Архитектура Возрождения в Италии

Термин «возрождение» или, по-французски, «ренессанс» введен в науку буржуазной историографией и принят нами, как чисто условный, для обозначения той эпохи в истории Западной Европы, когда постепенный, повсеместный распад феодального строя сопровождался освобождением личности от гнета феодализма и церкви, когда в процессе первоначального накопления стали развиваться капиталистические отношения, когда зародился новый общественный класс — буржуазия, а с нею и гуманизм.
В Италии раньше, чем в других странах, проявились новые ростки социально-экономического развития, которое в некоторых чертах напоминало натуральный расцвет древнего мира, периода образования так называемых городов-государств. Из синтеза искусств, из тесного содружества живописи, скульптуры и архитектуры начинают выделяться в самостоятельные единицы некоторые составные части, создаются станковые произведения живописи и скульптуры. Все это напоминает давно ушедшую античность. В искусстве возрождается интерес к человеческой личности, возрождаются античные приемы, тематика и методы. Античное искусство считается совершенным, образцовым, классическим. Растет интерес к древности, ее усердно собирают и изучают.
Художники, совершенствуясь в различных областях искусства, в отдельных случаях начинают заниматься и вопросами теории. Они в совершенстве владеют двумя и даже тремя специальностями. Нарождается тип «универсального» человека. Это способствует выдвижению из среды горожан ярко одаренных мастеров, имена которых не теряются, как прежде, в цехах или франкмасонских ложах, а передаются из уст в уста, пользуются славой, сохраняются в памяти на долгие времена.
Указанный процесс развивался долго, и если он четко определился в Италии во второй половине XIV века, то признаки его или предвестники можно усмотреть в произведениях передовых художников XIII столетия, искавших новых путей и опередивших свой век.
Происходившие в искусстве сдвиги проявлялись, как и в другие времена, прежде всего в литературе, затем в прикладном искусстве, в живописи, скульптуре и позже всего в архитектуре.
Жажда знаний, предприимчивость, дух инициативы способствуют новым изобретениям и географическим открытиям (книгопечатание, открытие Америки), но рядом с ними уживаются грубейшие религиозные суеверия, астрология, алхимия, вера в колдовство: христианство совмещается с платоновской философией, религиозность — с едкими насмешками над монахами и попами.
С начала XIV века в Италии утверждается денежное хозяйство. Благодаря торговле растут и крепнут города, пользующиеся поддержкой нового класса — буржуазии. Князья и короли создают свои резиденции не в загородных замках, а в городах, на лучших улицах и площадях. Города приобретают своеобразный облик, гражданские постройки преобладают над церковными, особенно роскошно застраиваются крупные торговые центры — Флоренция, Венеция, Пиза, Генуя. Монументальность ратуш, куполов и колоколен соборов, строящихся не церковью, а городом, пышность дворцов, роскошь лоджий свидетельствовали о колоссальных богатствах правящих классов.
Все это вызывает необходимость защищать город укрепленными стенами и башнями, окружать рвами с подъемными мостами. С изобретением пороха техника военного строительства изменяется.
Материальные богатства выставлялись напоказ в виде произведений искусства; наиболее выразительной и подходящей для этой цели была монументальная архитектура.
Для того чтобы проследить ход развития архитектуры, полезно установить некоторую периодизацию; несмотря на полную ее условность и даже искусственность это значительно упростит и облегчит изучение сложного и разнообразного процесса развития. Мы намечаем следующую его последовательность:
I. предвестники Ренессанса (XIII и XIV века);
II. ранний период: а) во Флоренции, б) в Болонье, в) в Венеции, г) в Северной Италии (весь XV век);
III. переход к высокому периоду (вторая половина XV века);
IV. высокий период и возвышение Рима (первая половина XVI века);
V. поздний период (вторая половина XVI века);
VI. стиль барокко в Италии: а) ранний период, б) расцвет и в) поздний период (весь XVII и половина ХVIII века).

Предвестники Ренессанса (ХIII-ХІV век)

Уже в произведениях Данте (1265-1321), Петрарки (1304-1374), Боккаччио (1313-1375) наблюдается сходство с произведениями древних классиков, а не с мертвой схоластикой средних веков. Вместо мало кому понятной латыни, сочинения пишутся на родном языке или переводятся на итальянский язык.
Скульптор Николай Пизанский в своей работе амвона для пизанского баптистерия (1260) или для собора в Сиене (1266) в чисто готических архитектурных обработках дает композиции рельефов совершенно в духе античных саркофагов. За Николаем идут его последователи, образуя целую школу пизанских мастеров.
Во Флоренции строится собор, и Арнольфо ди Камбиа (1294) исполняет его в готическом стиле, но заканчивающий постройку живописец и архитектор Джиотто строит колокольню, по общему облику совершенно отличающуюся от готических типов. Флоренция украшается грандиозным великолепным зданием — Лоджиа деи Ланци — с тремя огромными, чисто античных пропорций, арками (1376); готическими остались только мелкие детали. Архитектор Андреа Орканиа не нашел нужным придерживаться стрельчатых арок, предпочитая полуциркульные.
В постройках ХІІІ века монастырских двориков (клуатров) Сан-Паоло, Сан-Джиованни, наряду с типичными романскими формами, бросаются в глаза арочки, обведенные античными архивольтами и украшенные по-римски — кессонами с розетками в них.
Можно привести много примеров, показывающих, как прочно утвердились в Италии античные формы. Все подобного рода произведения нельзя еще считать представителями нового стиля, но в них ясно заметны предвестники грядущей новой системы.

Ранний период (XV век)

Флоренция

Флоренция — разбогатевший и гордый своим богатством город — стремилась затмить славу Пизы — с ее замечательным собором и круглой башней, возведенными сплошь из мрамора, Сиены — с величественным собором, облицованным полосами серого и белого мрамора; в архитектуре этих соборов проявлялись формы романского и готического стиля в итальянском понимании. Над обоими соборами были возведены купола, в то время как начатый собор во Флоренции в честь Марии «в цветах», строившийся под руководством Арнольфо ди Камбиа, Франческо Таленти, Джиотто, стоял недостроенным в главных его частях. Рядом с собором восьмиугольная крещальня очень устарела, требовалось ее обновление. Для замены старых дверей новыми, бронзовыми, был объявлен (1402) между скульпторами конкурс, в котором принимали участие Делла Роббиа, Гиберти и Брунеллеско.
1402 год можно считать началом эпохи возрождения в скульптуре. Победителем вышел Гиберти, исполнивший позднее и вторую дверь; побежденный же Брунеллеско нашел свое настоящее призвание в архитектуре. Деятельностью его начинается новая эпоха в архитектуре.
Филиппо Брунеллеско (1377-1446) — отец раннего возрождения в архитектуре — начал, как и многие архитекторы, с золотых дел мастерства, в то же время занимался скульптурой, способствовал успехам живописи открытием основ перспективы, но составил себе бессмертную славу в архитектуре. Для завершения Флорентинского собора и покрытия огромного восьмиугольника (диаметром 42 метра, почти равным Пантеону), этой трудной и сопряженной с риском работы, была организована комиссия из 20 известнейших архитекторов, которые после оживленных споров разъехались, ничего не решив. Эту труднейшую задачу разрешил и выполнил Филиппо Брунеллеско, начавший работу в 1420 и закончивший ее в 1434 году.
Купол состоит из двух слоев с промежутком между ними, утвержден на восьми огромной толщины ребрах стрельчатой формы, сходящихся вверху в одном кольце, на котором сверху поставлен барабан с пирамидальной верхушкой. Приступив к этой небывалой постройке, двадцатипятилетний мастер предпринял вместе с семнадцатилетним скульптором Донателло (1386-1466) путешествие по Италии и в Рим для изучения на месте древней архитектуры.
Брунеллеско обратил на себя внимание своими работами и стал вскоре получать новые заказы. Две большие церкви — Санто Лоренцо (1425) и Санто Спирито (1433) — построены им по общепринятому типу базилик (последняя закончена после смерти мастера). В обеих церквах средние нефы покрыты плоскими потолками, а боковые — небольшими куполками на сферических парусах, совершенно византийского типа. Очевидно, эти конструкции художник почерпнул во время своих странствований.
Средокрестия покрыты подобным же куполом. Арки упираются на коринфские капители, на которых сохранились их антаблементы, как будто зодчий не решался поставить арку непосредственно на капитель.
В церкви Санто Лоренцо, через 100 лет, Микельанджело в одной из сакристий возвел знаменитые памятники Лоренцо и Юлиано Медичи.
В осуществленной Брунеллеско постройке небольшой церкви (названной часовней) Капелла Пацци мы видим резкое отступление от архитектуры средневекового типа. План приближается к центральному типу, и в центре выделен четырьмя арками квадрат, покрытый полным парусным сводом (византийская система), но купол устроен по готическому принципу — по ребрам. Совершенно неправильно утверждение, что Брунеллеско отвергал готические приемы как варварские и придерживался только античных форм: он использовал из наследия прошлого все, что достойно внимания.
Из гражданских построек знаменит его воспитательный дом или так называемый приют для подкидышей Инноченти, начатый в 1419 году, с аркадной галереей, покрытой излюбленными Брунеллеско парусными сводиками.
Наконец, упомянем замечательную постройку палаццо Питти; этот дворец всегда считался произведением Брунеллеско, но в последнее время его авторство подвергается сомнению. Трехэтажный фасад первоначально имел всего 7 осей, стены снизу доверху обработаны крупными камнями с грубо отесанными неровностями. Окна двух верхних этажей полуциркульные; в нижнем этаже большие окна чередуются с небольшими квадратными окнами конюшенного характера.
Очень странное впечатление производят совершенно одинаковые по размерам и по рисунку тяжелые карнизы, завершающие каждый из трех этажей. Сверху карнизов во всю длину фасада устроены балконы, в которых чередуются столбики с балюстрадами в виде ионических колонок. С течением времени небольшой дворец разросся в торжественное монументальное здание.
Покровительство искусству и художникам, ученым и поэтам, меценатство со стороны владевших несметными богатствами Медичи нигде не проявлялось так ярко, как во Флоренции. Поэтому, в середине ХV века (Кватроченто — по-итальянски четыреста) этому городу принадлежит ведущая роль в художественной жизни Италии.
Установившийся во Флоренции тип дворцов, сплошь обработанных рустами, получил название флорентинского стиля. К концу Кватроченто вся Северная Италия была охвачена монументальной строительной деятельностью. Всюду проявляется новая система архитектурных решений, но в различных городах она принимает местные оттенки, которые можно называть если не стилями (флорентинский стиль), то школами, выделяя их в особые главы.
В 1430 году Козимо Медичи поручает лучшему ученику Брунеллеско — Микелоццо да Бартоломмео (1396-1472) постройку дворца, известного под именем палаццо Рикарди-Медичи. В нем впервые применен внутренний большой двор, окруженный колончатой галереей, в качестве нового художественного приема, получившего очень широкое распространение. Фасад в нижнем этаже представляет пять больших полуциркульных пролетов (заполненных впоследствии) и убран грубыми, сильно выступающими рустами; только швы отделаны правильно. Между пролетами несколько небольших прямоугольных окон, высоко поднятых над землей, дают слабое освещение внутрь. Первый этаж заканчивается горизонтальной тягой с зубчиками, составляющей подоконную часть окон второго этажа. Тот же прием повторяется и в третьем этаже, но обработка полей стен верхних этажей совершенно иная, чем в нижнем. В среднем этаже каменная кладка ясно выражена гладко обтесанными снаружи камнями, разделяющимися горизонтальными и вертикальными швами, а над окнами — радиальными; в верхнем этаже поле стены оставлено гладким, без всяких рисунков.
Отделка окон в эпоху ренессанса долго сохраняет средневековый тип. Две арочки сходятся на средней тонкой колонке, а по бокам поддерживаются узкими пилястрами или полуколонками; вверху обе арочки охвачены одной полукруглой аркой, причем над средней колонкой образуется либо круглое отверстие, либо тимпан, заполненный орнаментом или гербом. Наличнику, объединяющему обе арочки, придавалась довольно большая ширина.
В палаццо Рикарди-Медичи впервые архитектор проявил заботу об облегчении обработки стены по мере повышения, начиная с грузных форм внизу и кончая легкими и изящными вверху. Здание заканчивается очень богатым карнизом, заимствованным из античной римской архитектуры, с зубцами и модульонами, но своими очень тяжелыми формами карниз производит угнетающее впечатление, которое еще более усиливается, может быть, оттого, что под карнизом нет привычной гладкой полосы фриза. Но зато он полностью гармонирует с мощным тяжелым первым этажом, и все вместе придает зданию мрачный, суровый, но в то же время богатый и торжественный характер.
В каждом новом сооружении, каждый новый архитектор стремится применить либо новый прием, либо внести новое усовершенствование, свидетельствующее о высоко развитом художественном чувстве и утонченном вкусе. Примером может служить здание, считающееся жемчужиной флорентинского стиля — палаццо Строцци, начатое в 1489 году архитектором Бенедетто да Майано (1442-1497), уже прославившимся многочисленными работами. Он успел довести здание только до карниза, как умер Строцци. Бенедетто да Майано уехал в Рим, и постройку заканчивал не менее талантливый архитектор — флорентинец Симоне дель Поллайуоло, прозванный Кронака (1457-1508), которому принадлежит замечательный колончатый, окруженный арками двор и совершенный по формам и пропорциям карниз — один из лучших карнизов всего итальянского ренессанса. Архитектор XVI века Вазари писал об этом карнизе: «Лучшего нельзя было ни сделать, ни желать». Надо знать еще в высшей степени остроумную конструкцию (перевязь камней) этого карниза, чтобы оценить его по достоинству.
Фасад убран рустами снизу доверху, русты не гладкие и негрубо обтесанные, а с закругленными гранями, но рельеф их по мере подъема вверх уменьшается. Это заметно не сразу, и то только опытному глазу, но производит впечатление гармоничности, согласованности и изысканного изящества, сохраняя присущую стилю строгость и монументальность. Полукруглые фрамуги окон среднего этажа украшены попеременно гербами и тремя лунными серпами, входящими в герб Строцци, а в верхнем этаже эти луны перемежаются с розетками. Под очень небольшими окнами нижнего этажа в стену вделаны массивные кольца для поддержания знамен, а на углах — замечательные фонари, которые разрешалось иметь только высшему дворянству.
Во всех флорентинских дворцах совершенно своеобразную форму имеют цоколя, в виде каменных сидений, протянутых по всей длине фасада с перерывами в местах проемов. Это и были скамьи, на которых могли отдыхать по вечерам, когда спадает жара, стражники, помещавшиеся в первом этаже дворца. Необходимость в постоянной охране хозяина дворца долго ощущалась в городах Северной Италии. Стоявшие во главе республики знатные роды делились на партии, столкновения между которыми были очень часты. Постоянные волнения народных масс обусловили характер архитектуры дворцов, представляющих небольшие крепости, к которым часто присоединялись дозорные башни с зубцами и средневековыми машикулями. Примером может служить палаццо Веккио, произведение упомянутого выше Арнольфо ди Камбиа.
Казалось бы, после дворца Строцци невозможно внести что-либо новое в решение фасада, но для истинного дарования нет преград.
Джулиано Сангалло (1445-1516), построивший палаццо Гонди (1490), разработал совершенно новый прием сочетания рустов горизонтальной кладки с радиальными швами арок, при котором полностью можно избежать острых углов, противоречащих природе камня. У него мы видим только прямые и тупые углы, дающие при пересечении швов правильные и интересные фигуры.
Во Флоренции сохранилось много образцов в стиле Микелоццо да Бартоломмео, но имена их архитекторов затерялись. Сохранились также здания, которые завершались не каменными карнизами, а сильными свесами крыши, поддерживаемыми открытыми снизу стропилами. Эти оригинальные формы достойны внимания, но почему-то не пользуются им и мало изучены.

Болонья

На всей болонской архитектуре отразились чисто местные условия — отсутствие камня, доставка которого требует затрат, независимо от стоимости самого материала. Поэтому целесообразнее считалось доставлять камень высокого качества, например, мрамор. Легче поддающимся обработке камням соответствовала тщательная мелкая отделка орнаментами, а для мрамора применялась шлифовка, полировка.
Однако, вместо камня, Болонья была богата прекрасного качества глиной, пригодной не только для выработки хорошего кирпича, но позволявшей скульпторам выделывать из нее лепные орнаменты, барельефы и целые статуи. Обжигая скульптуры и покрывая их глазурью (майолика), иногда цветной, скульпторы добивались пленительных эффектов и становились буквально виртуозами этого искусства. Даже не глазурованные, а только обожженные архитектурные украшения и детали розовато-желтого цвета — терракота — служили прекрасными украшениями многих фасадов Болоньи и других городов Тосканы. Хорошо гармонируют кирпичные стены с каменными или мраморными обрамлениями отверстий и углов. Из терракоты делались довольно сложные карнизы с кронштейнами, консолями, розетками и другими украшениями, в которых часто встречаются мотивы, почерпнутые из романской и готической архитектуры.
Дворцы Фава и Бевиль-аква служат примерами облицовки кирпичных стен рустами из полированного мрамора в форме граней пирамид и квадр. Чисто местным приемом является устройство в нижних этажах трехэтажных дворцов открытых аркад на столбах, образующих вдоль улицы крытые сводами проходы. Средний этаж выделен как главный, а верхний — с небольшими полуциркульными, а иногда и круглыми окнами имеет второстепенное значение и увенчан богато украшенным карнизом. Окна обычно двойные, со столбиком или колонкой посредине, перекрыты одной объединяющей аркой в виде архивольта, лежащего на капителях двух украшенных пилястр. Вверху арки и в пятах помещены украшения в виде розеток и пальметт. Иногда средняя колонка отсутствует, и арочки поддерживаются только капителькой, висящей в воздухе (гирька). Этот мотив был привнесен в XVI веке итальянскими архитекторами в Москву и получил очень широкое распространение в русской архитектуре XVII века.
Если слишком узкая улица не позволяла устроить в первом этаже аркаду, ее не делали, но стену верхних этажей свешивали над нижней, поддерживая ее небольшими арками, упирающимися на высокие кронштейны, выложенные из горизонтально выпущенных один над другим кирпичей, обложенных обделкой из терракотовых плит. Позднее перестали делать крытые галереи. Дворец Бевиль-аква (1483) сплошь облицован мраморными гранеными квадрами, которые дают резкую игру освещенных и затемненных граней (приписывается Гаспару Нарди).
Еще причудливее сверкает фасад дворца в Ферраре, названный современниками алмазным дворцом — палаццо деи Диаманти.

Венеция

Счастливое географическое положение царицы морей Венеции, на перекрестке торговых путей с запада на восток, с севера на юг, издревле привлекало к ней всеобщее внимание. С Венецией связано представление о богатой, веселой, праздничной жизни и роскоши правящих классов. Все стили оставили в Венеции свои следы, и во все эпохи в Венеции господствовал один и тот же отпечаток сытой, привольной и праздничной жизни богачей. Вместо строгой величественности флорентинских чертогов — здесь веселый, игривый характер архитектуры удержался еще со времен романского и готического периода. Здесь развивались и арабские формы, и византийские, а с наступлением ренессанса в Венеции — более, чем где-либо, — прививаются античные формы, хотя подчас неправильно понятые. В зданиях вовсе нет дворов или они — минимального размера, фасад обращен к воде, и в центральной части его помещается обширная комната без передней стены, которую заменяет колоннада или аркада. Такие комнаты называются лоджиями (ложи).
Откуда проникло в Венецию возрождение — неизвестно, может быть, из Ломбардии, так как в Венеции целые семьи архитекторов носили имя Ломбардо. Архитектурные детали, колонны, капители, карнизы, арки принимают здесь античные формы и отличаются богатством и изяществом; в них часто нетрудно узнать романские и византийские мотивы.
Наиболее совершенным зданием этой эпохи является бесспорно дворец Вендрамини, построенный одним из членов целой семьи архитекторов, работавших в Венеции, Пиетро Ломбардо. Надпись на фасаде сохранила дату постройки — 1481 год. На фасаде во всех этажах расположены античные ордера, в нижнем пилястры, в верхних — полуколонны, которыми фасад расчленен на три части. Сильно выступающий карниз завершает здание, под карнизом широкий фриз украшен орлами и орнаментами, с любовью и тщательно отделанными, с прибавлением инкрустации из камней дорогих пород различных цветов. Живописно отражающийся в воде фасад имеет очень внушительный, но и не слишком вычурный вид. Характерны для Венеции очень большие окна, состоящие из двух, разделенных колонкой полуциркульных арок, объединенных одной большой полукруглой аркой, в чем сказывается еще удержавшаяся средневековая система. Середина фасада состоит из трех больших арочных проемов.
Прекрасными примерами этого стиля служат также церковь Захария, построенная в 1457 году мастером Мартино Ломбардо, и Скуола ди Сан Марко — здание богатого духовного братства, вероятно тоже работы Мартино Ломбардо (1485 год).

Рим и Неаполь

Раннее возрождение проявляется почти во всех значительных городах Северной Италии; каждый из них придерживался стиля ближайшего к нему более крупного центра. Примерами могут служить воспитательный дом в Пистойе, очень близкий по своей композиции к флорентинскому, гражданские сооружения — лоджиа дель Консилио в Вероне, построенная в 1476 году архитектором Фра Джиокондо, лоджиа Муничипале в Брешии — архитектор Форментоне (1489 год), лоджиа дель Консилио в Падуе — Биаджио Россетти (1496 год). В церковном зодчестве выдвигается центрально-купольный тип, как например, Санта Мариа делле Карчери в Прато.
Хотя в Риме и южнее его новая система стала развиваться лишь в следующем, XVI веке, но Флорентинская школа проникла и в эти отдаленные центры. В Неаполь приглашается архитектор Джулиане да Майано (1432-1490), брат Бенедетто, а миланец Пиетро да Мартино строит из белого мрамора триумфальную арку короля Альфонса Аррагонского с богатой скульптурной декорацией.
В Риме неизвестный архитектор возводит постройку огромного внушительного дворца Венеция. При постройке памятника королю Виктору-Эммануилу в XIX веке большая часть дворца Венеция была разрушена; только по небольшой сохранившейся части можно судить об архитектуре раннего периода в Риме.

Черты реализма в рисунках на тканях и коврах времени Сефевидов Изображение Диониса на тканях византийского Египта