Авторская керамика XX века в Средней Азии

Фотоотчёт с выставки «Авторская керамика XX века в Средней Азии» (Государственный музей Востока, 18 мая — 3 июня 2018 г.).

О выставке

Выставка посвящена проблеме становления авторской художественной керамики XX века в Средней Азии. В период 20-30-х годов XX века в искусстве советских республик Средней Азии происходят весьма неоднозначные процессы. Уничтожаются устои традиционного ремесла. Народное искусство пытаются направить в организованное русло. Кустарей-одиночек объединяют в артели. Потомственные мастера, работающие в артелях или на комбинатах, становятся простыми исполнителями, которые обязаны следовать эскизам, разработанным художниками. Артели занимаются выпуском массовой продукции, ее качество снижается. Экспериментальные комбинаты или мастерские, созданные в столицах, ориентированы на выпуск малосерийной продукции. Перед ними ставится задача разработки новых форм национального искусства, в том числе и керамики. Керамика в этом смысле представляет собой весьма показательный материал, демонстрирующий, каким образом осуществлялась подобная работа. В этом процессе формирования национального искусства главная роль отводится профессиональным художникам. Лишь избранные мастера получают возможность заниматься творческой работой, делая выставочные работы по государственному заказу, которые потом распределяются между музеями.
Первоначальный период становления национального искусства на выставке отражен в работах Ташкентского учебного художественно-промышленного комбината, Алма-Атинской художественной мастерской, а также Ашхабадской керамической фабрики. В разных регионах страны в 1920-1930-е годы внедряется техника полихромной росписи цветными эмалями по гравировке. В Крыму, Украине, Татарстане, республиках Средней Азии создавались однотипные керамические изделия, выполненные в технике «сухой нити». Национальная специфика передавалась сюжетными композициями и орнаментом. В Узбекистане образцом для рисунков на керамике служат узоры вышивок, в Казахстане используют традиционный орнамент мозаичных войлоков, в Туркмении художники пытаются внедрить в керамику ковровые узоры. Одно из декоративных блюд, представленных в экспозиции, расписано тонким геометрическим рисунком, характерным для вышивки на туркменских женских халатах. Оно выполнено в 1932 году по эскизу первого туркменского художника Бешима Нурали, ученика Рувима Мазеля, известного художника, работавшего в Ашхабаде.
Впрочем, процесс уничтожения старых традиций не был прямолинейным. К 1960-м годам художественная общественность осознала плачевное состояние народного искусства. Мастеров начали привлекать к участию на всесоюзных выставках, их работы приобретаются художественными фондами и музеями. Оживилась деятельность традиционных центров гончарного ремесла, хотя к этому времени их число заметно сократилось.
Народное искусство перестает быть безымянным, но не становится «авторским». Между авторским искусством профессиональных художников и творчеством народных мастеров сохраняется принципиальная разница. Первые, ломая старые каноны, создают уникальные работы, свободно обращаясь с художественным наследием. Последние — пытаются работать так, как это делали их предки, следуя местным традициям. Лишь немногие из потомственных мастеров поднимаются до уровня художника, создающего авторские работы высокого художественного уровня.
На выставке представлены работы потомственных мастеров, оставивших заметный след в развитии современного декоративно-прикладного искусства Узбекистана — Мухидина Рахимова, автора книги о глазурованной керамике Узбекистана, чье имя присвоено Ташкентскому комбинату прикладного искусства в 1984 году, и Умара Джуракулова, возглавившего в 1958 году работу керамической мастерской в Самарканде. Его работа «Урдак» («Утка») стала эмблемой Пражской выставки 1962 года.
В экспозицию вошли работы известных профессиональных художников — Софьи Раковой и Александра Кедрина, создавших яркие произведения художественной керамики в современном национальном стиле.

© Государственный музей Востока

Узбекистан

 

 

Декоративные сосуды, мелкая пластика, игрушки (Узбекистан, Таджикистан)

Казахстан

Туркмения

Миниатюры из Трактата по астрологии (Османская империя, XVI в.) Текстиль, костюм, детали костюма на выставке «Узбекистан. На перекрестке культур» в Музее истории религии