Архитектура Возрождения в Италии

Переход к высокому периоду

Каждый выдающийся архитектор Кватроченто стремился пополнять арсенал архитектурных форм новой системы своими изображениями или трактовкой по-новому античных мотивов, но часто классика понималась наивно, без глубокого проникновения в ее сущность. В эту эпоху жил архитектор, который внес в искусство так много нового, так глубоко вник в смысл античного зодчества и так сумел внушить понимание его своим современникам, что деятельность его надо признать совершенно исключительной, а его значение в истории архитектуры — решающим. По времени он — зодчий XV века, по характеру же деятельности опередил своих современников более чем на сто лет. Это был флорентинец Леон Баттиста Альберти.
Альберти (1404-1472) получил очень хорошее по тому времени образование, прекрасно владел латинским языком. Представляя собой типичного гуманиста, он преклонялся перед античной древностью, занимался литературой, писал, как это было принято, на латинском языке. Однако, желая сделать свои сочинения понятными для более широких кругов, Альберти переводил их на итальянский язык или прямо писал на родном языке. Он говорил, что любовь научила его сочинять стихи, которые надо было писать на языке, понятном возлюбленной; он писал также философские рассуждения («О семье»), а написанную им на латинском языке комедию долго считали подлинной древней, делая догадки о возможном ее авторе.
Известны сочинения Альберти, посвященные различным отраслям искусства; этими сочинениями он стремился оказать помощь своим современникам, выдающимся художникам. Сохранились трактаты Альберти о пяти ордерах, о живописи, о скульптуре и появившееся вскоре после открытия трактата Витрувия, вероятно навеянное им, сочинение об архитектуре. Подобно трактату Витрувия, оно тоже разбито на 10 книг, но представляет собой не подражание, а вполне самостоятельный и оригинальный труд. Это сочинение, под названием «Десять книг об архитектуре», переведено на русский язык и издано Всесоюзной Академией архитектуры.
Таким образом, перед нами обрисовывается личность теоретика искусства и архитектуры. В эту эпоху начинают появляться теоретические сочинения по разным специальностям; выше был упомянут труд Брунеллеско о перспективе, известны и другие сочинения, как например, миланского архитектора Филарете, или математика Пачиоли «О божественной пропорции» (золотое сечение).
Альберти также изобрел геодезический угломерный инструмент, прибор, облегчающий повторение в измененном масштабе скульптурного произведения, он изобрел камеру-обскуру, которая была вторично изобретена через 100 лет.
Как архитектор-практик Альберти проявил себя в постройке флорентинского палаццо Руччеллаи. Трудно было внести что-либо новое в фасад трехэтажного, отделанного рустами здания с богатым венчающим карнизом и небольшими окнами в первом этаже; казалось, во дворцах Рикарди-Медичи и Строцци исчерпаны все мотивы. Но Альберти ввел новшество, получившее в дальнейшем очень широкое применение: он украсил стены всех трех этажей, поверх рустов, ордерами в виде пилястр, расположенных в простенках между окнами и подпирающих в каждом этаже свой антаблемент. Пилястры верхнего этажа поставлены на карниз среднего этажа, пилястры среднего этажа поставлены на карниз нижнего этажа, в котором пилястры имеют под собою еще пьедесталы. Внизу мы видим обычный флорентинский цоколь в виде протянутой по всему фасаду скамьи. Венчающий весь фасад карниз имеет более значительные размеры и украшен кронштейнами, придающими ему богатый, пышный вид. В обработке окон и других деталях как будто повторяются известные уже формы, но при подробном их рассмотрении нетрудно всюду усмотреть новые отличительные признаки. Детали и профиля прорисованы с большим вкусом и знанием античных форм. Палаццо Руччеллаи возведено в 1451-1455 годах при близком участии архитектора Бернарде Росселино (1409-1464).
Имя Альберти, по-видимому, пользовалось большой известностью, и многие владетельные князья поручали ему новые постройки. Приглашен он был и в Рим для каких-то перестроек в почитаемой древней базилике Петра, очень устаревшей, требовавшей подновления и украшения. Альберти ездил туда вместе с Росселино, но судить об их работе невозможно, так как базилика в XVI веке была разобрана и на ее месте начата грандиозная постройка собора Петра.
По приглашению князя Малатеста Альберти поехал в Римини (1447), где построил церковь-мавзолей Сан-Франческо, начатую без него и оставшуюся недостроенной.
Во Флоренции Альберти было поручено завершение фасада уже построенной церкви Санта Мариа Новелла (1446). Средняя часть фасада возвышается над нижним этажом, образуя по сторонам уступы, типичные для всякой базилики. Чтобы замаскировать вырисовывающиеся на фасаде полуфронтоны боковых односкатных покрытий, Альберти поместил в углах переходов, от нижней части к верхней, стенки криволинейного очертания в виде волютообразных переходов. Эта оригинальная форма впервые появилась в данной постройке и вначале не вызвала подражаний, но затем, в конце XVI, на протяжении всего XVII века и позднее, без подобных переходов не обходилась почти ни одна церковь, да и в гражданской архитектуре эта форма очень часто находила применение, не столько в Италии, сколько во Франции и Германии.
В год смерти Альберти (1472) по его проекту была начата постройка церкви Санто Андреа в Мантуе, где впервые применены так называемые колоссальные ордера, получившие очень широкое применение значительно позднее. Обычно ордера размещались поэтажно, как это сделал Альберти во дворце Руччеллаи, в Мантуе же он расположил ордер во всю высоту фасада.
Можно еще указать надгробную часовню Панкратия во Флоренции (1469) и церковь Санто Себастиано в Мантуе (1459), построенную в плане в форме равноконечного греческого креста, чего до Альберти в эпоху ренессанса еще никто не применял.
Даже из приведенных примеров ясно, что Альберти был проводником строгого классического искусства. Своим творчеством он резко выделился из рядов современников и определил направление пути дальнейшего развития архитектуры ренессанса. Альберти являлся одновременно сыном своего века и основоположником новых идей, и это заставляет отнести его имя к переходному периоду — от раннего к высокому ренессансу.
Следует отметить, что хотя новый стиль вначале переживал период своего формирования, к концу Кватроченто в некоторых своих произведениях он достиг совершенства, не уступающего творениям последующих величайших мастеров. Знаменательно также то, что среди многочисленных теоретических сочинений, восхвалявших греческое и римское искусство, не встречается ни одного, которое бы выступило в защиту недавно еще процветавшей готики и великолепных произведений XIII и XIV веков.

Высокий период

Рим на грани XV и XVI веков

Испытанные Римом потрясения в XIV веке приняли катастрофические размеры. В 1309 году папа Климент V перенес свою столицу в Авиньон, в Риме начались кровавые распри патрициев с народом. Число жителей «столицы мира» сократилось до 20.000 человек. Утопическая попытка Кола ди Риенци восстановить древнюю римскую республику окончилась полнейшей трагической неудачей. Возвращение пап (1367) из «вавилонского пленения» (так называли вынужденное пребывание пап в Авиньоне) не внесло успокоения. Борьба пап с антипапами, вражда фамилий Колонна и Орсини, наконец разразившаяся в городе чума — создали в Риме печальную картину крайнего разорения.
Только после Констанцского собора (1417) окончился раскол церкви, в городе стал водворяться порядок и относительное спокойствие и постепенно началось восстановление Рима, превратившегося в развалины. Инженеры и архитекторы сооружают стены и мосты, реставрируют водопроводы и фонтаны, подновляют и украшают церкви. Папы устраивают свою резиденцию, восстанавливают квартал Ватикана. К этому периоду относится постройка дворца Венеция (1467-1471), около этого времени работал в Риме и Альберти со своим постоянным сотрудником Бернардо Росселино по реконструкции базилики Петра.
Конец Кватроченто ознаменовывается изданием распоряжений о защите памятников древности от порчи и разрушения, и, наконец, при папе Сиксте IV (1484) Рим украшается новыми постройками: мост Сикста, Сикстинская капелла, госпиталь, церкви. При папе Александре VI (1502) в Риме уже работает прибывший в конце прошлого века архитектор Браманте; с его именем связано представление о новом периоде в архитектуре итальянского ренессанса, который открывает XVI век; этот период называют золотым веком, периодом расцвета, мы же называем его высоким периодом эпохи возрождения.
Возрождение Рима требовало кипучей строительной деятельности, нужны были выдающиеся художники; но своих сил не было и не могло быть, поэтому надо было привлекать их со стороны. Славилась своими постройками Тоскана, а в конце века Ломбардия и, в особенности, Милан — своими новыми церковными сооружениями, построенными архитектором Браманте. Поэтому на него прежде всего и падает выбор, а за ним следует длинный ряд новых и новых мастеров — живописцев, архитекторов, скульпторов и работников всяких других специальностей. Считается, что Браманте появился в Риме в 1499 году, будучи уже вполне зрелым зодчим. Но чтобы составить представление о его творчестве, необходимо познакомиться с его деятельностью в Северной Италии, хотя бы в Милане. Поэтому мы проследим ее в двух периодах — миланском и римском.

Браманте в Милане

Донато д’Анджело Браманте (1444-1514) родился за два года до смерти Брунеллеско, величайшего гения, положившего основание новой архитектурной системе раннего ренессанса и воспитавшего целое поколение зодчих, начинавших свою деятельность в мастерских ювелиров и скульпторов и совмещавших таким образом несколько специальностей.
Родина Браманте — город Урбино, где родился и Рафаэль. Браманте сначала занимался живописью у Пиетро деи Франчески, а затем в Мантуе — у Андреа Мантенья; одновременно в своем родном городе он учился у архитектора Лучиано да Лаурана (1468-1482), участвовавшего в постройке палаццо Дукале в Урбино, которое считается уникальным дворцом в Италии, наиболее ярким примером роскошной царской резиденции раннего возрождения. Учителю удалось передать Браманте изящество и чистоту профилей вместе с благородством пропорций. К сожалению об этом мастере мы имеем мало сведений: известно, что он работал в Риме.
С 1472 по 1499 годы Браманте работал в Милане и его окрестностях как архитектор, инженер и живописец; здесь он усвоил ломбардский способ построек из кирпича, который и применил в постройке церкви Санта Мариа делле Грацие (1492). Ранней его постройкой здесь является Санта Мариа прессо Сан Сатиро (1476). Несомненно, Браманте принадлежит южный портал собора в Комо (1491). Этот перечень может быть пополнен, так как во многих постройках его имя упоминается наряду с другими мастерами. Все эти постройки характеризуют ранний период деятельности Браманте, второй период — от 1499 года и до его смерти протекает в Риме.

Браманте в Риме

Первым значительным сооружением, возведенным Браманте в Риме в самом начале XVI века, был занимавший целый квартал огромный дворец, который совмещал в себе папскую канцелярию и церковь; он носит название палаццо Канчелерия. Чрезвычайно внушительный фасад, с высоким стройным цоколем во всех этажах, обработан слабо выступающими гладкими рустами, из которых выделяются легкие пилястры, поддерживающие прямой антаблемент в среднем и верхнем этажах. Это отчасти напоминает систему Альберти во дворце Руччеллаи, но во многих местах значительные отступления свидетельствуют о совершенно самостоятельном решении задачи.
Первый этаж вовсе не имеет пилястр и заканчивается карнизом, выделяющим его, как подножие для двух верхних этажей. Чрезвычайно простой, сильный карниз увенчивает все здание и по своим формам несколько приближается к карнизу Альберти, но прорисован несравненно тоньше и изящнее. Капители пилястр двух верхних этажей коринфского характера могут служить прекрасным образцом деталей высокого ренессанса. Вследствие большой ширины простенков пилястры на них расположены парами и размещены с таким расчетом, что длинный фасад получает симметричное расчленение на отдельные массы.
Необыкновенной чистотой форм отличается большой средний портал. Он поддерживает балкон и подчеркивает вход. Совершенно исключительная форма обработки окон названа по имени ее изобретателя — Браманте. В этой форме нет ничего общего с тем, что применял он в раннем периоде своего творчества. Полуциркульные окна, окруженные рустами, заключены в прямоугольную впадину, а окна более значительных размеров обрамлены полукруглыми архивольтами, упирающимися на капители пилястр, выделяющихся из поля рустов, а затем обведены прямоугольным обрамлением, заканчивающимся сверху легким изящным карнизом — сандриком.
Одним из самых живописных произведений ренессанса является внутренний двор этого дворца, представляющий поистине гордость эпохи возрождения. Двор прямоугольный и окружен двойным ярусом аркад, в 8 арок по длине и 5 — по ширине. Над ними возвышается украшенная пилястрами стена верхнего этажа. Это замечательное здание всегда считалось произведением Браманте, но в последнее время высказываются сомнения в его авторстве; утверждают, что Браманте, приехав Рим в 1499 году, застал здание, начатое в 1495 году, уже готовым. Однако, документальных данных так мало, что исследователям приходится ограничиваться предположениями.
Некоторые исследователи склонны приписать это сооружение Альберти, основываясь лишь на некоторых общих чертах в решении фасада, отчасти уже указанных выше, но Альберти умер 20 лет назад (1472), а его помощник Росселино — еще раньше (1464). Внимательное сравнение фасадов палаццо Канчелерия и Руччеллаи скорее подтвердит различие между ними, чем сходство.
Во всяком случае, оставляя вопрос открытым до нахождения новых веских данных, напомним, что в то время фасады сплошь и рядом заканчивались через много лет после возведения здания. Некоторые фасады XV века остались в грубом неоконченном виде до настоящего времени, как, например, церковь Брунеллеско Санто Лоренцо и многие другие. Возможно, что Браманте, еще будучи в Милане, мог сделать проект, по которому здание было начато без него, а фасад облицовывали уже при нем и по его рисункам. Иначе совершенно невозможно объяснить постройку (исполненную совершенно в том же духе, как Канчелерия) палаццо Джиро (1503). Авторство Браманте в этой постройке никем не оспаривается. Следует сличить эти два здания, чтобы прийти к определенному выводу.
Подлинным шедевром является маленький круглый «храмик» Браманте — Темпиетто, построенный во дворе монастыря Сан-Пиетро Монторио. Ротонда, окруженная дорической колоннадой и покрытая куполом, носит совершенно античный характер.
Одно из замечательных и оригинальных произведений Браманте — обработка двора (клуатр) церкви Санта Мария делле Паче.
Много работ было произведено и предстояло произвести в папской резиденции — Ватикане. Архитекторы и живописцы были завалены работой, требовались новые и новые силы. Они стекались со всех сторон, папы охотно привлекали к своим постройкам всех лучших художников, прославившихся в провинции.
После Александра Борджиа, умершего в 1503 году, и Пия III, умершего через месяц после занятия папского престола, «ключами Петра» в течение 10 лет владел энергичный, предприимчивый, честолюбивый Юлий II. Его первой грандиозной затеей была постройка себе при жизни памятника, который должен был затмить изумительное произведение Микельанджело во Флоренции — гробницу Медичи. Для этого гениальный мастер Микельанджело Буонаротти (1475-1564) был приглашен в Рим и со всей присущей ему страстью принялся за работу. Местом постановки памятника была базилика Петра. Но в то время, как Микельанджело подготовлял колоссальные скульптуры, входящие в композицию монумента, папа пришел к мысли заменить ветхую базилику новым зданием небывалых размеров и невиданной роскоши. Эта вторая затея папы, связанная с отменой обдуманного до мелочей, частично выполненного проекта, глубоко оскорбила художника и разрушила его мечту увидеть свою идею завершенной.
Для решения вопроса о постройке собора Петра папа Юлий II объявил конкурс при участии лучших архитекторов того времени. Победу одержал Браманте, и 18 апреля 1506 года был заложен первый камень нынешнего собора. Постройка была слишком сложной и ответственной, чтобы с нею мог справиться один Браманте, которому в то время было уже 62 года. Вокруг Браманте постепенно создался целый коллектив, в составе которого прежде всего следует назвать гениального живописца Рафаэля, Бальдассаре Перуцци, Джулиано Сангалло, Фра Джиокондо из Вероны. Кроме участвовавших в постройке собора, в Риме работали многие гениальные мастера; некоторые из них, по мере надобности, привлекались к строительству собора, что считалось большим почетом.
Ниже мы перечислим наиболее выдающихся архитекторов и укажем их главнейшие произведения, а эту главу посвятим только Браманте. Ведя очень ревностно работу, Браманте за 7 лет успел только вынести четыре главных пилона, но, по-видимому, они были слишком тонки, так как начали трескаться от собственной тяжести. Пришлось задержать постройку средней части, перейдя к другим частям, и приступить к переделке первоначального проекта. В 1513 году умер папа Юлий II, а через несколько месяцев скончался и Браманте.
Задуманный Браманте собор должен был представляться центральнокупольным, в основу плана положен равноконечный греческий крест, заключенный в квадрат, концы креста заканчиваются выступающими из квадрата полукруглыми абсидами. В центре должен был возвышаться огромный купол, напоминающий римский Пантеон, но поднятый на крупный, очень широкий барабан. На углах квадрата Браманте предполагал, по-видимому, поставить четыре невысокие башни. В общем здание должно было рисоваться со всех сторон одинаково. Художник ясно представлял тот эффект, который получится внутри собора: при входе в него зритель сразу должен воспринимать весь объем огромной массы, что должно было вызвать потрясающее впечатление.
С каждой переменой главного руководства постройкой собора тесно связаны переделки его проекта, иногда коренным образом отступавшие от основной идеи Браманте, о чем будет сказано в особой главе, посвященной этому историческому зданию.

Школа Браманте

Последователи Браманте обнаруживали много вкуса в отделке деталей: строго соблюдая правила античной архитектуры, они в то же время во всех произведениях проявляли свою индивидуальность.
Из последователей Браманте прежде всего следует назвать знаменитого живописца Рафаэля Санцио из Урбино. Рафаэль (1483 -1520) был племянником Браманте и учеником его в архитектуре. По своей изобретательности, по богатству и изобилию деталей, ученик, быть может, даже превосходил своего учителя. Он составлял планы многих римских домов и дворцов, преимущественно вблизи собора Петра, в постройке которого принимал деятельное участие. К сожалению, при дальнейшем расширении храма и его окружения, были снесены целые кварталы, в том числе и произведения Рафаэля. Изучение творчества Рафаэля в области архитектуры следует начинать с анализа архитектурных мотивов, изображенных в его картинах. Может быть, при этом обнаружится помощь со стороны Браманте. До сих пор, однако, никто не занялся таким интересным исследованием.
Неподражаемо велик Рафаэль, как мастер внутренней отделки помещений фресковой росписью. Особенно прославились арабески, которыми украшены аркады в Ватикане, так называемые ложи. Конечно, в таких больших работах Рафаэль занимался, главным образом, разработкой рисунков, выполнение же их он поручал своим ученикам. Особенно интересны рисунки в древне-классическом стиле, состоящие из растительных орнаментов, спиралей и гирлянд, переплетающихся с фигурами зверей и людей, свидетельствующие о неистощимой фантазии художника и его жизнерадостности. Позднее арабески Рафаэля вызывали в разных странах многочисленные подражания (об участии Рафаэля в постройке собора Петра, где, после смерти Браманте, он занимал положение главного архитектора, мы расскажем в особой главе).
В 1516 году Рафаэль исполнил эскизы для виллы Юлия Медичи (впоследствии папы Климента VII). Следы этой постройки сохранились под названием вилла Мадама; ее лоджия с тройным сводом по своим украшениям является одним из лучших произведений эпохи. Во Флоренции сохранилось небольшое двухэтажное здание — палаццо Пандольфини, оконченное только в 1530 году архитектором Джиованни Франческо Сангалло по планам Рафаэля. Здесь характерна обработка углов здания рустами, составляющими цепь из ложков и тычков, и окна, обработанные по системе «табернакль». Две колонки, высотой равной окну, поставлены по бокам его и несут небольшой антаблемент; под колонками поставлены пьедесталы, по высоте равные подоконной части. Эта система встречается здесь не впервые и будет еще встречаться довольно часто.
Во вторую половину своей непродолжительной бурной жизни Рафаэль занимался преимущественно живописью. Он умер 37 лет и похоронен в Пантеоне. На его памятнике — краткая, выразительная эпитафия, сочиненная кардиналом Бембо: «При его жизни природа опасалась быть им побежденной. Он умер, — и природа умерла вместе с ним».
Характером своего творчества сходен с Рафаэлем тоже, главным образом, живописец Джулио Романо. Упомянем его очень живописную виллу Фредерико Гонзаго в Мантуе. Предполагают, что основная идея виллы была дана Рафаэлем.
Одновременно с Рафаэлем, а иногда и вместе с ним работал великий архитектор и живописец Бальдассаре Перуцци (1480-1536). Он родился в Сиене и начал свою деятельность в качестве живописца. В Риме Перуцци появился в 1503 году и по заказу своего соотечественника и друга Агостина Киджи построил ему дворец-виллу. С 1580 года вилла перешла во владение кардинала Фарнезе и носит название вилла Фарнезина. Архитектура ее содержит чисто римские элементы, отличается благородной простотой, а богато украшенный фриз мог послужить образцом для Сансовино, когда он строил библиотеку Марка в Венеции.
В период 1508-1536 годов Перуцци создал в Риме ряд дворцов Ланте, Линотто, Оссоли, Коста и другие. Есть его постройка-ораториум церкви в Сиене, а дворец Альбергати в Болонье, построенный по его плану через четыре года после его смерти, является замечательным зданием, не уступающим дворцу Фарнезе.
Шедевр Перуцци — построенное им в Риме палаццо Массими. В 1530 году Пиетро и Анджело Массими заказали Перуцци возобновление их дворца, разрушенного в 1527 году бандами коннетабля Бурбона. Использовав частично старые фундаменты и считаясь с косыми углами участка, Перуцци придал правильный вид и красивое расположение дворцу. С тех пор прошло четыре века, но нет ни одной детали, которую можно было бы считать устаревшей. Перуцци начал эту работу в 1532 году, в период расцвета своих сил. Участвуя одновременно в постройке собора Петра, Перуцци надорвал свое здоровье, вызвал зависть конкурентов, стремившихся отнять у него эту видную работу, и был ими отравлен. Свою большую семью Перуцци, не умевший жить по средствам, оставил почти в нищете. Как Рафаэль, он был застигнут смертью во время работы над очередным своим шедевром и, как тот, оставил его неоконченным.
К школе Браманте следует отнести целое поколение архитекторов, вышедших из семьи Сангалло и отчасти уже упомянутых раньше, при рассмотрении архитектуры раннего периода возрождения. Наиболее известными из них были Джулиано Сангалло (дворец Гонди во Флоренции, сотрудничество с Браманте в Риме), его брат Антонио Сангалло старший и, наконец, племянник последнего, знаменитый Антонио Кордиани, прозванный Сангалло младший (1485-1546).
Уроженец Флоренции, Антонио да Сангалло младший, еще будучи очень молодым, изучил архитектуру. В возрасте всего 21 года он построил в Риме дворец Пальма, а в следующем году (1507) он сделал планы и обработку церкви Мариа ди Лоретто, испорченной позднейшей надстройкой фонаря архитектором Джакомо дель Дука (1580). После двадцати лет беспрерывной работы, Антонио Сангалло младший получил от кардинала Александра Фарнезе заказ на постройку дворца в центре нового Рима, недалеко от палаццо Канчелерия.
Палаццо Фарнезе представляет в плане большой, выходящий на четыре улицы четырехугольник, с величественным внутренним двором, окруженным в двух нижних этажах колончатыми аркадами, по системе театра Марцелла. В центре каждого фасада имеются особые входы: главный вход ведет в обширный вестибюль, перекрытый большим, украшенным кессонами цилиндрическим сводом, который опирается своими пятами на два ряда колонн по шести в каждом; стены его украшены пилястрами и нишами. На противоположной стороне расположен другой вестибюль меньших размеров, обработанный с большим изяществом, выходящий на открытую галерею со столбами и арками. Окна первого этажа обработаны наличниками, контрналичниками и сандриками, а во втором этаже они обрамлены ордерами из трехчетвертных колонок, стоящих на пьедесталах и поддерживающих полные антаблементы, завершающиеся чередующимися треугольными и пучковыми фронтонами. Однако, Сангалло не успел закончить это блистательно начатое грандиозное сооружение, так как папа Павел III (1534) сделал его своим архитектором и поручил ему постройку собора Петра, прерванную на 14 лет после смерти Рафаэля.
Для окончания палаццо Фарнезе почти через 10 лет был объявлен конкурс на рисунок венчающего его карниза. На одном из углов дворца была установлена деревянная модель карниза в натуральную величину, которая вызвала всеобщее восхищение и была признана изящнейшим произведением архитектуры. Автором карниза был гениальный скульптор и живописец Микельанджело, который после смерти Сангалло вступил во все права по постройке дворца. Ему принадлежит весь верхний этаж, большое окно с папским гербом над главным входом, вся орнаментировка. Но и после Микельанджело там были исполнены некоторые работы архитектором Джиакомо делла Порта (1580).
В Ватикане Антонио Сангалло младший построил так называемую царскую залу — Сала реджиа, которая служит аванзалом для Сикстинской капеллы, и капеллу Павла III.
Из произведений Сангалло необходимо еще обратить внимание на фасад банка для папских золотых фондов, под названием Санто Спирито (1532), или просто банк Сангалло. Мастерская рука чувствуется в законченности деталей и прекрасных пропорциях. В церковном строительстве уже Сангалло старший дал оригинальный и живописный пример центральнокупольного здания, имеющего в плане форму равноконечного греческого креста, с полукруглой абсидой с одной стороны и с двумя квадратными башенками — с другой. Это церковь Мадонны ди Санбиаджио в Монтепульчиано (1518).
Подобно тому, как Браманте построил собственный дом, который был продан Рафаэлю (в нем Рафаэль и умер), Сангалло тоже построил дом для себя недалеко от дворца Фарнезе. Он сохранился под названием палаццо Сакети на улице Джулиа.
Мы проследили развитие архитектуры в Риме за первую половину XVI века, всего лишь за 50 лет, но искусство за это время прошло путь огромный, многообразный, требовавший необычайной затраты творческой энергии. Воображение с большим усилием укладывает этот путь в узкие рамки полустолетия.
То, что раскрывает искусство второй половины XVI века, настолько оригинально и самобытно, что дает полное основание для выделения его в особый отдел, который мы называем поздним периодом возрождения.
Доведя наше изложение до того момента, когда творение Сангалло передается для завершения гению Микельанджело, казалось бы, проще всего перейти непосредственно к жизни и делам последнего. Однако от этого необходимо отказаться, прежде всего потому, что, обратив все внимание на Рим, мы оставили в стороне сделанное за первую половину XVI века в Италии, а затем и по той причине, что самый обзор творчества Микельанджело будет оторван от периода, который мы называем высоким периодом ренессанса и которому посвящаем особую главу.

Черты реализма в рисунках на тканях и коврах времени Сефевидов Изображение Диониса на тканях византийского Египта