Резьба по стуку в Средней Азии

Введение

Облицовка стен зданий резным стуком в качестве архитектурной декорации — наиболее излюбленный и распространенный вид украшения стен в странах всего Ближнего Востока, особенно в Иране, Афганистане, и в Средней Азии. Облицовка резным стуком находит главное свое применение во внутренних стенах зданий, но и наружные стены иногда украшаются этим же материалом. Способ прикрепления этого вида облицовки к поверхности стены очень прост. Стена из обожженного (сперва высушенного на солнце) кирпича покрывается стуковым слоем, по которому вырезывается узор; иногда стук накладывается на стену, покрытую предварительно слоем глины. Узор прорезается от руки по непросохшему еще стуку.
Давая очерк развития этого вида архитектурной декорации в Средней Азии, мы считаем необходимым со значительными подробностями остановиться на главнейших образцах стуковой резьбы в Иране, начиная с древнейших дошедших до нас памятников, так как в своем историческом прошлом Иран и Средняя Азия постоянно были в тесном общении, чем обусловлены неизбежные взаимовлияния. В иные же эпохи они бывали частями одного и того же государства, обнаруживая в силу этого значительную близость в проявлениях своей культуры и искусства. В типах и стилях архитектурной декорации, в частности в резьбе по стуку, и в Иране и в Средней Азии обнаруживаются родственные черты.
До 1937 г. не было известно в Средней Азии облицовок из резного стука ранее IX в. В этом году экспедиция Узкомстариса под руководством В. А. Шишкина обнаружила в западной части Бухарского оазиса в развалинах Варахша в 35 км к западу от Бухары довольно значительное количество резных стуковых облицовок своеобразного и до сих пор не обнаруженного в Средней Азии типа. Среди найденных фрагментов можно видеть два стиля — один ранний (возможно, II-III вв. н. э.), с очень объемной моделировкой; сюда относятся четыре птицы, рыба, выполненные горельефом, стволы и ветви деревьев с листьями (рис. 16), по трактовке приближающиеся к статуарной пластике, женский торс без головы с античного характера складками одежды. Другой стиль — более плоскостной; из изображений здесь встречаются цветы, орнамент геометрический и растительный, крестики, фрагмент с низким рельефом, изображающим двух рыб на фоне условно трактованных волн (рис. 15). Этот мотив может быть отнесен к VII-VIII вв. Фрагменты первого типа можно сравнить с рельефами из Ктесифона (ранней группы III в.), а торс хочется отнести к еще более раннему времени; аналогии второго типа мы находим в рельефах Хиры в Месопотамии, датированных VIII в.

В 1938 г. работы в Варахше были продолжены. Откопан ряд новых фрагментов резьбы: безбородые и бородатые головы, изображения лошадей и пр.
В. А. Шишкин (В. А. Шишкин Резная стуковая декорация из развалин Варахша («Искусство», 1938, № 5) высказывает предположение, что найденные им в Варахше фрагменты происходят из дворца Бухар-Худатов (правителей Бухары до введения в Бухаре ислама), о котором сообщает сведения писатель X в. Мухаммед-Наршахи. У Наршахи в его «Истории Бухары» (пер. И. Лыкошина, 1897 г., стр. 26) читаем следующее: «Варахша — одно из больших селений. Оно прежде по величине не уступало городу Бухаре и по времени основания древнее Бухары». О дворце Наршахи пишет так (там же, стр. 26): «Там же находился красивый дворец, красота которого вошла в поговорку; он был выстроен Бухар-Худатом более тысячи лет назад. Давно уже дворец этот пришел в упадок и разрушение, когда Хунук-Худат возобновил его. После возобновления дворец снова успел разрушиться. Но Буниат, сын Техшады, в эпоху ислама отстроил дворец заново и жил там». Затем Наршахи сообщает ряд сведений из дальнейшей истории этой дворцовой постройки. Эмир Исмаил Саманид (IX-X в.) призвал к себе жителей этого селения и сказал им, что он согласен дать 20 тысяч диргемов и необходимый для постройки лес и материал (к тому же часть здания была еще цела), с тем чтобы они переделали этот дворец в соборную мечеть. Но жители не согласились на это предложение, сославшись на то, что селение их не нуждается в соборной мечети и не настолько значительно, чтобы здесь строить соборную мечеть. В середине X в. Ахмад сын Нуха воспользовался лесом из этого дворца, перевез деревянные части в город и употребил их для того, чтобы отстроить свой дворец у ворот бухарской крепости. В. А. Шишкин в указанной выше статье отмечает значение вновь открытых материалов для истории искусства древнего Согда, одной из важнейших областей которого была область Бухары. Он датирует данную стуковую декорацию VI-VII в., часть же предположительно VIII в. «Хотя относительно последнего, — пишет он, — следует оговориться, что эти различные типы резьбы могли просто соответствовать различным местам в композиции декоративного оформления стены: панели, панно, карнизам и т. п.».
Открытие варахшских фрагментов, являющихся первым примером стуковой резной или рельефной декорации в Средней Азии эпохи ранее арабского завоевания, заставляет обратиться к проведению параллели между данным типом архитектурной декорации в Иране и в Месопотамии.

Резьба по терракоте в Средней Азии Кирпичная орнаментация в Средней Азии