Содержание
Искусство производить ковры зародилось еще на заре цивилизации восточных народов. Английский исследователь Георг Бердвуд (Birdwood) (Oriental Carpets. Publiched by the Imp. and Roy. Austrian Commercial Museum. Oriental Manufacture of Sumptuary Carpets by sir George Birdwood) полагает, что ковры впервые начали делать в Египте и на берегах Тигра и Евфрата, а затем постепенно это искусство перешло в Малую Азию, Персию и даже Индию.
Культура и просвещение из этих стран, постепенно проникая на Кавказ, принесли с собой еще во времена глубокой древности и умение делать ковры.
Красивыми, поэтическими легендами окружены древнейшие сказания о коврах, которые в ту эпоху несомненно носили характер произведений высшего искусства наиболее культурной части общества, а не предметов промысловой деятельности народных масс.
Великолепные, художественно выполненные ковры фигурируют в пышной обстановке фараонов и шахов, при религиозных церемониях разных культов и прославляют трудолюбие и искусство, часто весьма высокопоставленных женщин, окруженных ореолом высокой добродетели. В ковровых рисунках мастерица изображала окружающую природу, опоэтизированный ей какой-либо фантастический сюжет или даже событие из текущей исторической жизни.
Традиции смотреть на ковровые изделия, как на драгоценные произведения высшего искусства, сохранились до сих пор во многих зажиточных домах кавказских народностей, но умение делать ковры постепенно проникает в широкие слои кочевого и земледельческого населения и под давлением нужды в денежных заработках, превращается в промысел чисто кустарного характера.
Ковровым делом, как кустарным производством, в настоящее время уже занимаются широкие слои крестьянского населения, у которого в большинстве случаев нет ни достаточно развитого художественного вкуса, ни тонкого технического умения. Нужда заставляет спешить с окончанием работы, в которой мы теперь уже почти не видим былой широты поэтического замысла в рисунке и артистической виртуозности в технике.
В старинных, сохранившихся до нашего времени, коврах и унаследованных от прежних поколений знаниях современных мастериц мы не можем не видеть глубокие следы самобытной, во многих отношениях весьма оригинальной культуры кавказских народов, которые уже в течение ряда веков вкладывали в это дело свое искусство, знание и беззаветное труженничество.
Теперь это знание дает населению многих районов края кусок насущного хлеба.
Районы коврового промысла и некоторые особенности изделий
Ковровый промысел получил весьма серьезное распространение в пределах южного и восточного Закавказья. На Северном Кавказе этого производства совершенно нет у русского населения, а у туземцев горной и плоскостной части оно развито лишь в некоторых местах, приспособлено к условиям домашнего потребления и носит скорее любительский, чем промышленный характер. Точно также не имеет это дело экономического значения в Грузии и во всем западном Закавказье и Черноморском побережье. Нам приходилось, правда, видеть ковры, преимущественно безворсные (паласы), сотканные горцами-грузинами Тионетского и Душетского уездов Тифлисской губ. и даже известными сельскими рукодельницами-имеретинками Кутаисского уезда, но эти изделия в большинстве случаев представляют лишь не всегда удачную копию по большей части простейшего рисунка карабахского коврового района и не имеют никакого рыночного значения. Из ковровых районов прежде всего остановимся на Дагестане. Е.И. Казубский в своем «Очерке кустарной промышленности» (Труды первого съезда деятелей по кустарной промышленности Кавказа в Тифлисе в 1901 году, стр. 26) этой области говорит: «производство ковров и паласов распространено по всей области. Выдаются в Аварском округе сел. Тлох, Хунзах, Н. Харадарых, Орота; в Андийском округе сел. Карата; в Гунибском округе Куяда, Корода, Гергебиль, Тилитль (в 1900 г. ткачи паласов выручили 940 руб., сукон — 480 руб.); в Даргинском округе Леваши, Гаса-Кент, Тацырь-Кент, Верхние Мулебки, Джанга-Махи (в 1899 г. выделали 950 паласов и 245 войлоков); в Казикумухском — сел. Арчи; в Кайтаго-Табасаранском ковры, паласы и пр. выделываются в незначительной степени в некоторых селениях северной Табасарани, большей частью для домашнего употребления. Стоимость предметов от 3 до 80 руб., ася производительность доходит до 2000 р. Ковры среднего достоинства. Всех мастеров 30. В Кюринском округе ковровое и паласное производства очень развиты; ими занимаются жители сел. Вакаляр, Имам Кули-кент, Орта-Стал, Юхари-Стал, Манерам-кент, Касум-кент, Гиляр, Ашага-стал, Аликент. Ковровое производство в этом округе в последнее время переживает своего рода кризис, вследствие утраты старых рисунков и красок. Но стремление повысить ценность ковров воспроизведением европейских рисунков и применением анилиновых красок, неумение обращаться с последними и подобрать цвета и тоны, приводят к тому, что лишь старинные ковры находят достаточный сбыт вне округа. В 1899 г. в округе всего выделано изделий из шерсти: 85 ковров, 185 паласов, 25 кусков сукна, 30 войлоков и 100 пар чулок и носков, приблизительно на 8000 руб., на что употреблено до 600 пудов шерсти; в 1900 году — 92 ковра, 236 паласов, 32 куска сукна, 50 войлоков и 120 пар чулок и носков, приблизительно, на 12000 руб., с употреблением до 1800 пудов шерсти, 20 пуд. марены и 1 пуд. минеральных красок. Цена ковров от 5 до 180 р., паласов от 6 до 150 руб., сукна от 2 до 5 руб., войлоков от 1 до 5 руб., чулок от 50 коп. до 1 руб., носков от 25 коп. до 40 коп. За исключением паласов, остальные шерстяные изделия, главным образом идут на домашние потребности и лишь незначительная часть распродается на Касум-Кентском базаре. Паласы, скупаемые местными евреями, в большом количестве вывозятся из округа; по показанию скупщиков евреев, вся масса паласов вывозится заграницу; в 1900 г. ими вывезено паласов и ковров, преимущественно старых, приблизительно на 20000 руб. В последние годы спрос на паласы со стороны скупщиков-евреев крайне возрос, почему и цены повысились. В Самурском округе ковры в небольшом количестве выделываются в сел. Ахтах, но оригинальностью выдаются ковры с длинным ворсом, приготовляемые в селениях Горного магала; джеджимы ткутся в Докузпаринском магале. В Темир-Хан-Шуринском округе ковровое и паласовое производства развиты более в сел. Гелли, Дургели, Параул, Верхние и Нижние Казанищи, Урме и Кулецьме».
Хотя эти сведения добыты автором более десяти лет тому назад, но они представляют интерес и сейчас за неимением других более свежих и достоверных, систематически собранных материалов по этому вопросу. К сказанному мы можем прибавить, что из ковровых изделий Дагестана особенную славу приобрели безворсные односторонние паласы, известные под названием сумахов.
Это производство имеется в южном Дагестане, особенного же развития достигает в Кюринском округе. Сумахи этих мест сохранили несколько типичных оригинальных рисунков (рис. 17 и 18), отличаются весьма художественным подбором красок, пользуются большим спросом заграницей. Обыкновенный размер их от 20 до 30 кв. аршин, но достигают иногда 50 кв. арш. и ценятся, смотря по качеству, от 60 до 150 руб. на месте, а редкие по размерам, качеству ткани и рисунку, особенно старые доходят до 200-350 руб. Замечательны здесь также двухсторонние паласы Темир-Хан-Шуринского округа, известные под названием думи (рис. 19 и 20), с чрезвычайно оригинальным, красивым архаическим рисунком. Производство их ограничено сравнительно с сумахами и думи, но они менее известны на рынке, чем того заслуживают.
Из ковров с ворсом на рынке известны дербентские и табасарские (южный Дагестан), но этого рода изделия не отличаются высокими качествами особенно теперь, когда кустари теряют свои старинные рисунки и употребляют легко выцветающие анилиновые краски.
В некоторых селениях Дагестана производят и джеджими (рис. 21) весьма высокого качества. Это тонкая ковровая материя без ворса, одно- или двухсторонняя, смотря по характеру рисунка, для изготовления тонких сшивных покрывал обивки мебели.
Кубинский ковровый район один из самых замечательных по качеству изделий, расположен в пределах Кубинского уезда, Бакинской губ. и составляет непосредственное продолжение Южного Дагестана. По данным статистического обследования кустарных промыслов, произведенного Отделом Сельской Экономии и Сельскохозяйственной статистики летом минушего года, ковровым промыслом здесь занимаются из общего числа 111 сельских обществ в 97, всего 39.979 кустарей, составляющих 22,7% населения и 80,5% всех кустарей уезда. Кубинские ковры отличаются чрезвычайно высокой техникой: нигде на Кавказе для производства ковров не употребляют такой тонкой пряжи, как здесь, и ковры этого района замечательны необыкновенной тонкостью и плотностью. Растительные краски окончательно не вытеснены, но все возрастающая трудность их добывания заставляет постепенно переходить к дешевым химическим, линючим краскам. Приятно отметить, что этот переход мастерицы совершают не без сожаления.
Ковров больших размеров в Кубинском уезде не делают: средняя преобладающая величина — 2×3 — 2 1/4 x 4 арш.; встречаются ковры и более мелкие, но крупные уже реже. Старинные местные рисунки (22 и 23) здесь также больше сохранились, чем в других районах. Сумахи производятся тут так же в значительном количестве; по характеру ткани и размерам изделия этого рода вполне тождественны с дагестанскими, но преобладает рисунок типа 18.
Известные на рынке бакинские и муганские ковры производятся в соседних уездах: Бакинском и Джеватском, по типу очень близко подходят к кубинским, но размер производства ограниченнее. По данным исследования, предпринятого Отделом Сельской Экономии, в Джеватском уезде считается кустарей, занимающихся ковровым промыслом в 98 сельских обществах, 15.120 человек, что составляет — 14,4% общего количества жителей и 84,4% всех кустарей уезда. Гораздо в большем количестве доставляются на рынки так называемые Капристанские ковры, производящиеся в Шемахинском уезде, где эти изделия в общем по качеству несколько уступают кубинским, но зато двухсторонние паласы получаются здесь самого высокого качества. Чтобы покончить с Бакинской губернией, необходимо упомянуть о самом южном Ленкоранском уезде, где производятся большие килимы (особые двухсторонние безворсные ковры) и джеджимы, а также хуржины и мафраши. Ковры ленкоранские, несмотря на соседство Персии, невысокого качества. Сильно распространенное здесь применение плохих анилиновых красок портит все изделия.
Переходя к соседней Елисаветпольской губ., надо раньше всего остановиться на Карабахе. Карабах — бывшее карабахское ханство — составляют ныне уезды: Шушинский, Джеванширский, Карягинский и Зангезурский, славится своими коврами с древних времен. Шушинские купцы, давно известные своими торговыми сношениями с Россией, европейскими и азиатскими государствами, между прочим, способствовали и широкой организации сбыта карабахских ковров, вырабатывая вместе с тем у местных кустарей умение удовлетворять вкуса и потребностям большого рынка. К тому же многие карабахские ханы оставили по себе память высоких покровителей коврового искусства.
Благодаря этим обстоятельствам, ни один уголок Кавказа не производил столько разнообразных и чрезвычайно ценных в художественном отношении ковровых изделий, сколько Карабах.
Гор. Шуша являлся прежде всего руководителем художественных вкусов, заказчиком, покупщиком и вообще местом довольно большого сбыта; здесь работали наилучшие мастерицы, задававшие тон всему ковровому производству не только в этом районе, но и во всем Закавказье. Но то, что двигало здесь ковровое дело по пути широкого развития, оно отчасти и послужило причиной упадка: поддерживая деятельное сношение с европейскими государствами, карабахцы раньше, чем кто-либо познакомились с химическими анилиновыми красками и чужеземными рисунками. Не предвидя, какие последствия могут иметь для коврового производства вновь открытые в Европе краски, без должной оценки прочности, шушинские купцы энергично стали их распространять у себя и в течение сравнительно короткого периода времени добились окончательного исчезновения старых прочных растительных красок. С этого момента начинается падение знаменитого карабахского коврового производства…
Практика скоро показала непримиримость быстро выцветающих анилиновых красок к ковровым изделиям, служащим лучшим украшением жилищ не редко в течение ста и более лет. У местного кустаря теперь уже возникает стремление к отысканию прочных красок, но возврата к старому нет, а разобраться в массе новых фабрикантов и найти между ними наиболее прочные краски, удовлетворяющие требованиям его изделий, для него невозможно. В этом отношении, как уже было выше сказано, лаборатории Кавказского Кустарного Комитета удалось уже придти к определенным выводам и в близком будущем предполагается ряд практических мероприятий по распространению прочных красок. Из огромного разнообразия ковровых изделий описываемого района мы отметим лишь некоторые.
Ковры с ворсом (бархатные) здесь отличаются большими размерами 2,5-3 x 6-8 арш., а за последнее время стараются делать более широкие, подражая Персии, которая производит большие ковры для полов при европейской меблировке комнат. Рисунки 24 и 25 изображают типичные карабахские ковры, так называемые, хали весьма высокой ценности.
Из безворсых ковров отличаются своими чрезвычайно оригинальными красивыми рисунками: зили (рис. 26), шадда (рис. 27 и 28) и верни (рис. 29); все эти изделия односторонние. Кроме того, во всем Карабахе, как и в остальной части губернии производятся в большом количестве двухсторонние, безворсовые паласы.
Из ковровых изделий в этом районе в большом количестве производятся джеджимы (рис. 21), хурджины (рис. 30) или переметные сумки, мафраши (рис. 31) для укладки постели, чувалы-мешки для разных хозяйственных надобностей и попоны с весьма художественными рисунками.
Ковровое производство распространено и в остальных уездах Елисаветпольской губ., но изделия в техническом отношении уступают карабахским. По данным статистического исследования Отдела Сельской Экономии в Елисаветпольском уезде ковровым делом занимаются в 222 селениях 33.069 кустарей, что составляет 48,22% населения и 55,92% всех кустарей в уезде.
Чрезвычайно интересными в художественном отношении и совершенно своеобразными являются очень известные на рынке казахские ковры (Казахского уезда, Елисаветпольской губ.); к этим последним весьма близки по характеру борчалинские и караязские ковры (Борчалинского уезда, Тифлисской губ.). К сожалению, слава ковров последних районов основана на прежних, старых образцах, новые же ковры значительно ниже.
В Тифлисской губ., являющейся крайним западным пределом распространения коврового промысла, следует упомянуть еще Ахалцыхский и Ахалкалакский уезды, где это дело встречается лишь в некоторых селениях.
Наконец, необходимо указать еще на южный ковровый район — Эривано-Карсский.
В пределах Эриванской губ. и Карсской области ковровым промыслом занимаются, главным образом, кочевые и полукочевые курды. Армяне также производят хорошие ковры, но они больше работают для своих домашних потребностей, чем для рынка. Но славу этого района составляют курдские яманы (рис. 33 и 34) — безворсые, двухсторонние паласы весьма тонкой работы с чрезвычайно оригинальными рисунками. Яманы идут главным образом на портьеры. Весьма интересны также односторонние ковры — чий-килимы (рис. 32) и чих (рис. 35) — это род ширмы, составляющей принадлежность куртинской палатки. Основа чиха камышевые прутья, которые затем заматываются разноцветными шерстяными нитками, а иногда и шелковыми.
Ковры с ворсом (бархатные, рис. 36) производятся в этом районе в небольшом количестве, но отличаются иногда в высшей степени интересными и оригинальными узорами.
Сравнительно весьма ограниченное число приведенных выше рисунков указывает на чрезвычайное разнообразие узоров, применяемых ковровыми мастерицами в разных частях края. Не подлежит, однако, сомнению, что каждая народность отражает в выработанном им рисунке художественный вкус и уровень своего культурного развития. Сложный вопрос об исследовании своеобразных узоров в кустарных изделиях Кавказа поставлен уже на очередь Кавказским Кустарным Комитетом и требует продолжительной, кропотливой работы, раньше чем придти к каким-либо определенным выводам.
Переходим теперь к описанию техники производства ковров, по изданию Комитета — «Ковровый промысел в Кубинском уезде, Бакинской губ.» (1902 г.).