Кабарда. Традиционный костюм

Вторая часть фотоотчета с выставки «Кабарда. От древности до наших дней», посвященная традиционному костюму народов Кабарды.

Первая часть фотоотчета — см. Кабарда. Декоративно-прикладное искусство


Женский традиционный костюм

Французский военный советник А.Фонвиль в XVIII веке так описывал костюм черкешенки: «Поверх широких, суженных книзу, шароваров, надевается длинная белая рубашка из бязи или кисеи, разрезанная на груди, с широкими рукавами и с небольшим стоячим воротничком. По талии рубашка стягивается широким поясом с серебряною пряжкою. Сверх рубашки надевается шелковый бешмет какого-нибудь яркого цвета. Бешмет шьется короче колена, с короткими выше локтя рукавами, полуоткрытый на груди и украшенный продолговатыми серебряными или другими металлическими застежками. На ногах легкие красные, сафьяновые чувяки, обшитые галуном; на голове круглая шапочка, с небольшим околышем из смушек, обложенная серебряным галуном; верх шапочки повит белою кисейною чалмою, с длинными концами, падающими за спину. Из-под шапочки вьются, всегда распущенные по плечам, волосы и придают много прелести костюму и красоте девушки».
В XIX веке костюм черкешенки стал более совершенным и изысканным. На одежде появилась золотая вышивка. Костюм состоял из штанов, корсета, рубашки, кафтанчика с серебряными застежками, верхнего распашного платья (бозцей).

Традиционные женские черкесские костюмы, представленные на выставке (историческая реконструкция, автор — М.А. Хацукова):

Большой интерес представляют отдельные элементы женского черкесского костюма: шапочки, нагрудные застежки, пояса и пр., зачастую являющиеся настоящими произведениями искусства.

Головным убором девушки и молодой замужней женщины до рождения первого ребенка была шапочка. Шапочки адыгов весьма разнообразны по форме и отделке. Шили их из сукна, бархата или шелка предпочтительно красного цвета; верх их украшали выпуклые или плоские бляхи из серебра, завершавшиеся изображением птички или полумесяца. Эти украшения играли роль оберегов. Девушки могли носить шапочку на рапущенные волосы или косы. Но чаще поверх шапочки накидывали платок или шарф, который закрывал только заднюю половину шапочки, оставляя свободным шарик на макушке.
Борта платья, углы передних пол кафтанчика, нарукавники, донышко и околышек шапочки покрывали вышитые узоры. Особый колорит декору придавало умелое сочетание разнообразных видов и техник золотного шитья и басонных изделий (кисти, шарики, шнуры, цепочки, плетеные подвески).

Шапочки, нагрудные застежки, золотое шитье:

 

Другие детали женского костюма:

Мужской традиционный костюм

В эпоху позднего средневековья адыги (черкесы) создали уникальную рыцарскую культуру, блестящим продуктом которой является снаряжение, вооружение и костюм всадника-воина. Рассмотрим основные виды одежды, составляющие традиционный костюм черкеса. Это черкеска, бешмет, башлык, бурка.

Черкеска представляет собой кафтан особого покроя: с цельнокроеными, но зауженными по талии спинкой и передками. Благодаря этому верхняя часть туловища плотно обтянута, что придает фигуре особую стать. От талии книзу силуэт плавно расширяется за счет нижней части спинки, имеющей форму клина, и отрезных от талии боковых клиньев. Поэтому черкеска удобна для верховой езды, не стесняет движений при ходьбе. По обеим сторонам груди расположены газырницы — нагрудные карманы для хранения газырей, представлявших собой деревянные трубочки, в которые засыпали мерку пороха на один выстрел. Ниже газырниц расположены два боковых кармана для натруски порохом. Рукава прямые и широкие длиной до первого сустава большого пальца, в праздничных черкесках спускаются ниже кисти и носятся с отворотом наружу. Обычная длина черкески чуть ниже колен. Материалом для шитья черкески служило домотканое сукно, с конца XIX в. — фабричное. Кроме того, в Кабарде существовало табу на ношение белой черкески для недворянских сословий. Черкеску носили застегнутой и подпоясанной узким ременным поясом, на котором висел кинжал, иногда пистолет и шашка. Плотные кожаные или из сукна ноговицы и суконные наколенники плотно обтягивали ногу, обутую в кожаные чувяки красного, черного, желтого цветов.
Под черкеску одевался бешмет — распашная одежда с высоким стоячим воротником и застежкой спереди посередине до талии. Верхняя часть бешмета туго обхватывает фигуру, а от талии вниз он расширяется путем особой системы клиньев. Бешмет бывал различным по цвету, иногда довольно ярким (оранжевый, ярко-синий, зеленый и др.). Шили его также из полосатой или клетчатой материи. Но считалось, что под парадную черную или темных цветов черкеску надо надевать белый бешмет, а под светлую — темный.
Защитою от дождя и снега для головы, шеи и плеч, а в случае надобности и для сохранения инкогнито, был башлык — капюшон с длинными, закругленными на концах лопастями. Башлык дарили со стороны невесты родственникам жениха. В таком случае его красиво украшали галунами, кистями, золотым шитьем, басонными плетениями.
Еще один уникальный вид одежды, характерный для этого региона — бурка. Незаменимая никаким плащом, бурка совмещала в себе епанчу, шубу, постель, одеяло и шатер в поле. Она ограждала всадника от дождевой мокроты, она же, будучи войлоком, покрытым космами, представляла упругую защиту и против сабельных ударов, и против уколов пики, стрелы. Умение носить одежду и предметы вооружения считалось целым искусством. Им владели только истинные джигиты.

Детали:

Отдельная тема — защитные доспехи и вооружение черкесского воина, а также конское снаряжение. Черкесский защитный доспех состоял из кольчуги, шлема, перчаток, налокотников. Кольчуга — афэ джанэ — это защитный доспех, представляющий собой рубашку с короткими выше локтей рукавами, с круглым разрезным воротом, сплетенный из металлических колец. Кольца всех черкесских панцирей клепаны «на шип» в горячем состоянии, вследствие чего кольца совершенно невозможно разъединить. По приблизительным подсчетам в черкесских панцирях насчитывается более 25 тыс. колец.
Кольчужные рукавицы и налокотники защищают руки воина.
Шлем с бармицей — военный головной убор черкесов, закрывает половину лица, ниспадает на плечи поверх кольчуги и застегивается под горлом. К верхушке шлема прикреплено кольцо, в котором закреплялся флажок из красного сафьяна, обшитого галуном, с вышивкой. Шлем украшался накладными серебряными пластинками с гравированным позолоченным или черневым орнаментом.
Наряду с выведенной собственной породой лошадей черкесами было создано и свое конское снаряжение, в частности седельный набор. Кабардинское или черкесское седло относится к типу арчаков. Под словом «арчак» подразумевается деревянный остов седла, обтянутый кожей. Поверх арчака ложилась седельная подушка. Небольшое, легкое, довольно высокое черкесское седло опирается на спину коня двумя параллельными седельными полками. Узкая передняя лука с закругленным верхом располагается перпендикулярно к седлу. Задняя, более широкая лука, также имеющая закругленный верх, плавно отогнута назад. Форма седла диктовалась военными целями — высокое седло придавало свободу посадке воина, а низкая лука не мешала повороту в седле. Конструктивные особенности, а также легкость делали удобным черкесское седло и для лошади. Так как оно не касается ни ее позвоночника, ни ее загривка, оно никогда не причиняет ей боли.

Седло черкесское со стременами и подседельной подушкой:

Клетка и полоска в традиционном костюме Кабарда. Декоративно-прикладное искусство