Проследить развитие орнаментики в мусульманской декоративной резьбе по дереву возможно особенно успешно в арабском искусстве Египта, где дошло до нас достаточное количество минбаров, михрабов, резных дверей мечетей от 9 до 15 века. С эпохой Саладина (концом 12 века) связывает Кон-Винер (Cohn-Wiener. Kunstgewerbe des Ostens, стр. 106) решительный перелом — переход к новой орнаментальной системе. Он сравнивает этот перелом с имевшим место на западе переходом от романского стиля к готике. В древнейших вещах строго расчленяется рама и заполнение. Рама остается неукрашенной, как архитектоническая основа, и только заполнение декорируется, потому что оно не несет никаких функций, замечает Кон-Винер (ibidem). В очень ранних фрагментах деревянной резьбы из Египта в Берлинском музее (Cohn-Wiener, о. с , рис. 77) глубоко вырезанные контуры образуют сильно моделированные строго симметрические сердцеобразные и листообразные формы с короткими завитковыми окончаниями — это резьба с ярко выраженным пластическим характером. В дальнейшем можно проследить, как орнамент постепенно теряет свою пластическую телесность и ясное расчленение, как становится лентообразно плоским и как завиток становится основной формой орнамента. Двери из мечети султана Хакима 10 века (Migeon, о. с., стр. 91 (в Арабском музее в Каире)) в своем основном расчленении еще тектоничны: вытянутые в ширину, они чередуются ритмически с панно, вытянутыми в длину, как бы поддерживающие их, как простейшие четырехугольные подпоры. Орнамент внутри панно стоит на границе плоскостного стиля. В фатимидскую эпоху плоскостный стиль становится господствующим. Примером является михраб 12 века из мечети Ситта Рукайя (Ibidem, стр. 94), где вся поверхность покрыта типическим «бесконечным» узором, сетью зигзагов, образующих звезды, а промежутки заполнены мотивом усиков; все формы плоски и мало контрастны.
В произведениях 15 века, как минбар мечети Каит-бея (ныне в Лондонском South-Kensington музее) (Cohn-Wiener, о. с., рис. 80), употребляется мотив звёзд, как единственное украшение. Если мы сравним этот минбар в его основных формах из орнаментации с минбаром из белого песчаника из мечети Баркука в Каире конца 15 века (Migeon, f. 56), то мы увидим в резьбе по камню, как и в деревянной резьбе, проявление одного и того же стиля вплоть до полного почти тожества узоров. В более позднее время большого мастерства резьба по дереву достигла в Туркестане. Отметим в виде примера удивительной красоты двери Шах Зинде в Самарканде 14 века с их панно, заполненными растительным орнаментом в очень легком рельефе.
Как пример мастерской резьбы по слоновой кости, рассмотрим пластинки с фигурными изображениями из флорентийского музея Барджело, относимые к месопотамскому кругу и к 13 веку. На одной из них изображены среди ветвей и гроздьев винограда два персонажа: один с бутылкой и кубком в руке, другой играет на тамбурине; оба в пестро орнаментированных одеждах и тюрбанах. И сюжет и стиль — яркое выражение месопотамского стиля эпохи, здесь в скульптуре отражающего те же устремления, что в мосульских бронзах, в керамике, в миниатюре. На другой пластинке представлены два грифона по сторонам дерева — отзвук мотива искусства древнего Востока.