Намазгох и два грандиозных медресе на главной, Регистанской площади: Шир-Дор (1619-1636 гг.) и Тилля-Кари (начато в 1646/47 г.). Медресе Шир-Дор, являющееся одним из лучших архитектурных произведений эпохи, расположено напротив медресе Улугбека и в основных чертах повторяет своего тимуридского предшественника (илл. 62, 63 и 64). Богатое мозаичное убранство уступает по качеству исполнения мозаикам улугбековского времени, но все же отличается высокими художественными достоинствами. Как и в бухарском медресе Абдул-азиз-хана, мы встречаем здесь отсутствовавшие в тимуридской декорации мозаичные панно с мотивами ваз, наполненных цветами (рис. 65). В тимпане арки входного портала были изображены мозаикой солнце и лев, преследующий лань.

Отличаясь в деталях от медресе Улугбека, Шир-Дор тем не менее целиком воспроизводит монументальный облик архитектурных построек XIV-XV вв. В этом отношении более самостоятельно медресе Тилля-Кари, оригинально задуманное, как большое сооружение, включающее не только медресе, как таковое, но и городскую соборную мечеть (илл. 66 и 67).
Главный фасад здания напоминает бухарские постройки XVI-XVII вв. По бокам от портала гладь стены прорезана стрельчатыми нишами, расположенными в два этажа: в отличие от более ранних медресе часть худжр имеет выходы на наружном фасаде постройки. По углам здания, вместо типичных для Самарканда высоких стройных минаретов, помещены низкие, почти не сужающиеся кверху башенки. Как и в бухарских медресе XVII в., в архитектурном облике самаркандского Тилля-Кари видна потеря монументальности и единой монолитности постройки: портал приземист, фасад очень растянут, возвышающаяся сбоку мечеть дробит и делает асимметричной композицию архитектурных масс здания.

Японская женщина Искусство Средней Азии XIII-XV вв.