Искусство Средней Азии XIII-XV вв.

В 20-х годах XIII в. Средняя Азия была завоевана кочевниками-монголами и вошла в состав огромной империи Чингиз-хана, простиравшейся с запада на восток от Багдада до Пекина и с севера на юг — от Болгар на Волге до Герата. Уже полвека спустя монгольская империя распалась на ряд фактически самостоятельных государств. Монгольское государство, в состав которого вошла Средняя Азия, в дальнейшем получило название «Чагатайского» по имени предка династии, одного из сыновей Чингиз-хана — Чагатая. На китайской карте 1331 г. границы Чагатайского государства охватывают южную часть Хорезма, берега Сыр-Дарьи до Отрара включительно и на востоке — Китайский Туркестан с Кульджинским краем до Люкчуна. В дальнейшем ходе исторических событий в Средней Азии усиливается власть местных эмиров и беков. Из их среды в 60-х годах XIV в. выдвинулся Тимур, в 1370 г. уже владевший всем Мавераннахром.
Завоевание Средней Азии монголами сопровождалось разрушением ряда старых культурных центров. Некоторые города — Мерв, Термез, Ургенч и другие — были уничтожены почти до основания. Но сравнительно скоро хозяйственная и культурная жизнь страны восстанавливается и получает дальнейшее развитие.
Завоевательное движение монголов не сопровождалось переселением в Среднюю Азию больших масс людей, для чего, по-видимому, не было предпосылок в кочевом хозяйстве самой Монголии. Завоевание не изменило основ феодального строя в Средней Азии. Исторические источники сохранили свидетельства о глубоких классовых противоречиях в Средней Азии XIII-XIV вв., иногда выливавшихся в большие восстания крестьян и ремесленников, направленные против гнета феодалов. Нам известны такие крупные движения, как восстание 1238 г., возглавляемое ремесленником Махмудом Тараби, когда восставшие на некоторое время захватили в свои руки Бухару, восстание ремесленников в Самарканде и др.
В монголо-тимуридскую эпоху среднеазиатской истории наблюдается значительный рост торговли и ремесленной промышленности. Характерно, что при первых чингизидах во главе управления культурными областями Средней Азии был поставлен Махмуд Ялавач, а затем его сын Масуд бек, происходившие, по-видимому, из торговцев Хорезма. В условиях крупных государственных образований укрепляются и развиваются тортовые связи Средней Азии с другими странами. Феодальная верхушка тесно связывается с торговым, купеческим капиталом. Целый ряд мероприятий Тимура в его внешней и внутренней политике был направлен к улучшению условий торговой деятельности и развитию ремесла.
Монгольское завоевание не нарушило традиционного характера феодально-мусульманской культуры в Средней Азии. Наоборот, довольно скоро монгольская феодальная верхушка восприняла местные культурные традиции. Хан Кебек (1318-1326 гг.) сделал своим местопребыванием долину р. Кашка-Дарья и велел соорудить себе дворец близ нынешнего города Бех-Буди; его преемник Тармаширин (1326-1334 гг.) принял мусульманство и установил господство ислама в монгольском среднеазиатском государстве. Акад. В.В. Бартольд отмечает, что если монгольская Средняя Азия не создала новых традиций в области науки, то в истории мусульманского богословия она играла крупную роль.
Это не могло не отразиться на развитии изобразительных искусств. На искусстве монголо-тимуридского периода феодальной Средней Азии лежит неизменная печать религиозной идеологии. Пышного расцвета достигают религиозная и дворцовая архитектура и имеющие к ней отношение декоративные искусства. Миниатюрная живопись, связанная в странах ислама главным образом со светской жизнью господствовавших классов, в Средней Азии, в отличие, например, от Ирана, не получила особого развития. До сих пор еще спорным является существование среднеазиатской школы миниатюристов до XVI в. О сюжетных стенных росписях эпохи Тимура пока есть только единичные упоминания.

Искусство Средней Азии XVI—XIX вв. Искусство Средней Азии VIII-XII вв.