Эрмитажная энциклопедия текстиля: костюм XVIII — первой половины XIX вв.

29 июля — 29 октября 2017 г. в Государственном Эрмитаже прошла масштабная выставка «Эрмитажная энциклопедия текстиля. История», на которой впервые единовременно выставлялись богатейшие текстильные коллекции Эрмитажа. Были представлены текстильные произведения различных исторических периодов, разных стран: образцы тканей, вышивки, ковры, гобелены, кружева, светские костюмы, церковное облачение и прочее. Вероятно, самым большим вниманием публики пользовались костюмы, принадлежавшие монаршим и придворным особам — эти экспонаты неизменно собирали около себя множество посетителей. Поэтому предлагаем фотоотчет данной части выставки (с подробным описанием экспонатов). В настоящей статье рассматриваются костюмы XVIII — первой половины XIX вв.

Парадный костюм императора Петра I

Гродетур, тафта, холст, шерстяная ткань, серебряные нити, канитель, дерево (основа пуговиц), бумага (основа шитой орденской звезды), чернила; серебрение, вышивка, плетение. Берлин; Санкт-Петербург, 1724 г.

 

Костюм Петра I был исполнен в 1724 г. для торжественной церемонии коронации его супруги Екатерины Алексеевны. Кафтан, камзол, штаны, пояс с портупеей сшиты из голубого гродетура, отделаны вышивкой серебряной нитью в виде переплетающихся веток. По устоявшейся легенде, Екатерина Алексеевна вышила костюм собственными руками. На левой стороне кафтана закреплена шитая звезда ордена Андрея Первозванного, через правое плечо к левому бедру перекинута голубая орденская лента.


Мундир Петра I по форме офицера Лейб-Гвардии Преображенского полка

Сукно, тафта, фетр, серебро, шелковая, металлическая нить, бронза; плетение, литье, штамповка, золочение. Россия, нач. XVIII в. (до 1709 г.). Европейские и русские мастера.

 

Мундир был на Петре I во время Полтавского сражения 27 июня 1709 г.

Примечательно, что до 1720 г. форма офицеров полка не была строго регламентирована; обязательным являлось только соблюдение полковых цветов — «темно-крапивного» и красного. Парадные офицерские мундиры были богато расшиты золотыми и серебряными позументами. В обычные дни гвардейские офицеры надевали более простое «строевое платье», ранговыми отличиями служили офицерские шейные знаки, шарфы и темляки.


Платье «robe à française» с нижней стеганой юбкой

Шелковая, льняная ткань, ленты, шелковый шнур, нити шелковые, металл, атлас, вата; набойка, стеганье, ручная работа. Западная Европа (?); Россия (?), 1760-е гг.

Платье "robe à française"


Платье со складкой Ватто

Шелк, золочение; брошировка. Франция, 1730-1750 гг.

Платье со складкой Ватто

Прекрасный экземпляр французского дамского костюма эпохи рококо. Платье сшито из светлого тяжелого шелка, затканного золочеными нитями. Эта ткань является характерным образцом продукции знаменитой Лионской мануфактуры в духе Ж. Ревеля (художник Ж. Ревель создавал рисунки для тканей с крупными формами и в натуралистической манере). На спинке — складки, заложенные от основания ворота и свободно падающие вниз, переходящие в шлейф. Такой покрой платья, модный в 1720-1750-х гг. получил отклик в творчестве французского художника А. Ватто. Он часто рисовал дам в таком костюме. В его картинах с «галантными сценами» дамы изображались на переднем плане, с ниспадающими складками на платьях, поэтому в XIX в. такой необычный покрой спинки получил название «складка Ватто».


Костюм мундирный по форме Лейб-Гвардии Конного полка (принадлежал императрице Екатерине II)

Состоит из верхнего платья-редингота и юбки. Шелк, золотой галун, бронза; плетение, штамповка, золочение, ручная работа. Россия, верхнее платье — 1789 г., юбка — 1786 г.

Костюм мундирный Екатерины II


Сюртук-редингот (принадлежал великому князю Александру Павловичу)

Бархат, шелковый плюш, нить золоченая, блестки, металлические плашки, дерево; вышивка, золочение. Санкт-Петербург, 1790-е гг.

Сюртук-редингот великого князя Александра Павловича


Плащ (принадлежал Евгению Богарне)

Бархат, атлас; вышивка золочеными нитями в технике узорного золоченого шитья; канитель, фольга, блестки и бить уложены вприкреп. Париж. Мастерская А.-Ф.-А. Пико. 1805г. По модели Ж.-Б. Изабе (?).

Плащ Евгения Богарне


Бальное платье из белого батиста

Батист; вышивка золотой нитью. Россия, 1800-е гг.

 


Парадное платье (принадлежало вдовствующей императрице Марии Федоровне)

Шелковый муар, тюль, кружево, металлические нити, бить; вышивка. Санкт-Петербург, 1820-е гг.

 

Платье вдовы Павла I, императрицы Марии Федоровны — блестящий образец парадного придворного костюма эпохи ампир. Восхитительна отделка платья — виртуозно исполненное золотое шитье, в узоре которого присутствуют элементы античной орнаментики — меандра, пальметт и розеток.


Бальные платья (принадлежали княгине З.И. Юсуповой)

Тюль, вышивка синелью, бусинами и стальными полированными тульскими блестками. Россия, Санкт-Петербург, 1826-1827 гг.

Богато декорированные платья, в полной мере отражающие моду середины 1820-х гг. В те годы отделки платьев напоминали настоящие головоломки — переплетенные ленты, кружева, искусственные цветы, бусы «под жемчуг».

Эрмитажная энциклопедия текстиля: костюм второй половины XIX — начала XX вв. Сокровища Гималаев