Туркменские ковры

Туркменские кочевые племена много веков назад начали изготавливать ручные ковровые изделия для повседневных нужд. Подавляющая часть предметов домашнего обихода создавалась с помощью ковровой техники: ковры, которыми застилали пол, завесы на дверные проемы в юрте, различные мешки, переноски и прочее. Хранителями искусства ковроделия являлись женщины, навыкам которого они обучались с самого детства. Ковроткачеством занимались почти все туркменские племена. Исследователи выделяют самые крупные из них: йомуты (йомуды), сарыки (сарык), эрсари (эрсары), теке, салоры, чодор и др.
Совершенствуясь веками, искусство ковроткачества достигло у туркмен художественных высот — туркменские ковры получили признание искусствоведов в конце XIX в., когда их стали коллекционировать и выставлять в музеях.
Большая часть известных на настоящий момент туркменских ковров датируется XIX в., однако известны редкие экземпляры, принадлежащие XVIII в. В наше время традиции ковроделия прошлого постепенно утрачиваются.

Особенности туркменских ковров

Туркменские ковры отличает довольно строгий декор и сдержанная цветовая гамма.  Как правило, для фона используется ярко-красный цвет, для рисунка — белый, коричневый, оранжевый, желтый и черный цвета.
В качестве материалов использовались лучшие сорта овечьей и верблюжьей шерсти. А также для ворсовой нити ковра употребляли цветной шелк и бумажную пряжу.
Основа центральной композиции туркменских ковров — это так называемый гёль (в переводе с туркменского языка значит «узор, рисунок, узорчик»). Он представляет из себя довольно сложную симметричную фигуру с внутренним орнаментом, часто обрамленную замысловатыми лепестками, крючками, зубцами. Нередко внутренний рисунок гёля делится на четыре части, которые соединяются между собой линиями или решетками. Обычно гёли располагаются в несколько рядов, часто сочетаются с более мелкими мотивами геометрической формы. Согласно некоторым исследованиям, орнамент гёль является изображением тотема данного племени — ковры каждого племени отличают свои неповторимые узоры.
Также для туркменских, как впрочем, вообще для среднеазиатских ковров, характерно наличие элемов — широких поперечных полос с орнаментом, расположенных по двум противоположным концам ковра. В старинных ворсовых коврах они были паласными, с середины XIX столетия стали ткаться ворсовыми с определенным узором.

Ковры племени йомуд (йомут)

Особенностью ковров племени йомуд является многообразие используемых узоров гёль, имеющих разную форму. Иногда разные типы гёль присутствуют в одном изделии. Цветовая гамма довольно разнообразна: фон обычно красный, по нему идет рисунок, выполненный живыми красками, в старинных изделиях часто используется голубой и зеленый.


Ковры племени сарык

Главный гёль ковров племени сарык имеет в целом квадратные очертания. Цвета могут быть очень интенсивными. Обычно по красному фону идет темно-синий, оранжевый, белый и абрикосовый рисунок. Впрочем, к концу XIX в. цвета становятся довольно темными.

 

Ковры племени теке

Вследствие широкой зоны перемещения этого племени по землям Туркестана, ковры теке очень разнообразны и трудно поддаются систематизации. В декоре этих ковров можно встретить мотивы, характерные для других туркменских племен, например, йомуд, сарык, салор. Среди цветов преимущественно встречается красный пурпурного, кирпичного и розового оттенков. В рисунке можно встретить синий и иногда желтый. Известность также получили ковры подгруппы племени теке — ахал-теке.


 

Ковры племени эрсари (эрсары)

Племенное объединение эрсари вошли помимо туркмен и другие народности. Такой многонациональный состав сильно отразился на ковровой продукции эрсари, она весьма разноообразна. Например, различают ковры «кизыл аяк», выполненные одноименным кланом эрсари, для этих изделий характерен особый гёль с рисунком в форме буквы «X». Отдельные экземпляры продукции эрсари с характерными стилизованными персидскими рисунками боте, мина хани и герати причисляют к так называемым бухарским коврам.

 


 

Беширские ковры

Ковры, производимые в селе Бешир формально принадлежат мастерам-эрсари. Однако вследствие того что население Бешира очень пестрое, в действительности трудно сказать, какому племени принадлежит традиция орнаментирования данного типа ковров. Беширские ковры имеют весьма необычный для Туркестана декор. Для них, например, характерен растительный орнамент в виде тюльпанов и гвоздик, гипертрофированный гёль, склонность к асимметрии. Некоторые исследователи отмечают, что беширские ковры по своему художественному облику и техническим характеристикам приближаются к некоторым типам кавказских и средне-восточных ковров. Цвета очень живые, самые яркие во всем Туркестане. Наиболее ценные ковры отличаются разнообразными оттенками фона красного цвета и полихромным рисунком с точно рассчитанным включением желтого цвета.

 


 


 

Фотографии ковров сделаны автором сайта на выставках, прошедших в Музее Востока (Москва):

  • «Ковровое искусство туркмен» (24 мая – 11 июня 2017);
  • Светопись Дмитрия Ермакова. Работы тифлисского фотографа конца XIX – начала ХХ века (18 мая – 25 июня 2017).
Империя кружев в Коломенском Хранители традиций Узбекистана