Содержание
Уже в самом начале 20-х годов в среднеазиатских республиках появились неизвестные до революции в творчестве среднеазиатских народов живопись и графика. Новое искусство создавалось и развивалось в борьбе с догматизмом ислама, преодолевая старые, тормозившие развитие изобразительного творчества феодально-религиозные традиции и попытки буржуазных националистов и прочих врагов народа сорвать национально-художественное строительство. Самый факт возникновения в Средней Азии национальной живописи и графики явился одним из проявлений огромных революционных сдвигов в области идеологии. Идеи, принесенные на Восток революцией, требовали обогащения средств художественного выражения, создания новых видов изобразительного искусства. За годы революции в республиках Средней Азии появились и выросли кадры молодых национальных художников — живописцев и графиков.
Новое национальное искусство развивается не изолированно, а в тесном контакте с искусством остальных братских республик СССР. Это проявляется в постоянном обмене творческим опытом (выставки, творческие командировки и т. п.), в обучении молодых национальных художников в Москве, Ленинграде и других городах. В плане взаимной творческой помощи следует рассматривать также работу в национальных республиках художников русских, армян и др. Некоторые русские художники еще до революции работали в Ташкенте, Самарканде и других крупных среднеазиатских городах. Но в условиях колонизаторской политики царизма и разжигания национальной розни они стояли в стороне от национальной художественной культуры даже в тех случаях, когда они ею интересовались.
Буржуазный ориентализм толкал художников в область абстрактных формалистических исканий, стилизаторства под старые восточные миниатюры, или к пассивно-этнографическому любованию экзотикой Востока. Революция совсем по-новому поставила задачи перед этими художниками. Многие из них вошли в актив первых преподавателей организованных в республиках художественных школ. В 1920 г. в Ашхабаде при Политотделе 1-й Армии была создана художественная студия, во главе которой стали художники И. М. Мазель и др., пришедшие в Туркмению в качестве рядовых солдат еще во время империалистической войны. Студия скоро превратилась в «Ударную школу искусств Востока», в которой обучались первые национальные живописцы Туркмении.
Художественные школы, ряд студий, курсов и кружков с первых лет революции организуются в Ташкенте и в Самарканде. С ходом развития художественных работ в республиках Средней Азии постепенно идет творческая перестройка лучшей части старых художников. Кадры художников пополняются также работниками, приезжающими из различных уголков Советского союза. Основная масса художников, работающих в настоящее время в республиках Средней Азии, вместе с молодыми национальными живописцами и графиками, активно участвует в строительстве новой социалистической художественной культуры, учит и сама учится, тесно связала свою творческую деятельность с задачами создания нового национального изобразительного искусства.
Молодое изобразительное искусство в среднеазиатских республиках имеет еще много недостатков, но уже на данном этапе его развития можно определенно говорить, что в живописи и графике реалистический творческий метод стал доминирующим направлением. Художники, шедшие к реализму с различных исходных позиций, успешно преодолевают ошибки, имевшие место в творчестве некоторых из них. Новое национальное реалистическое искусство развивается и обогащается, осваивая интернациональное художественное наследие и творческий опыт искусства братских социалистических республик. Основная масса художников успешно борется за овладение методом социалистического реализма в искусстве.
Живопись и графика
Узбекистан
В настоящее время наибольшего размаха художественная деятельность в области живописи и графики достигла в Узбекской ССР. В Узбекистане — в Ташкенте, в Самарканде, Коканде и других городах — работает более сотни художников, среди которых значительную, хотя еще недостаточную по количеству группу составляют молодые национальные живописцы. Ряд молодых художников Узбекистана, отталкиваясь от традиций национального художественного наследия, принес в живопись струю своеобразного красочного декоративизма. В некоторых ранних произведениях этот декоративизм приводил к условной и схематичной трактовке образа. Для примера можно указать на полотно «Свадьба», написанное художником А. Сиддыки в 1932 г. Картина состоит из ряда самостоятельных изображений, связанных между собой только последовательностью сюжетов, показывающих различные моменты свадьбы. Изображения трактованы плоскостно и очень условно. Как отметил В. Н. Чепелев в своей работе «Искусство Советского Узбекистана», художник не столько показывает, сколько рассказывает, подобно тому как делали восточные миниатюристы, украшая иллюстрациями листы рукописи.
Стремление к декоративности сильно сказалось в некоторых работах талантливого художника У. Тансыкбаева. Урал Тансыкбаев, казах по национальности, до последнего времени работал в Узбекистане. Еще в 20-х годах, обучаясь в Ташкенте в студии и в Пензенском художественном техникуме, он начал работать над портретом и сюжетами социалистической перестройки жизни советского Востока. Одно из ранних его произведений — «Портрет узбека» (илл. 87) — показывает стремление художника правдиво передать национальный тип портретируемого, выражение его лица, характерную пору, костюм.
В последующих, очень разнообразных по тематике, картинах, написанных в начале 30-х годов («В родном ауле», «Привод басмача», «Кочевье» и др.), в трактовке образа усиливается момент декоративности. Эти картины очень интересны в живописном отношении. Тонко продуманы композиция и красочные сочетания, придающие произведению большую эмоциональность; но обобщенность форм и цвета часто вносят в эти картины значительную долю условности. В «Кочевье» некоторые детали трактованы настолько плоскостно, что теряют свою реальную, ощутимую глазом форму. Недостатки излишне декоративной, условной и обобщенной трактовки сказывались и в ранних работах Н. Карахана, А. Подковырова и некоторых других молодых художников Узбекистана.
В последние годы творчество художественной молодежи республики характеризуется усилением и развитием реалистического метода. Интересные реалистические работы на последних выставках в Ташкенте и Москве показали недавно окончившие художественное училище молодые узбекские художники: Б. Хамдами, Л. Абдуллаев, И. Абдуллаев и др. Б. Хамдами работает над рядом тем по культурному строительству республики: ликбез на Чирчикстрое, колхозная чайхана и др. Отметим его картину «В колхозной чайхане» (илл. 88), очень интересную по своим живописным достоинствам и дающую хороший правдивый образ нового культурного отдыха колхозников Узбекистана.
Л. Абдуллаев еще в своих ученических работах 1933-1935 гг. проявил большую разносторонность в выборе сюжетов, интерес к актуальной советской тематике и несомненный живописный талант. Его этюды и эскизы последних лет («У молодого поэта», «Конец рабочего дня») очень живо трактованы и позволяют рассчитывать, что художник в ближайшее время даст хорошие законченные произведения. Менее зрелы и носят еще ученический характер произведения И. Абдуллаева и Р. Темурова.
Художники растут, работая над реалистическими образами Узбекистана, его людей, строительства, природы. У. Тансыкбаев в большой серии исполненных гуашью в 1936 г. этюдов Ферганской долины в значительной степени освободился от условности и известного схематизма прежних своих работ. Характерны сдвиги, происшедшие за последние годы в творчестве А. Сиддыки, который показал свое стремление овладеть реалистическим методом (например, «Автопортрет» и «Натюрморт», бывшие на московской выставке 1937 г.).
Среди произведений молодых художников республики одно из видных мест занимают картины Н. Карахана. Художник исполнил несколько произведений на важнейшие политические темы; таково, например, его полотно «Торжество ленинской национальной политики». Н. Карахана всегда интересовали сюжеты коллективного труда людей нашей действительности («На помощь окучникам», «Утро в совхозе», «Первая окучка», «Женская ударная бригада на хлопке» и др.). Человеческие фигуры в ранних работах Н. Карахана, в силу отмеченного выше декоративного подхода, трактованы слишком обобщенно, и их лица не имеют четкой психологической характеристики. Произведения последних лет («Возвращение жнецов», «Весенний ветер» и др.) показывают значительные успехи художника в работе над образом человека. В картине «Возвращение жнецов» (илл. 89) показана группа людей, возвращающихся с полевой работы. Впереди несколько музыкантов играет на национальных инструментах, за ними длинной цепочкой растянулись гуськом идущие жнецы. В изображении людей художник уже добился индивидуальной характеристики лиц.
Картина «Возвращение жнецов» очень характерна для творчества Н. Карахана и по своему колориту. Художник много внимания уделяет цвету, его произведения отличаются яркой, оставляющей бодрое впечатление красочностью. В «Возвращении жнецов» и в других последних по времени произведениях Н. Карахана цвет по сравнению с прежней гаммой локальных тонов значительно обогатился. Его новые эмоционально выразительные пейзажи (например, «Рисовые поля» 1937 г.) имеют тонко переданные цветовые переходы.
Большая творческая перестройка произошла за годы революции в творчестве многих художников старшего поколения — О. Татевосьяна, А. Волкова, Л. Бурэ и др. Некоторые из них в прошлом были в плену у формализма. А. Волков шел от своеобразного примитивизма и кубизма, в которых он ошибочно искал своеобразия живописи Востока. За годы революции он понял ложность своих прежних установок; особенно решительно начал сказываться перелом в творчестве художника в самом конце 20-х и начале 30-х годов, когда он стал работать над современной советской тематикой («Штурм бездорожья» 1932 г., сюжеты колхозного съезда, «Девушки с хлопком» 1932 г. и др.).
В произведениях художника видна большая живописная культура, проявляющаяся в первую очередь в его работе над цветом. Но идущий от его прошлых творческих установок схематизм и скованность формы (особенно человеческих фигур) долго мешают художнику дать полный жизни, свободный от условностей образ реальной действительности. Этот недостаток остается еще даже в его произведениях последних лет («Сбор хлопка» 1936 г., «Портрет жены» 1936 г.), хотя в них видны очень значительные успехи художника в работе над портретом и над изображением природы. Художник Л. Л. Бурэ, 30-летний творческий юбилей которого был отмечен в 1936 г. персональной выставкой в Самарканде, используя огромный накопленный им материал (зарисовки с натуры, этюды и т. п.). За последнее десятилетие создал ряд ценных полотен на исторические темы («Зиндан», «Казнь в эмирской Бухаре» и др.).
Большими живописными достоинствами отличается ряд работ О. Татевосьяна («Сумерки», «Дынный базар» и др.).
Следует отметить работы художниц З. Ковалевской, Н. Кашиной, Е. Каравай.
Показательны изменения, происшедшие за последние несколько лет в творчестве художницы Е. Каравай, которая освобождается от довлевших над ее прошлыми произведениями традиций экспрессионизма, и показала на последних выставках новые, психологически выразительные портретные работы.
Важным фактом в художественной жизни Советского Узбекистана является то обстоятельство, что за последние годы многие художники стали работать над созданием крупных, монументальных картин, серьезно взявшись за отражение больших тем гражданской войны и нашей социалистической действительности.
П. Беньков, особенно известный своими написанными в несколько импрессионистической манере картинами на темы старой Средней Азии (илл. 90), в 1933-1936 гг. создал ряд крупных произведений на современные сюжеты: «Шелкомотальная фабрика Худжум в Самарканде», «8 марта на Регистане» (илл. 91) и др.
Из произведений на темы гражданской войны отметим большую картину В. Уфимцева «Героическая» и О. Татевосьяна «Басмачи».
Интересный участок нового изобразительного искусства Узбекистана представляют работы художников-графиков.
Графика Узбекистана, еще недавно связанная почти исключительно с работой для газет и плакатов, в настоящее время сильно расширила круг своего применения и обогатилась ценными творческими начинаниями.
Мы знаем целый ряд работ художников, предназначенных для иллюстрирования книг.
Интересные произведения созданы художниками-графиками в результате специальных творческих поездок в различные районы Республики.
Среди работ, демонстрировавшихся на последних выставках, отметим исполненные тушью зарисовки Чирчикстроя С. Мальта, пейзажи В. Кедрина, работы В. Рождественского, А. Ермоленко и др.
Молодые кадры художников готовят Ташкентское художественное училище и Самаркандский художественный техникум.
Однако изобразительное искусство Узбекской ССР имеет еще целый ряд недостатков.
В Узбекистане еще мало национальных живописцев и графиков и недостаточно еще там работают художники над большими темами богатого исторического прошлого и замечательного настоящего солнечной Узбекской республики. Отдельные художники иногда еще мало внимания уделяют познанию своеобразных особенностей природы страны, а также ее быта и всей ее жизни.
Нельзя забывать и об опасных тенденциях в сторону формализма и натурализма, которые еще недавно проявлялись в творчестве некоторых художников и отзвуки которых иногда дают себя знать еще и сейчас.
Ныне разоблаченные советской разведкой враги народа — буржуазные националисты — старались затормозить развитие искусства, препятствовали творческому росту художников, стремились дезорганизовать художественное образование.
Вместе с ликвидацией последствий вредительства в области искусства идет укрепление и развертывание работы. В мае 1938 г. состоялся I съезд советских художников Узбекской ССР. Специальное постановление СНК Узбекской ССР и ЦК КП(б) Узбекистана от 20 мая 1938 т. по вопросам искусства поставило перед художниками задачу создания произведений, отражающих крупнейшие явления исторического прошлого и социалистического строительства республики.
Молодое, новое искусство республики растет и развивается, твердо став на путь реалистического творческого метода, и может служить одним из тех многочисленных в наши дни примеров, которые показывают пробуждение и расцвет творческих способностей прежде угнетенных народов.
Туркмения
Подобную, хотя и меньшую по масштабу картину развития новых видов искусства мы наблюдаем в остальных четырех союзных республиках Средней Азии. Одним из интереснейших национальных художников, несомненно, является Бяшим Нурали (Туркменская ССР). Дехкан по происхождению, он еще в начале 20-х годов начал учиться в упомянутой выше художественной студии, организованной в Ашхабаде Политотделом 1-й Армии. В дальнейшем Б. Нурали прошел художественную школу в московском Вхутеине и вновь вернулся на работу в Туркмению. Его первая, написанная в годы учебы, самостоятельная работа «Праздник» еще очень сильно отражает перенесенные в живопись традиции декоративной плоскостной трактовки образа. На картине показана группа туркменских женщин на фоне построек аула, юрт и мечети. Сюжет трактуется художником статично. Композиция картины построена кулисно, плоскостными, отдельными, мало связанными один с другим планами. Человеческие фигуры изображены неподвижными, застывшими в позирующих позах. Лица даны обобщенно и похожи одно на другое. Декоративность картины подчеркнута обрамлением с написанным на нем ковровым узором.
Известный статизм и замкнутость образа есть и в следующем по времени произведении Б. Нурали, «Портрете Халиджи», на котором изображена туркменская девушка на фоне текинского ковра. Но в этой картине художник уже делает большой шаг в сторону передачи жизненности изображенного. Едва уловимая, чуть затронувшая щеки и губы улыбка, выражение глаз, прозрачность кожи придают образу девушки эмоциональность и некоторую лиричность. Правдивость, находящая выражение во всех деталях картины, делает это простое по замыслу произведение характерным и значительным для новой национальной живописи. В 1927-1928 гг. Нурали впервые берется за тематику Советской Туркмении. За эти и последующие годы он написал картины: «Сбор хлопка», «Старый туркменский быт», «Новый туркменский быт», «В мечтах об учебе» и др. В новых работах художника характерно стремление откликнуться на актуальные темы современности, отразить их преломление в жизни туркменского народа.
Интересное сопоставление делает Б. Нурали в картинах «Старый туркменский быт» (илл. 92) и «Новый туркменский быт».
В обоих произведениях видна та же правдивость образа, что мы отмечали в «Халиджи». Художник противопоставляет еще живые в туркменской действительности контрасты старого и нового быта, особенно подчеркивая принесенное революцией раскрепощение женщины. По сравнению с более ранними картинами в этих произведениях Б. Нурали значительно обогатился колорит. В «Старом быту» преобладает декоративный красно-коричневый тон, но он взят лишь как наиболее соответствующий цветовой гамме оформления старого туркменского жилища.
Занимаясь живописью, Б. Нурали выявляет свой интерес и к декоративным видам искусства. Он работает над коврами, моделями для керамики и т. п., выказывая большое знание народного туркменского узора. В 1936 г. художник вместе со своей женой выткал ковер с портретом В. И. Ленина, поднесенный колхозниками Туркмении в подарок товарищу Сталину. Сейчас они работают над ковром с изображением товарища Сталина.
Из остальных художников Туркменской ССР отметим С. Н. Беглярова (армянина по национальности), который уже ряд лет руководит изоотделением Художественного техникума в Ашхабаде. Реалист по творческим установкам, он создал много интересных портретных работ, передающих различные национальные типы («Портрет курда», «Предаулсовета «Кипчак», «Туркменки» и др.). В последние годы Бегляров написал ряд тематических произведений: «Погрузка каравана» (илл. 93), «Танец белуджей», «Музыканты». Работы С. Беглярова иногда страдают излишней сухостью рисунка и колорита и известным, не лишенным пассеизма этнографизмом. Это особенно сказывается в ранних портретных произведениях и в меньшей мере относится к последним картинам, отличающимся большим динамизмом в трактовке и значительно обогащенным в отношении цвета.
С. Бегляровым исполнен ряд интересных графических произведений, как, например, серия рисунков тушью: «Типы старого Ашхабада».
В ашхабадском Художественном техникуме готовятся новые кадры художников.
Из числа учащихся уже выявилось немало способных, талантливых ребят.
Таджикистан
Значительный кадр художников создался в Таджикской ССР. На 3-й республиканской выставке в Сталинабаде в 1937 году были представлены произведения целого ряда живописцев и графиков. В республике работают художники таджики — Хош-Мухаммедов (илл. 94) и Ашуров, художники С. Жданов, М. Новик и др.
Казахстан
В Казахской ССР ряд художников работает над созданием новых видов национальной художественной культуры. Ветераном живописи в Казахстане являлся умерший несколько лет назад Н. Хлудов. Художник еще в конце прошлого века сформировался как представитель несколько эстетизированного натурализма. Н. Хлудов оставил множество картин на темы быта дореволюционного Казахстана: «Гонец», «Кочевка богатого бая» и многие другие. Хотя революция застала художника уже глубоким стариком, но она оказала несомненное влияние на его творчество. В работах, созданных Н. Хлудовым в последние годы его жизни, заметна несколько более живая, приближающаяся к реализму трактовка сюжетов.
Интересные реалистические полотна на темы современного и прошлого Казахстана имеются среди произведений работающих в республике художников: Ф. Болкоева, Н. Крутильникова, А. Риттиха и др.
Молодой живописец казах Кастинлы, произведения которого были в Москве на выставке в филиале Гос. Академического Большого театра в 1936 г., во время декады казахского искусства, создал ряд картин на сюжеты из жизни республики (илл. 95) и сейчас работает над картиной «Колхозный той в Казахстане».
Киргизия
В Киргизской ССР известны произведения молодых национальных живописцев: Г. Айтиева («Отдых колхозников», портреты) и С. Анылбекова («Колхозная отара», пейзажи). Историческое прошлое и счастливое настоящее республики нашли отражение в многочисленных произведениях заслуженного деятеля искусств Киргизской ССР С. А. Чуйкова. Следует также отметить портреты А. И. Игнатьева, А. Майорова, пейзажи А. Евдакова и др.
В 1936 г. в г. Фрунзе организована изостудия. Художники советской Киргизии показали свои лучшие произведения на выставке, организованной в Москве во время декады киргизского искусства.