Вторая часть фотоотчета с выставки «Эрмитажная энциклопедия текстиля». Первая часть — «Эрмитажная энциклопедия текстиля: костюм XVIII — первой половины XIX вв.».
Парадное платье императрицы Марии Фёдоровны
Бархат, атлас, кружево, серебро, нить золоченая, бить золоченая, канитель, китовый ус, бронза; золотое шитье, литье, штамповка, золочение.
Платье императрицы Марии Фёдоровны (1847 — 1928 гг.), жены императора Александра III и матери Николая II.
Парадное платье императрицы Александры Фёдоровны
Бархат, атлас, нить золоченая, бить золоченая, канитель, китовый ус, блестки, металл; штамповка, золотое шитье.
Платье императрицы Александры Фёдоровны, жены последнего российского императора Николая II.
Парадное платье княгини З.Н. Юсуповой
Шелк, серебро, нить посеребренная, бить серебряная, канитель, блестки, китовый ус, металл; вышивка, литье, штамповка, серебрение.
Бальное платье (принадлежало императрице Александре Федоровне)
Германия, Франкфурт, 1894 г. Мастерская Вальшмидт. Основная ткань — шелк с узором, имитирующим муар; буфчатые рукава, берта (оборка) на декольте, банты-шу выполнены из шифона. Сзади к лифу пришита «складка Ватто».
Платье было сшито по последней парижской моде для Аликс Гессен-Дармштадской (будущая российская императрица Александра Федоровна) в то время, когда она была официальной невестой наследника цесаревича Николая Александровича. Она привезла это платье в Россию среди предметов своего гардероба осенью 1894 г.
Далее — три несколько неожиданных и весьма любопытных экспоната: маскарадные костюмы, представляющие из себя одежду русской знати XVII века. Дело в том, что в конце XIX в. у российской аристократии в моде были костюмированные балы, посвященные так называемой русской теме. Устраивались они с большой пышностью, костюмы заказывались в самых лучших ателье Петербурга и Москвы, а также в мастерских императорских театров. Костюмы, рассматриваемые в настоящей статье, — с самого грандиозного бала в «русском» стиле, состоявшегося в феврале 1903 г. в Зимнем дворце. Костюмы эти уцелели не полностью, некоторые предметы и детали утеряны.
Маскарадный костюм великой княгини Ксении Александровны («боярыня XVII века»)
Россия, Санкт-Петербург (?), 1903 г. Узорчатый шелк, атлас, шелковый репс, золотой глазет, золоченые нити, золоченая бить, галун, искусственный жемчуг, белый металл; вышивка, низание, штамповка.
Костюм великой княгини Ксении Александровны (сестры императора Николая II) стилизован под одежду боярыни времени правления царя Алексея Михайловича. На выставке был представлен только так называемый летник (длинная женская верхняя одежда с очень широкими рукавами). Другие предметы костюма — нижнее платье с рукавами на широком манжете, богато расшитое оплечье и кокошник — утеряны.
Маскарадный костюм княгини З.Н. Юсуповой («боярыня XVII века»)
Россия, Санкт-Петербург, 1903 г. Шелк, серебряный глазет, атлас, перламутровая зернь, металлические нити, блестки, канитель; низание, плетение, вышивка.
До наших дней от костюма княгини Юсуповой дошло только это платье. Накидка же с меховой оторочкой, кокошник и обувь не сохранились.
Маскарадный костюм графа А.А. Бобринского («боярин XVII века»)
Россия, Санкт-Петербург (?), 1903 г. Шелк, парча, металлические нити, медь, кружево; литье, серебрение, золочение, плетение, вышивка.
Костюм гофмейстера Двора Его Императорского Величества, действительного статского советника графа Алексея Александровича Бобринского на выставке был представлен двумя предметами: нижним кафтаном с воротником-«козырем» и верхним распашным кафтаном с длинными разрезными рукавами.
Вечернее платье
Россия, Санкт-Петербург, 1890-е гг. Шелк, хлопчатобумажная ткань, кружево ручной работы и машинного производства, шелковые нити, металл; вышивка, аппликация, штамповка.
Нарядный туалет столичной дамы периода раннего модерна. Интересна ткань — шелк цвета слоновой кости с вытканным узором в виде характерных для стиля модерн удлиненных побегов, листьев, бутонов и раскрытых цветков вьюнка.
Бальное платье великой княжны
Франция, Париж, 1912-1914 гг. Модный дом Федерик. Розовый атлас, тюль, газ-шифон, металлическое кружево; аппликация, вышивка по тюлю стеклярусом.
Принадлежало одной из старших великих княжон, дочерей Николая II (Ольге или Татьяне).
Костюм начала XX в. на выставке был представлен в основном платьями Веры Викторовны Карахан, жены известного революционера, а впоследствии советского дипломата Л.М. Карахана. До замужества Вера Викторовна была довольно популярной актрисой немого кино. Она обладала утонченным вкусом и одевалась у лучших модельеров.
Бальное платье с тюником на белом атласном чехле (принадлежало В.В. Карахан)
Франция, Париж, 1910 г. Модный дом Пакен. Шифон, тюль, атлас, бисер, стеклярус, бусы, блестки; вышивка.
Послеобеденное платье из шелка цвета цикламен (принадлежало В.В. Карахан)
Франция, Париж, 1912-1914 гг. Модный дом сестер Калло. Шелк; вышивка бисером.
Сорти-де-баль (принадлежало В.В. Карахан)
Россия (?), 1912-1914 гг. Шелк, кружево, металл; плетение.
Накидка (сорти-де-баль) из шелка цвета цикламен, покрой — кимоно. Края расшиты золоченой нитью в китайском стиле. Правая пола обшита по краю бахромой из золотой канители. При одевании перекидывается через левое плечо.
Бальное платье из розового газа (принадлежало В.В. Карахан)
Франция, Париж, 1911-1913 гг. Модный дом сестер Калло. Тюль, атлас; вышивка серебряной битью.