Содержание
Взаимодействие античности и варварства
Развитие прероманского искусства на Западе дает яркую картину того процесса взаимодействия античности и варварской художественной культуры, который определяет сложение всего средневекового искусства Европы. Ведущей в этом процессе для прероманского периода является художественная культура варваров. В отличие от Византии, с ее ярко выраженной античной традицией, в прероманском искусстве со второй половины I тысячелетия на первый план выступают именно варварские элементы.
Художественная культура варварских народов — германцев, кельтов, славян имела свое многотысячелетнее прошлое доклассового развития и древнюю, прочно сложившуюся художественную традицию, которую, даже в близких к Италии или Греции провинциях, не могли стереть воздействия античного искусства. Наряду с развитой и богатой по формам орнаментальной традицией, одним из проявлений которой была и орнаментация эпохи переселения народов, в варварском искусстве всегда существовало стремление к изображению явлений окружающей действительности, особенно же — образов народной мифологии и эпоса. Подобного рода изображения в варварском искусстве были еще несовершенны, часто условны по формам, композиции и с этой стороны, конечно, сильно отличались от развитого реализма античного искусства. Но в варварском искусстве, со свойственной его наивному реализму выразительностью и глубокими народными корнями всей его основы, была заложена могучая потенциальная сила, сказавшаяся на всем дальнейшем развитии средневекового искусства.
Варварское искусство Скандинавии
Памятники варварского искусства Европы в рассматриваемый период могут быть лучше всего изучены в странах Скандинавии, народы которой еще к концу I тысячелетия н. э. находились на высшей ступени варварства. В орнаментации здесь полностью господствует стиль сложных ленточных плетений со звериными телами и мордами, запутанными в плетении. Распространенность звериных плетений в скандинавском искусстве такова, что они часто вводятся как элемент в чисто сюжетные, повествовательные композиции. Так, на одном из камней с руническими надписями из Рамсундсберга изображены сопоставленные друг с другом эпизоды из эпической саги о подвигах сказочного героя Сигурда: ковка оружия, конь Сигурда, привязанный у волшебного дерева, на котором сидят вещие птицы, убийство предателя Регина. В центральном эпизоде — сражении Сигурда с драконом — тело дракона, изображенное в виде декоративной ленты с высовывающимися из нее в нескольких местах головами, окружает всю композицию, а Сигурд, пронзающий дракона мечом, помещен внизу сбоку (рис. 21).
Повествовательные изображения сюжетов из различных саг и мифологических сказаний мы находим на целом ряде рунических камней. Распространены также изображения, рассказывающие о военных походах, сражениях и т. п. Среди памятников этого рода особенно интересны военные сцены на серебряной оковке шлемов, найденных в погребениях Венделя в Швеции. Подобные изображения встречаются часто и на отельных серебряных и бронзовых пластинах, также служивших, очевидно, для украшения оружия или других предметов. Среди них мы находим замечательные бытовые сценки, например, поводыря с медведем, воинов, танцующих какой-то военный танец с копьями, причем один из воинов переодет в шкуру медведя (рис. 22).
Памятники из Осеберга
В 1904 г. в Норвегии, близ Осло, в Осеберге, было обнаружено богатое варварское погребение в большом деревянном корабле. Погребение было женское, как полагают, королевы Осе, умершей около 800 г. Корабль и наполнявшие его предметы, среди которых находилось несколько саней, телега, различная утварь, ткани и т. п., прекрасно сохранились. Все эти предметы покрыты очень сложной и совершенной резьбой по дереву с орнаментами геометрического и, главным образом, так называемого «звериного» стиля (рис. 23). Среди плетений встречаются изображения людей, борющихся с различными «чудовищами». Отдельные изображения звериных морд, особенно в скульптурных навершнях саней и других предметов, выполнены реалистически, с большой экспрессией.
Осебергская находка дает ценнейшие данные для суждения о той резьбе по дереву, которая, судя по сохранившимся в эпосе и в хрониках современников описаниям, была очень распространена в варварской архитектуре и, несомненно, сильно повлияла потом на характер каменной резьбы в зданиях романского зодчества. Остатки такой деревянной резьбы сохранились в некоторых памятниках ранней средневековой архитектуры Скандинавии и других стран. На основании описаний современников можно судить и о характере языческих храмов, сохранявшихся еще в X в. у западных славян. Эти описания свидетельствуют о сравнительно высоком уровне варварской деревянной архитектуры. Сефрид об одном из главных славянских храмов в Штетине писал, что он был «удивительной архитектуры и отделки. Внешняя и внутренняя сторона стен была украшена резными рельефными изображениями людей, птиц и зверей, так живо сделанными, что, кажется, они дышали и жили, и скажу за редкость, краски, которыми были покрыты изображения внешней стороны стен, были так прочны, что ни ливень, ни снег не могли на них действовать. В нем хранились разные драгоценные вещи, оружие и пр. В нем же был идол…»
Кельтское и англо-саксонское искусство
Развитую художественную культуру имели также кельтские варварские народы в Ирландии и Англии, где она смешалась с близкой ей культурой англо-саксонских племен, завоевавших Англию в V в. н. э. Кельтское искусство еще во II-I вв. до н. э. знало развитую орнаментику с звериными мотивами, плетение, полихромные инкрустации. На островах Ирландии и Британии, а также на материке в Бретани и Нормандии была издавна распространена каменная мегалитическая архитектура, которая оказала значительное влияние на раннюю христианскую архитектуру этих стран. В Англии и Ирландии издавна также практиковалась резьба по камню, и она, с проникновением сюда христианства, оставила ряд интересных памятников в виде больших каменных крестов и совсем варварских по форме надгробий. В их резьбе причудливо переплетаются христианские сюжеты с сюжетами языческими и с варварской звериной орнаментикой. Аналогичное явление мы наблюдаем в англосаксонской резьбе по кости и в миниатюре VII-IX вв.
Ирландская миниатюра
Наиболее замечательными памятниками раннего Средневековья, которые показывают все своеобразие преломления в варварской художественной культуре внешне усвоенных христианских сюжетов и образов, являются ирландские миниатюры. В Ирландии, благодаря рано эмигрировавшему сюда монашеству из Сирии и Египта, уже в VII-VIII вв. образовалась развитая школа миниатюры, оказавшая сильное воздействие на англосаксонскую миниатюру. Главными памятниками ирландской миниатюры являются: «Книга из Дурроу» середины VII в., «Келлская книга» начала VIII в., «Евангелие из Ехтернаха» VIII в., «Сент-Галленское евангелие» VIII в.
Для ирландских рукописей типичен чисто декоративный характер миниатюр с богатейшими узорами во всю страницу из звериных и ленточных плетений и криволинейных, типично кельтских орнаментов с так называемыми трубчатыми мотивами (т. е. орнаментальное украшение, имеющее благодаря двойным, как бы развертывающимся спиралям форму раструба). В миниатюрах часто встречаются изображения символов евангелистов или же их фигур, причем трактовка фигур следует тем же орнаментальным принципам: отдельные части фигуры — волосы, усы и борода, руки, одежда и пр. — воспринимаются как чисто декоративные мотивы и подчиняются общему ритму прихотливого линейного узора (рис. 24). Особенностью ирландской миниатюры является развитой узорный инициал, часто заполняющий собой почти всю страницу.
Меровингское искусство
Те же стилистические черты видим мы в раннехристианском искусстве меровингской Галлии и в Испании. Но здесь отчетливее выступают элементы античной традиции, особенно сильной на юге Франции. Эта античная традиция в прероманском искусстве Франции известна нам в двух вариантах: одна — местная, уже в римской Галлии подвергшаяся известной варварской переработке (например, рельефы из Метца и Пуатье VI-VII вв.), другая идет вместе с церковным искусством из Италии, а частью и из Византии и христианского Востока. В этот период во Франции строится целый ряд не дошедших до нас базилик, о пышном убранстве и размерах которых мы можем судить только по описаниям современников. Так, базилика св. Мартина в Туре, построенная около 172 г., имела внутри 120 мраморных колонн. Остатки зданий как этого, так и каролингского периода в своей декорировке показывают сильное влияние мотивов древнего латэнского искусства. Варварский стиль украшений богато представлен на всех памятниках художественного ремесла, из которых во Франции особенно известна золотая оправа меча из гробницы Хильдерика (ум. в 481 г.) с инкрустациями из красного стекла и граната, а в Испании — вотивные короны вестготских королей VII в. (рис. 25), богато украшенные по ободу камнями, а на подвесных буквах — перегородчатой инкрустацией из красных смальт. Меровингские рукописи («Луксейльский лекционарий», около 700 г. и «Геллонский сакраментарий» VIII в. — оба в Парижской Национальной библиотеке, «Гомилий Григория Великого» VIII в. в Ленинградской Гос. Публичной библиотеке и др.) развивают орнаментальные мотивы в виде характерных инициалов с фигурой рыбы, растительные мотивы, аркады с фигурами птиц, иногда — реалистически охарактеризованные звериные мотивы и сравнительно редко украшаются миниатюрами с христианскими сюжетами.
Каролингское искусство
Попытка создания варварской империи Карлом Великим имела большое значение для развития искусства на Западе. Карл, стремясь создать в новой империи культуру и искусство, не уступающие развитой культуре Византии, развернул широкую строительную деятельность, основывал школы, приглашал отовсюду ученых, искусных мастеров, художников. В результате в архитектуре и искусстве IX в. при Каролингах наступает определенный подъем, который часто называют «каролингским Ренессансом». Термин этот, конечно, преувеличивает значение происшедших изменений в искусстве, ибо подъем был кратковременным и, по существу, не глубоким. Коснулся он главным образом только королевских художественных школ, а само обращение к античной традиции было поверхностным и шло либо через памятники раннехристианского искусства, либо через искусство Византии. Из сохранившихся памятников архитектуры этого периода показательна построенная при Карле Великом в его столице Ахене дворцовая капелла, ныне Ахенский собор (796-804). По плану и внутреннему оформлению здание это имело своим образцом церковь св. Виталия в Равенне — репрезентативный памятник могущества империи Юстиниана в VI в., но зодчие Карла внесли в постройку значительные видоизменения. Интересно, что для своих построек Карл заставлял привозить мрамор и целые колонны через Альпы из Италии. Из других памятников каролингского зодчества следует назвать небольшую круглую церковь св. Михаила в Фульде (820-822), крестово-купольную по византийским образцам церковь Сен-Жермэн-де-Пре (заложена в 806 году, но значительно перестроена в XIX в.) и сохранившуюся часть нартекса с воротами на арках церкви в Лорше (закончена в 774 г.), стены которой выложены полихромным узором из чередующихся белых и красных камней.
Из мозаик и живописи каролингского времени, о богатстве и разнообразии которых мы знаем по литературным источникам, до нас дошла лишь мозаика в куполе абсиды церкви Сен-Жермэн-де-Пре. Мозаика эта воспроизводит описанный в библии «ковчег завета», т. е. ящик, в котором хранились скрижали с заповедями. Над крышкой ковчега возвышались две литые из золота фигурки ангелов. Изображая их, мастер не удовлетворился этими маленькими фигурками и добавил по бокам ковчега две другие огромные фигуры ангелов с крыльями, распростертыми по куполу абсиды. По стилю своему мозаика близка к некоторым изображениям ангелов на мозаиках Равенны, но дает совершенно своеобразную переработку мотива, стремясь к грандиозной величественности образов.
Каролингские миниатюры
О характере искусства каролингского периода значительно полнее свидетельствуют памятники миниатюрной живописи. По ним мы можем установить типичнейшую черту феодального искусства раннего Средневековья, отражающую систему феодальной раздробленности этого времени, — наличие различных замкнутых в себе местных художественных школ. Центрами этих школ, если иметь в виду живопись миниатюр, были главным образом монастыри, но существовали, кроме того, королевские, а позднее, с XI в., и городские школы. Для каролингского времени отметим: Турскую школу, Реймскую, из которой вышел такой замечательный памятник, как «Утрехтская псалтырь», и не локализованную еще точно школу рукописей, самыми известными памятниками которой являются «Евангеларий Годескалька» (писец рукописи, около 781 г.) и «Рукопись Ады», заказанная монахиней Адой, по преданию, сестрой Карла Великого. Рукописи последней школы дают богатую орнаментацию, широко пользуются пурпуром для фона, золотом и серебром для шрифтов, развивают узоры из цветных квадратов, изображают растения, птиц (павлинов) и аркады. Что касается изображения фигур, то в них заметно подражание позднеантичным образцам, возможно, в византийской переработке. Выступающая несколько позднее (расцвет в середине IX в.) Турская школа значительно расширяет круг обычных для миниатюр сюжетов и свободнее трактует изображения. Одним из лучших памятников этой школы является «Евангелие Лотаря», исполненное по заказу императора между 840-843 гг. Одна из миниатюр рукописи дает репрезентативное изображение самого Лотаря на троне и его телохранителей. Это наиболее ранний памятник распространенных и типичных для феодального искусства раннего Средневековья изображений различных феодальных владык (рис. 26, миниатюра с изображением германского императора Оттона III из евангелия его же имени).
Школа Рейхенау
Несколько позднее, при Оттонах, в X и начале XI вв., немецкая школа Рейхенау разрабатывает такой тип изображений уже с полной законченностью. Школа Рейхенау, примыкая в своих истоках к школе «Рукописи Ады», развивает ее принципы в богатой и сложной орнаментации и в миниатюрах, завершающих процесс сложения стиля феодальной живописи X-ХI вв. Крупнейшими памятниками этой школы являются «Кодекс Эгберта» (конец X в.), «Бамбергский евангеларий» и «Евангелие Оттона III» (конец X, нач. XI вв.).
«Утрехтская псалтырь»
Особняком стоит во всей этой группе рукописей знаменитая «Утрехтская псалтырь» IX в. Подобно византийской «Хлудовской псалтыри», «Утрехтская псалтырь» содержит свыше 150 больших рисунков пером, представляющих свободные композиции, навеянные художнику текстами псалмов. В этой рукописи поражает все: неистощимое богатство тем и образов, виртуозное владение рисунком, передающим все оттенки замыслов художника, наконец, глубокий реализм многих изображений, причудливо сочетающийся с повышенной экспрессией (рис. 27). Наибольший интерес по силе реалистической трактовки представляет серия бытовых изображений, свидетельствующая о том, что стремление к реализму и отображению действительности никогда не угасало в развитии искусства раннего Средневековья.