29 июля — 29 октября 2017 г. в Государственном Эрмитаже прошла масштабная выставка «Эрмитажная энциклопедия текстиля. История», на которой впервые единовременно выставлялись богатейшие текстильные коллекции Эрмитажа. Были представлены текстильные произведения различных исторических периодов, разных стран: образцы тканей, вышивки, ковры, гобелены, кружева, светские костюмы, церковное облачение и прочее. Вероятно, самым большим вниманием публики пользовались костюмы, принадлежавшие монаршим и придворным особам — эти экспонаты неизменно собирали около себя множество посетителей. Поэтому предлагаем фотоотчет данной части выставки (с подробным описанием экспонатов). В настоящей статье рассматриваются костюмы XVIII — первой половины XIX вв.
Парадный костюм императора Петра I
Гродетур, тафта, холст, шерстяная ткань, серебряные нити, канитель, дерево (основа пуговиц), бумага (основа шитой орденской звезды), чернила; серебрение, вышивка, плетение. Берлин; Санкт-Петербург, 1724 г.
Костюм Петра I был исполнен в 1724 г. для торжественной церемонии коронации его супруги Екатерины Алексеевны. Кафтан, камзол, штаны, пояс с портупеей сшиты из голубого гродетура, отделаны вышивкой серебряной нитью в виде переплетающихся веток. По устоявшейся легенде, Екатерина Алексеевна вышила костюм собственными руками. На левой стороне кафтана закреплена шитая звезда ордена Андрея Первозванного, через правое плечо к левому бедру перекинута голубая орденская лента.
Мундир Петра I по форме офицера Лейб-Гвардии Преображенского полка
Сукно, тафта, фетр, серебро, шелковая, металлическая нить, бронза; плетение, литье, штамповка, золочение. Россия, нач. XVIII в. (до 1709 г.). Европейские и русские мастера.
Мундир был на Петре I во время Полтавского сражения 27 июня 1709 г.
Примечательно, что до 1720 г. форма офицеров полка не была строго регламентирована; обязательным являлось только соблюдение полковых цветов — «темно-крапивного» и красного. Парадные офицерские мундиры были богато расшиты золотыми и серебряными позументами. В обычные дни гвардейские офицеры надевали более простое «строевое платье», ранговыми отличиями служили офицерские шейные знаки, шарфы и темляки.
Платье «robe à française» с нижней стеганой юбкой
Шелковая, льняная ткань, ленты, шелковый шнур, нити шелковые, металл, атлас, вата; набойка, стеганье, ручная работа. Западная Европа (?); Россия (?), 1760-е гг.
Платье со складкой Ватто
Шелк, золочение; брошировка. Франция, 1730-1750 гг.
Прекрасный экземпляр французского дамского костюма эпохи рококо. Платье сшито из светлого тяжелого шелка, затканного золочеными нитями. Эта ткань является характерным образцом продукции знаменитой Лионской мануфактуры в духе Ж. Ревеля (художник Ж. Ревель создавал рисунки для тканей с крупными формами и в натуралистической манере). На спинке — складки, заложенные от основания ворота и свободно падающие вниз, переходящие в шлейф. Такой покрой платья, модный в 1720-1750-х гг. получил отклик в творчестве французского художника А. Ватто. Он часто рисовал дам в таком костюме. В его картинах с «галантными сценами» дамы изображались на переднем плане, с ниспадающими складками на платьях, поэтому в XIX в. такой необычный покрой спинки получил название «складка Ватто».
Костюм мундирный по форме Лейб-Гвардии Конного полка (принадлежал императрице Екатерине II)
Состоит из верхнего платья-редингота и юбки. Шелк, золотой галун, бронза; плетение, штамповка, золочение, ручная работа. Россия, верхнее платье — 1789 г., юбка — 1786 г.
Сюртук-редингот (принадлежал великому князю Александру Павловичу)
Бархат, шелковый плюш, нить золоченая, блестки, металлические плашки, дерево; вышивка, золочение. Санкт-Петербург, 1790-е гг.
Плащ (принадлежал Евгению Богарне)
Бархат, атлас; вышивка золочеными нитями в технике узорного золоченого шитья; канитель, фольга, блестки и бить уложены вприкреп. Париж. Мастерская А.-Ф.-А. Пико. 1805г. По модели Ж.-Б. Изабе (?).
Бальное платье из белого батиста
Батист; вышивка золотой нитью. Россия, 1800-е гг.
Парадное платье (принадлежало вдовствующей императрице Марии Федоровне)
Шелковый муар, тюль, кружево, металлические нити, бить; вышивка. Санкт-Петербург, 1820-е гг.
Платье вдовы Павла I, императрицы Марии Федоровны — блестящий образец парадного придворного костюма эпохи ампир. Восхитительна отделка платья — виртуозно исполненное золотое шитье, в узоре которого присутствуют элементы античной орнаментики — меандра, пальметт и розеток.
Бальные платья (принадлежали княгине З.И. Юсуповой)
Тюль, вышивка синелью, бусинами и стальными полированными тульскими блестками. Россия, Санкт-Петербург, 1826-1827 гг.
Богато декорированные платья, в полной мере отражающие моду середины 1820-х гг. В те годы отделки платьев напоминали настоящие головоломки — переплетенные ленты, кружева, искусственные цветы, бусы «под жемчуг».