Одна из сильнейших отраслей художественной промышленности ислама — это керамика, гибко отражавшая все стадии развития мусульманского стиля в различных странах Востока.
В древнейшем периоде мусульманского искусства главными центрами производства были Фостат (в Египте), Ракка (в Месопотамии), Раги, Ворамин и Султанабад (в Персии) (* см. сноску ниже); была находима керамика и при раскопках столицы халифата в 9 веке — в Самарре. Особенной силы и красоты достигла керамика 12-13 веков из Раг, которые были разрушены в эпоху монгольского завоевания в 1221 году (** см. сноску ниже).
* О древнейшем периоде трактует обширная работа M. Pèzard. La céramique archaïque de ľIslam. P. 1920.
** В русских собраниях есть прекрасный образец рагской керамики — бокал в собр. Штиглица, воспроизведенный у Половцева, о. с. Из шедевров русских собраний нельзя умолчать о прекрасной персидской вазе 14 века в Эрмитаже, происходящей из коллекции Базилевского.
Изумительна богатая и пестрая многокрасочность рагской керамики на фоне цвета старой слоновой кости. Обычно тонкой кистью бывают написаны целые сцены: восседающие на троне в пышном окружении, кавалькада всадников, музыкантов, сидящие под деревьями.
Поражает в этой совершенно плоскостной трактовке родство с современными им багдадскими миниатюрами. При последней статье Э. Кюнеля о персидских фаянсах из собрания Дрегера в журнале Cicerone за 1923 г. воспроизведена тарелка, на которой изображены: в симметрической композиции па сторонам дерева два всадника, убивающие эфрита. Стиль очень близок к миниатюрам «Макам» (например, парижского цикла). Немного позднейшие по времени фаянсы из Султанабада совершенно уже другого характера: они украшены почти исключительным орнаментом и в них блестящая полихромия рагских сосудов, по наблюдению Половцева (l. c.), заменена синими, серыми, сизыми тонами, часто покрывшимися радужной дымкой от окисления в земле. Наряду с поливной посудой, часто с металлическим отблеском, весьма рано стали изготовлять поливные изразцы для облицовки зданий как религиозного, так и светского назначения и при этом как для наружных, так и внутренних поверхностей стен. Очень утонченный стиль с применением главным образом растительной орнаментации с изразцами крестообразной и звездообразной формы встречаем мы в Верамине (датированы 1262 г.). В более позднюю эпоху облицовка изразцами мечетей в Персии достигла чрезвычайно широкого распространения. Очень ярким проявлением персидского стиля 15 века является декорация голубой мечети в Тебризе. Обычай украшать стены зданий изразцами был очень распространен и в Туркестане. С. М. Дудин (С. М. Дудин. Орнаментика и современное состояние старинных самаркандских мечетей (Изв. Археол. Ком., в. 7, 1903)) по технике декоративные украшения древних сооружений в Средней Азии, каковы мечети в Самарканде, Бухаре, Анау, Бахрам Али, Ак-Сарае и Шахрисябсе, делит на 3 вида: а) изразчатые мозаики, б) майолики (изразцы), в) рельефные изразцы.
В сефевидскую эпоху облицовка стен также еще очень широко применяется. Изображения охоты, картины придворной жизни покрывают стены замков, а в мечетях, где человеческой фигуры не изображали, видим пышную декорацию с букетами и вазами (например, в Ширазе), аналогичную декорацию ковров «вазового стиля». Как пример первой укажем на фаянсовую облицовку «павильона 40 колонн» в Исфахане времени шаха Аббаса, где стройные юноши и девушки среди кипарисов и цветущих кустарников наслаждаются вином и любовью — совсем, как на миниатюрах эпохи. В Турции керамика еще в 15 веке (например, в Брусской мечети) стоит под персидским влиянием, но затем освобождается от него и развертывает на покрываемых изразцами стенах своеобразную турецкую декорацию — главным образом изображения излюбленных цветов: тюльпана, гвоздики, розы среди растительных побегов; та же орнаментация живет на посуде из турецкого (так называемого родосского) фаянса 16-17 веков.
Об остальных отраслях поистине блестящего прикладного искусства ислама, как то о производстве из стекла, об обработке горного хрусталя, эмали, об украшенном оружии, о мусульманских монетах, поскольку они являются произведениями искусства, — настоящем чересчур кратком очерке мы можем только упомянуть, а между тем каждая из них заслуживала бы целой монографии.