Декоративная резьба мусульманского Востока

Проследить развитие орнаментики в мусульманской декоративной резьбе по дереву возможно особенно успешно в арабском искусстве Египта, где дошло до нас достаточное количество минбаров, михрабов, резных дверей мечетей от 9 до 15 века. С эпохой Саладина (концом 12 века) связывает Кон-Винер (Cohn-Wiener. Kunstgewerbe des Ostens, стр. 106) решительный перелом — переход к новой орнаментальной системе. Он сравнивает этот перелом с имевшим место на западе переходом от романского стиля к готике. В древнейших вещах строго расчленяется рама и заполнение. Рама остается неукрашенной, как архитектоническая основа, и только заполнение декорируется, потому что оно не несет никаких функций, замечает Кон-Винер (ibidem). В очень ранних фрагментах деревянной резьбы из Египта в Берлинском музее (Cohn-Wiener, о. с , рис. 77) глубоко вырезанные контуры образуют сильно моделированные строго симметрические сердцеобразные и листообразные формы с короткими завитковыми окончаниями — это резьба с ярко выраженным пластическим характером. В дальнейшем можно проследить, как орнамент постепенно теряет свою пластическую телесность и ясное расчленение, как становится лентообразно плоским и как завиток становится основной формой орнамента. Двери из мечети султана Хакима 10 века (Migeon, о. с., стр. 91 (в Арабском музее в Каире)) в своем основном расчленении еще тектоничны: вытянутые в ширину, они чередуются ритмически с панно, вытянутыми в длину, как бы поддерживающие их, как простейшие четырехугольные подпоры. Орнамент внутри панно стоит на границе плоскостного стиля. В фатимидскую эпоху плоскостный стиль становится господствующим. Примером является михраб 12 века из мечети Ситта Рукайя (Ibidem, стр. 94), где вся поверхность покрыта типическим «бесконечным» узором, сетью зигзагов, образующих звезды, а промежутки заполнены мотивом усиков; все формы плоски и мало контрастны.

Двери из мечети султана Хакима 10 века.
Двери из мечети султана Хакима 10 века. Иллюстрация воспроизведена по изданию: Migeon G. Les arts plastiques et industriels. (Manuel ďart musulman, том II, 1907).
Михраб 12 века из мечети Ситта Рукайя
Михраб 12 века из мечети Ситта Рукайя. Иллюстрация воспроизведена по изданию: Migeon G. Les arts plastiques et industriels. (Manuel ďart musulman, том II, 1907).

В произведениях 15 века, как минбар мечети Каит-бея (ныне в Лондонском South-Kensington музее) (Cohn-Wiener, о. с., рис. 80), употребляется мотив звёзд, как единственное украшение. Если мы сравним этот минбар в его основных формах из орнаментации с минбаром из белого песчаника из мечети Баркука в Каире конца 15 века (Migeon, f. 56), то мы увидим в резьбе по камню, как и в деревянной резьбе, проявление одного и того же стиля вплоть до полного почти тожества узоров. В более позднее время большого мастерства резьба по дереву достигла в Туркестане. Отметим в виде примера удивительной красоты двери Шах Зинде в Самарканде 14 века с их панно, заполненными растительным орнаментом в очень легком рельефе.

Резная дверь (ансамбль Шахи Зинда, Самарканд)
Резная дверь (ансамбль Шахи Зинда, Самарканд)
Резная дверь (ансамбль Шахи Зинда, Самарканд)
Резная дверь (ансамбль Шахи Зинда, Самарканд)
Резная дверь (ансамбль Шахи Зинда, Самарканд)
Резная дверь (ансамбль Шахи Зинда, Самарканд)
Резная дверь (ансамбль Шахи Зинда, Самарканд)
Резная дверь (ансамбль Шахи Зинда, Самарканд)

Как пример мастерской резьбы по слоновой кости, рассмотрим пластинки с фигурными изображениями из флорентийского музея Барджело, относимые к месопотамскому кругу и к 13 веку. На одной из них изображены среди ветвей и гроздьев винограда два персонажа: один с бутылкой и кубком в руке, другой играет на тамбурине; оба в пестро орнаментированных одеждах и тюрбанах. И сюжет и стиль — яркое выражение месопотамского стиля эпохи, здесь в скульптуре отражающего те же устремления, что в мосульских бронзах, в керамике, в миниатюре. На другой пластинке представлены два грифона по сторонам дерева — отзвук мотива искусства древнего Востока.

Керамика мусульманского Востока Художественный металл мусульманского Востока