Закрыть

Советское искусство Средней Азии

Уже в самом начале 20-х годов в среднеазиатских республиках появились неизвестные до революции в творчестве среднеазиатских народов живопись и графика. Новое искусство создавалось и развивалось в борьбе с догматизмом ислама, преодолевая старые, тормозившие развитие изобразительного творчества феодально-религиозные традиции и попытки буржуазных националистов и прочих врагов народа сорвать национально-художественное строительство. Самый факт возникновения в Средней Азии национальной живописи и графики явился одним из проявлений огромных революционных сдвигов в области идеологии. Идеи, принесенные на Восток революцией, требовали обогащения средств художественного выражения, создания новых видов изобразительного искусства. За годы революции в республиках Средней Азии появились и выросли кадры молодых национальных художников — живописцев и графиков.
Новое национальное искусство развивается не изолированно, а в тесном контакте с искусством остальных братских республик СССР. Это проявляется в постоянном обмене творческим опытом (выставки, творческие командировки и т. п.), в обучении молодых национальных художников в Москве, Ленинграде и других городах. В плане взаимной творческой помощи следует рассматривать также работу в национальных республиках художников русских, армян и др. Некоторые русские художники еще до революции работали в Ташкенте, Самарканде и других крупных среднеазиатских городах. Но в условиях колонизаторской политики царизма и разжигания национальной розни они стояли в стороне от национальной художественной культуры даже в тех случаях, когда они ею интересовались.
Буржуазный ориентализм толкал художников в область абстрактных формалистических исканий, стилизаторства под старые восточные миниатюры, или к пассивно-этнографическому любованию экзотикой Востока. Революция совсем по-новому поставила задачи перед этими художниками. Многие из них вошли в актив первых преподавателей организованных в республиках художественных школ. В 1920 г. в Ашхабаде при Политотделе 1-й Армии была создана художественная студия, во главе которой стали художники И. М. Мазель и др., пришедшие в Туркмению в качестве рядовых солдат еще во время империалистической войны. Студия скоро превратилась в «Ударную школу искусств Востока», в которой обучались первые национальные живописцы Туркмении.
Художественные школы, ряд студий, курсов и кружков с первых лет революции организуются в Ташкенте и в Самарканде. С ходом развития художественных работ в республиках Средней Азии постепенно идет творческая перестройка лучшей части старых художников. Кадры художников пополняются также работниками, приезжающими из различных уголков Советского союза. Основная масса художников, работающих в настоящее время в республиках Средней Азии, вместе с молодыми национальными живописцами и графиками, активно участвует в строительстве новой социалистической художественной культуры, учит и сама учится, тесно связала свою творческую деятельность с задачами создания нового национального изобразительного искусства.
Молодое изобразительное искусство в среднеазиатских республиках имеет еще много недостатков, но уже на данном этапе его развития можно определенно говорить, что в живописи и графике реалистический творческий метод стал доминирующим направлением. Художники, шедшие к реализму с различных исходных позиций, успешно преодолевают ошибки, имевшие место в творчестве некоторых из них. Новое национальное реалистическое искусство развивается и обогащается, осваивая интернациональное художественное наследие и творческий опыт искусства братских социалистических республик. Основная масса художников успешно борется за овладение методом социалистического реализма в искусстве.

Живопись и графика

Узбекистан

В настоящее время наибольшего размаха художественная деятельность в области живописи и графики достигла в Узбекской ССР. В Узбекистане — в Ташкенте, в Самарканде, Коканде и других городах — работает более сотни художников, среди которых значительную, хотя еще недостаточную по количеству группу составляют молодые национальные живописцы. Ряд молодых художников Узбекистана, отталкиваясь от традиций национального художественного наследия, принес в живопись струю своеобразного красочного декоративизма. В некоторых ранних произведениях этот декоративизм приводил к условной и схематичной трактовке образа. Для примера можно указать на полотно «Свадьба», написанное художником А. Сиддыки в 1932 г. Картина состоит из ряда самостоятельных изображений, связанных между собой только последовательностью сюжетов, показывающих различные моменты свадьбы. Изображения трактованы плоскостно и очень условно. Как отметил В. Н. Чепелев в своей работе «Искусство Советского Узбекистана», художник не столько показывает, сколько рассказывает, подобно тому как делали восточные миниатюристы, украшая иллюстрациями листы рукописи.
Стремление к декоративности сильно сказалось в некоторых работах талантливого художника У. Тансыкбаева. Урал Тансыкбаев, казах по национальности, до последнего времени работал в Узбекистане. Еще в 20-х годах, обучаясь в Ташкенте в студии и в Пензенском художественном техникуме, он начал работать над портретом и сюжетами социалистической перестройки жизни советского Востока. Одно из ранних его произведений — «Портрет узбека» (илл. 87) — показывает стремление художника правдиво передать национальный тип портретируемого, выражение его лица, характерную пору, костюм.

У. Тансыкбаев. Портрет узбека. 1927 г.
87. У. Тансыкбаев. Портрет узбека. 1927 г.

В последующих, очень разнообразных по тематике, картинах, написанных в начале 30-х годов («В родном ауле», «Привод басмача», «Кочевье» и др.), в трактовке образа усиливается момент декоративности. Эти картины очень интересны в живописном отношении. Тонко продуманы композиция и красочные сочетания, придающие произведению большую эмоциональность; но обобщенность форм и цвета часто вносят в эти картины значительную долю условности. В «Кочевье» некоторые детали трактованы настолько плоскостно, что теряют свою реальную, ощутимую глазом форму. Недостатки излишне декоративной, условной и обобщенной трактовки сказывались и в ранних работах Н. Карахана, А. Подковырова и некоторых других молодых художников Узбекистана.
В последние годы творчество художественной молодежи республики характеризуется усилением и развитием реалистического метода. Интересные реалистические работы на последних выставках в Ташкенте и Москве показали недавно окончившие художественное училище молодые узбекские художники: Б. Хамдами, Л. Абдуллаев, И. Абдуллаев и др. Б. Хамдами работает над рядом тем по культурному строительству республики: ликбез на Чирчикстрое, колхозная чайхана и др. Отметим его картину «В колхозной чайхане» (илл. 88), очень интересную по своим живописным достоинствам и дающую хороший правдивый образ нового культурного отдыха колхозников Узбекистана.

Бахрам Хамдами (Узбекская ССР). В колхозной чайхане. 1936 г. Масло
88. Бахрам Хамдами (Узбекская ССР). В колхозной чайхане. 1936 г. Масло

Л. Абдуллаев еще в своих ученических работах 1933-1935 гг. проявил большую разносторонность в выборе сюжетов, интерес к актуальной советской тематике и несомненный живописный талант. Его этюды и эскизы последних лет («У молодого поэта», «Конец рабочего дня») очень живо трактованы и позволяют рассчитывать, что художник в ближайшее время даст хорошие законченные произведения. Менее зрелы и носят еще ученический характер произведения И. Абдуллаева и Р. Темурова.
Художники растут, работая над реалистическими образами Узбекистана, его людей, строительства, природы. У. Тансыкбаев в большой серии исполненных гуашью в 1936 г. этюдов Ферганской долины в значительной степени освободился от условности и известного схематизма прежних своих работ. Характерны сдвиги, происшедшие за последние годы в творчестве А. Сиддыки, который показал свое стремление овладеть реалистическим методом (например, «Автопортрет» и «Натюрморт», бывшие на московской выставке 1937 г.).
Среди произведений молодых художников республики одно из видных мест занимают картины Н. Карахана. Художник исполнил несколько произведений на важнейшие политические темы; таково, например, его полотно «Торжество ленинской национальной политики». Н. Карахана всегда интересовали сюжеты коллективного труда людей нашей действительности («На помощь окучникам», «Утро в совхозе», «Первая окучка», «Женская ударная бригада на хлопке» и др.). Человеческие фигуры в ранних работах Н. Карахана, в силу отмеченного выше декоративного подхода, трактованы слишком обобщенно, и их лица не имеют четкой психологической характеристики. Произведения последних лет («Возвращение жнецов», «Весенний ветер» и др.) показывают значительные успехи художника в работе над образом человека. В картине «Возвращение жнецов» (илл. 89) показана группа людей, возвращающихся с полевой работы. Впереди несколько музыкантов играет на национальных инструментах, за ними длинной цепочкой растянулись гуськом идущие жнецы. В изображении людей художник уже добился индивидуальной характеристики лиц.

H. Г. Карахан (Узбекская ССР). Возвращение жнецов. 1936 г. Масло
89. H. Г. Карахан (Узбекская ССР). Возвращение жнецов. 1936 г. Масло

Картина «Возвращение жнецов» очень характерна для творчества Н. Карахана и по своему колориту. Художник много внимания уделяет цвету, его произведения отличаются яркой, оставляющей бодрое впечатление красочностью. В «Возвращении жнецов» и в других последних по времени произведениях Н. Карахана цвет по сравнению с прежней гаммой локальных тонов значительно обогатился. Его новые эмоционально выразительные пейзажи (например, «Рисовые поля» 1937 г.) имеют тонко переданные цветовые переходы.
Большая творческая перестройка произошла за годы революции в творчестве многих художников старшего поколения — О. Татевосьяна, А. Волкова, Л. Бурэ и др. Некоторые из них в прошлом были в плену у формализма. А. Волков шел от своеобразного примитивизма и кубизма, в которых он ошибочно искал своеобразия живописи Востока. За годы революции он понял ложность своих прежних установок; особенно решительно начал сказываться перелом в творчестве художника в самом конце 20-х и начале 30-х годов, когда он стал работать над современной советской тематикой («Штурм бездорожья» 1932 г., сюжеты колхозного съезда, «Девушки с хлопком» 1932 г. и др.).
В произведениях художника видна большая живописная культура, проявляющаяся в первую очередь в его работе над цветом. Но идущий от его прошлых творческих установок схематизм и скованность формы (особенно человеческих фигур) долго мешают художнику дать полный жизни, свободный от условностей образ реальной действительности. Этот недостаток остается еще даже в его произведениях последних лет («Сбор хлопка» 1936 г., «Портрет жены» 1936 г.), хотя в них видны очень значительные успехи художника в работе над портретом и над изображением природы. Художник Л. Л. Бурэ, 30-летний творческий юбилей которого был отмечен в 1936 г. персональной выставкой в Самарканде, используя огромный накопленный им материал (зарисовки с натуры, этюды и т. п.). За последнее десятилетие создал ряд ценных полотен на исторические темы («Зиндан», «Казнь в эмирской Бухаре» и др.).
Большими живописными достоинствами отличается ряд работ О. Татевосьяна («Сумерки», «Дынный базар» и др.).
Следует отметить работы художниц З. Ковалевской, Н. Кашиной, Е. Каравай.
Показательны изменения, происшедшие за последние несколько лет в творчестве художницы Е. Каравай, которая освобождается от довлевших над ее прошлыми произведениями традиций экспрессионизма, и показала на последних выставках новые, психологически выразительные портретные работы.
Важным фактом в художественной жизни Советского Узбекистана является то обстоятельство, что за последние годы многие художники стали работать над созданием крупных, монументальных картин, серьезно взявшись за отражение больших тем гражданской войны и нашей социалистической действительности.
П. Беньков, особенно известный своими написанными в несколько импрессионистической манере картинами на темы старой Средней Азии (илл. 90), в 1933-1936 гг. создал ряд крупных произведений на современные сюжеты: «Шелкомотальная фабрика Худжум в Самарканде», «8 марта на Регистане» (илл. 91) и др.

П. П. Беньков (Узбекская ССР). Хивинка. Масло
90. П. П. Беньков (Узбекская ССР). Хивинка. Масло
П. П. Беньков (Узбекская ССР). Восьмое марта на Регистане. Масло
91. П. П. Беньков (Узбекская ССР). Восьмое марта на Регистане. Масло

Из произведений на темы гражданской войны отметим большую картину В. Уфимцева «Героическая» и О. Татевосьяна «Басмачи».
Интересный участок нового изобразительного искусства Узбекистана представляют работы художников-графиков.
Графика Узбекистана, еще недавно связанная почти исключительно с работой для газет и плакатов, в настоящее время сильно расширила круг своего применения и обогатилась ценными творческими начинаниями.
Мы знаем целый ряд работ художников, предназначенных для иллюстрирования книг.
Интересные произведения созданы художниками-графиками в результате специальных творческих поездок в различные районы Республики.
Среди работ, демонстрировавшихся на последних выставках, отметим исполненные тушью зарисовки Чирчикстроя С. Мальта, пейзажи В. Кедрина, работы В. Рождественского, А. Ермоленко и др.
Молодые кадры художников готовят Ташкентское художественное училище и Самаркандский художественный техникум.
Однако изобразительное искусство Узбекской ССР имеет еще целый ряд недостатков.
В Узбекистане еще мало национальных живописцев и графиков и недостаточно еще там работают художники над большими темами богатого исторического прошлого и замечательного настоящего солнечной Узбекской республики. Отдельные художники иногда еще мало внимания уделяют познанию своеобразных особенностей природы страны, а также ее быта и всей ее жизни.
Нельзя забывать и об опасных тенденциях в сторону формализма и натурализма, которые еще недавно проявлялись в творчестве некоторых художников и отзвуки которых иногда дают себя знать еще и сейчас.
Ныне разоблаченные советской разведкой враги народа — буржуазные националисты — старались затормозить развитие искусства, препятствовали творческому росту художников, стремились дезорганизовать художественное образование.
Вместе с ликвидацией последствий вредительства в области искусства идет укрепление и развертывание работы. В мае 1938 г. состоялся I съезд советских художников Узбекской ССР. Специальное постановление СНК Узбекской ССР и ЦК КП(б) Узбекистана от 20 мая 1938 т. по вопросам искусства поставило перед художниками задачу создания произведений, отражающих крупнейшие явления исторического прошлого и социалистического строительства республики.
Молодое, новое искусство республики растет и развивается, твердо став на путь реалистического творческого метода, и может служить одним из тех многочисленных в наши дни примеров, которые показывают пробуждение и расцвет творческих способностей прежде угнетенных народов.

Туркмения

Подобную, хотя и меньшую по масштабу картину развития новых видов искусства мы наблюдаем в остальных четырех союзных республиках Средней Азии. Одним из интереснейших национальных художников, несомненно, является Бяшим Нурали (Туркменская ССР). Дехкан по происхождению, он еще в начале 20-х годов начал учиться в упомянутой выше художественной студии, организованной в Ашхабаде Политотделом 1-й Армии. В дальнейшем Б. Нурали прошел художественную школу в московском Вхутеине и вновь вернулся на работу в Туркмению. Его первая, написанная в годы учебы, самостоятельная работа «Праздник» еще очень сильно отражает перенесенные в живопись традиции декоративной плоскостной трактовки образа. На картине показана группа туркменских женщин на фоне построек аула, юрт и мечети. Сюжет трактуется художником статично. Композиция картины построена кулисно, плоскостными, отдельными, мало связанными один с другим планами. Человеческие фигуры изображены неподвижными, застывшими в позирующих позах. Лица даны обобщенно и похожи одно на другое. Декоративность картины подчеркнута обрамлением с написанным на нем ковровым узором.
Известный статизм и замкнутость образа есть и в следующем по времени произведении Б. Нурали, «Портрете Халиджи», на котором изображена туркменская девушка на фоне текинского ковра. Но в этой картине художник уже делает большой шаг в сторону передачи жизненности изображенного. Едва уловимая, чуть затронувшая щеки и губы улыбка, выражение глаз, прозрачность кожи придают образу девушки эмоциональность и некоторую лиричность. Правдивость, находящая выражение во всех деталях картины, делает это простое по замыслу произведение характерным и значительным для новой национальной живописи. В 1927-1928 гг. Нурали впервые берется за тематику Советской Туркмении. За эти и последующие годы он написал картины: «Сбор хлопка», «Старый туркменский быт», «Новый туркменский быт», «В мечтах об учебе» и др. В новых работах художника характерно стремление откликнуться на актуальные темы современности, отразить их преломление в жизни туркменского народа.
Интересное сопоставление делает Б. Нурали в картинах «Старый туркменский быт» (илл. 92) и «Новый туркменский быт».

Бяшим Нурали (Туркменская ССР). Старый туркменский быт. Масло
92. Бяшим Нурали (Туркменская ССР). Старый туркменский быт. Масло

В обоих произведениях видна та же правдивость образа, что мы отмечали в «Халиджи». Художник противопоставляет еще живые в туркменской действительности контрасты старого и нового быта, особенно подчеркивая принесенное революцией раскрепощение женщины. По сравнению с более ранними картинами в этих произведениях Б. Нурали значительно обогатился колорит. В «Старом быту» преобладает декоративный красно-коричневый тон, но он взят лишь как наиболее соответствующий цветовой гамме оформления старого туркменского жилища.
Занимаясь живописью, Б. Нурали выявляет свой интерес и к декоративным видам искусства. Он работает над коврами, моделями для керамики и т. п., выказывая большое знание народного туркменского узора. В 1936 г. художник вместе со своей женой выткал ковер с портретом В. И. Ленина, поднесенный колхозниками Туркмении в подарок товарищу Сталину. Сейчас они работают над ковром с изображением товарища Сталина.
Из остальных художников Туркменской ССР отметим С. Н. Беглярова (армянина по национальности), который уже ряд лет руководит изоотделением Художественного техникума в Ашхабаде. Реалист по творческим установкам, он создал много интересных портретных работ, передающих различные национальные типы («Портрет курда», «Предаулсовета «Кипчак», «Туркменки» и др.). В последние годы Бегляров написал ряд тематических произведений: «Погрузка каравана» (илл. 93), «Танец белуджей», «Музыканты». Работы С. Беглярова иногда страдают излишней сухостью рисунка и колорита и известным, не лишенным пассеизма этнографизмом. Это особенно сказывается в ранних портретных произведениях и в меньшей мере относится к последним картинам, отличающимся большим динамизмом в трактовке и значительно обогащенным в отношении цвета.

С. Бегляров (Туркменская ССР). Погрузка каравана. 1936 г. Масло
93. С. Бегляров (Туркменская ССР). Погрузка каравана. 1936 г. Масло

С. Бегляровым исполнен ряд интересных графических произведений, как, например, серия рисунков тушью: «Типы старого Ашхабада».
В ашхабадском Художественном техникуме готовятся новые кадры художников.
Из числа учащихся уже выявилось немало способных, талантливых ребят.

Таджикистан

Значительный кадр художников создался в Таджикской ССР. На 3-й республиканской выставке в Сталинабаде в 1937 году были представлены произведения целого ряда живописцев и графиков. В республике работают художники таджики — Хош-Мухаммедов (илл. 94) и Ашуров, художники С. Жданов, М. Новик и др.

Хош-Мухаммедов (Таджикская ССР). Этюд. 1937 г. Масло
94. Хош-Мухаммедов (Таджикская ССР). Этюд. 1937 г. Масло

Казахстан

В Казахской ССР ряд художников работает над созданием новых видов национальной художественной культуры. Ветераном живописи в Казахстане являлся умерший несколько лет назад Н. Хлудов. Художник еще в конце прошлого века сформировался как представитель несколько эстетизированного натурализма. Н. Хлудов оставил множество картин на темы быта дореволюционного Казахстана: «Гонец», «Кочевка богатого бая» и многие другие. Хотя революция застала художника уже глубоким стариком, но она оказала несомненное влияние на его творчество. В работах, созданных Н. Хлудовым в последние годы его жизни, заметна несколько более живая, приближающаяся к реализму трактовка сюжетов.
Интересные реалистические полотна на темы современного и прошлого Казахстана имеются среди произведений работающих в республике художников: Ф. Болкоева, Н. Крутильникова, А. Риттиха и др.
Молодой живописец казах Кастинлы, произведения которого были в Москве на выставке в филиале Гос. Академического Большого театра в 1936 г., во время декады казахского искусства, создал ряд картин на сюжеты из жизни республики (илл. 95) и сейчас работает над картиной «Колхозный той в Казахстане».

А. Кастинлы (Казахская ССР). Обед колхозников в поле. 1937 г. Масло
95. А. Кастинлы (Казахская ССР). Обед колхозников в поле. 1937 г. Масло

Киргизия

В Киргизской ССР известны произведения молодых национальных живописцев: Г. Айтиева («Отдых колхозников», портреты) и С. Анылбекова («Колхозная отара», пейзажи). Историческое прошлое и счастливое настоящее республики нашли отражение в многочисленных произведениях заслуженного деятеля искусств Киргизской ССР С. А. Чуйкова. Следует также отметить портреты А. И. Игнатьева, А. Майорова, пейзажи А. Евдакова и др.
В 1936 г. в г. Фрунзе организована изостудия. Художники советской Киргизии показали свои лучшие произведения на выставке, организованной в Москве во время декады киргизского искусства.

© 2024 Raretes