Закрыть

Казахстан в составе Тюркского каганата

Тюркский каганат и его политическое устройство

В середине VI века н. э. на территории Азии образовалось обширное варварское дофеодальное государство.
Его основателями были тюркские племена Алтая. В короткий срок они подчинили множество народов и земель от Тихого океана до Черного моря. Почти вся территория нынешнего Казахстана тоже вошла в состав нового государства. Верховный глава тюркского государства назывался «каган», откуда и произошло название «Тюркский каганат». Впоследствии титул «каган» превратился в распространенное на востоке наименование — «хан».
В древности тюрки жили, не имея «господских родов», и составляли единый «эль» — вооруженный народ, господствовавший над покоренными племенами. Постепенно, в связи с ростом имущественного расслоения внутри народа, выделяется племенная знать — беки и тарханы, которая закрепила за собой название «эль». Со временем термин «эль» в Тюркском каганате стали применять только к членам ханского рода. Знать — «эль» — выбирала из своей среды кагана. При выборах кагана представители знати поднимали его на белой кошме и носили по кругу десять раз. Церемония поднятия на белой кошме наблюдалась впоследствии и при выборах казахских ханов.
Опорой власти кагана была дружина, члены которой назывались огланами. Огланы состояли из родичей кагана и лиц, добровольно вставших под его покровительство. Однако войны велись в большинстве с помощью народных ополчений, состоявших из свободных членов тюркских общин. При кагане существовал совет из членов рода кагана. В совет входили также представители родоплеменной знати — беки и тарханы. Хотя власть кагана считалась неограниченной, однако он должен был считаться с волей совета, так как в противном случае он рисковал потерять опору в господствующем классе и лишиться поддержки своего рода. Постепенно каганы узурпируют всю власть. Власть каганов становится наследственной — совет беков постепенно теряет свое значение. Каганы зачастую принимают решения, не обращаясь к совету.
Сыновья кагана имели титул «ябгу» и назначались наместниками в покоренные земли.
Основную массу населения Тюркского каганата составлял простой народ — «будун», который обычно назывался «кара-будун» (кара — черный). Знать носила название «кок» (голубой) или «тенгри» (небесный). Это деление на «голубую» и «черную» кость впоследствии в видоизмененной форме перешло и к казахам, у которых члены ханского рода образовали замкнутую группу «белой кости» и противопоставляли себя простому народу.
Народ — будун в обществе Тюркского каганата оставался свободным, но появились уже зависимые от знати люди. Существовали и рабы — кулы. Рабы использовались на домашних работах и для пастьбы скота.
Сосредоточив в своих руках орудия и средства производства и используя свою власть и влияние, тюркская знать заставляла работать на себя попавших к ней в зависимость общинников, присваивая продукты их труда. Так постепенно в Тюркском каганате складывались феодально-зависимые отношения. Однако процесс феодализации не нашел своего завершения в тюркском обществе.

Западно-тюркский каганат

Тюркский каганат представлял собой огромное, но не прочно сколоченное государство, части которого не имели между собой крепких внутренних связей и жили самостоятельной жизнью. Рост производительных сил в каждой из составных частей этого государства подготовлял почву для создания новых экономических и политических центров. Сопровождающие этот процесс частые междоусобицы и смуты подорвали власть кагана. В 582 году в Бухаре вспыхнуло крупное восстание. Оно послужило толчком к распаду государства на два самостоятельных каганата — Восточно-тюркский и Западно-тюркский.
Территория Казахстана вошла в состав Западно-тюркского каганата, который делился на две части: одна из них носила имя «дулу» и занимала земли между реками Чу и Или, другая называлась «нушуби» и занимала междуречье Чу — Талас. В оба объединения входило десять племен, по пять в каждое. В связи с этим тюрки, населявшие территорию Казахстана, были в восточных источниках прозваны народом «десяти стрел».
Политическим и административным центром нового государства сделалась древняя страна усуней — Семиречье. Здесь в городе Суяб (на р. Чу) западно-тюркский каган основал свою ставку. Современники отмечали богатство и могущество кагана. Один буддийский паломник Сюань-Цзань, проезжавший через Суяб в 663 году, впоследствии подробно описал ставку кагана.
Каган жил в большой юрте. В ней было множество золотых вещей. У самого кагана волосы на голове были распущены, а его приближенные заплетали свои волосы в косы. Голова кагана была обернута длинными кусками шелка. На плечах каган носил зеленый шелковый плащ. В юрте кагана паломник увидел много вельмож. Они сидели в два ряда на кошмах, все в шелковых одеждах. За ними стояли телохранители кагана. Здесь же находились иноземные послы из Китая и из Уйгурии. При кагане были переводчики, отлично владевшие китайским языком. Начался пир при звуках музыки. Гости кагана ели мясо и пили вино. Паломнику была предложена растительная и молочная пища. В своем описании паломник дал кагану следующую оценку: «Хотя это был варварский государь, живущий в войлочном шатре, все же на него нельзя было смотреть без удивления и почтения».
Западно-тюркский каганат представлял собой дофеодальное варварское государство, подобное по своей структуре распавшемуся первому Тюркскому каганату. Оно объединяло различные тюркские племена, в том числе и коренные племена Казахстана — тюргешей, карлуков, усуней, канглы, дулу и др., и подготовляло почву для слияния их в единую народность.
Располагая значительными военными силами, каган стремился к расширению своих владений. Он вел завоевательные войны. В конце VI века его власти подчинялись племена северного Ирана и Афганистана и часть племен Туркмении. В начале VII века господство западно-тюркского кагана признали и хазары. Вместе с хазарами западные тюрки совершили далекий поход на Северный Кавказ и Закавказье. Из Западно-тюркского каганата выросло новое, такое же дофеодальное, хазарское государство, охватившее обширные земли от Северного Кавказа и низовьев Волги до западных областей Казахстана. Тюркский каганат поддерживал тесные дипломатические и торговые связи с Ираном и Византией. В VI веке ставку Тюркского каганата посетил посол византийского императора Замарх, оставивший интересное описание своего путешествия.

Экономическое развитие Кахзахстана в период каганата

Период подъема Западно-тюркского каганата продолжался до середины VII века. За это время на территории Казахстана значительно развилась хозяйственная жизнь. Хотя основные массы населения оставались кочевниками, но в ряде районов уже возникли сравнительно крупные оседлые поселения. Особенно высокого уровня достигла земледельческая культура в Семиречье, на Сыр-Дарье и в предгорьях Кара-Тау. Здесь произрастали хлебные злаки, фрукты, ягоды. Земледельческое население обменивало продукты своего труда на продукты скотоводческого хозяйства кочевников.
Большое оживление в хозяйственную жизнь Семиречья внесли согдийцы. Согдийцами назывались жители Согдианы — страны, расположенной по течению реки Заревшана. Под влиянием роста караванной торговли с Китаем, первые согдийские колонисты появились в южных районах Казахстана, в нынешних Южно-Казахстанской и Джамбулской областях, а также в Киргизии, на территории нынешней Фрунзенской области. Впоследствии они расселялись и во многих других районах. Согдийцы обрабатывали землю, обильно орошаемую водами горных рек, и занимались различными ремеслами, в первую очередь гончарным. Поселения согдийцев являлись в то же время торговыми пунктами. Они были укреплены и вооружены, имели надежную охрану и служили местом остановки и укрытия для многочисленных караванов, перевозивших товары из Китая на запад и обратно.
Казахстан заметно рос экономически. Крупнейшим центром экономической жизни стал город Тараз — на месте нынешнего гор. Джамбула, в долине реки Талас. Его подъему содействовало усиление караванной торговли. Прежде главный торговый путь, связывавший Западную Азию с Китаем, пролегал через Фергану и Кашгар. С начала VII века в Фергане начались длительные смуты, и купцы стали объезжать Фергану. Новый путь переместился на север. Купцы отправлялись из Самарканда на северо-восток и далее, через Тараз, в Семиречье, к берегам Чу, а оттуда по южному берегу озера Иссык-Куль к горному перевалу Бедель.
Благодаря этому значение городов Семиречья заметно возросло.
Помимо транзитной торговли, укреплялись непосредственные торговые связи между каганатом и внешним миром. Казахстанские города привлекали к себе купцов из разных стран. Здесь купцы сбывали свои товары, главным образом, ткани, посуду, покрытую разноцветной глазурью, ремесленные изделия и приобретали шерсть, кожи и другие продукты скотоводства, а также рабов.
Чем больше богатели отдельные города и прилегавшие к ним области, чем заметнее крепло экономическое и политическое значение местной знати и росло богатство купечества, тем яснее проявлялись тенденции этих городов к самостоятельности. На этой почве, по свидетельству китайских летописцев, в Западно-тюркском каганате все чаще возникали возмущения и восстания против каганов. Некоторые города полностью отложились и провозгласили собственных каганов. Так поступил, например, город Тараз.
Внутренней слабостью Западно-тюркского каганата воспользовались его соседи. В 654 году китайские войска вторглись в долину Или и напали на племена дулу. Китайцам удалось взять Суяб. В Семиречье были созданы две китайские провинции. В 679 году южно-казахстанские (семиреченские) племена вступили в союз с тибетцами, овладевшими в это время частью Восточного Туркестана, и нанесли китайским войскам решительное поражение. Движение китайцев на запад было приостановлено.
Вскоре Семиречье подверглось новому нападению, на этот раз со стороны Восточно-тюркского каганата. В 90-х годах VII века восточные тюрки произвели на Семиречье несколько набегов, завершившихся разгромом западных тюрков.
В середине VII века в Средней Азии появились новые могущественные завоеватели — арабы. Заняв в 651 году Мерв, они в конце VII века подошли вплотную к границам Западно-тюркского каганата. В 737 году вблизи Тохаристана, в районе Аму-Дарьи, произошла битва между арабами с одной стороны и согдийцами, а также их союзниками — западными тюрками, во главе с тюркским вождем Сулу, — с другой. Согдийцы и тюрки были разбиты. Эта битва явилась поворотным моментом в истории Средней Азии, которая полностью подпала под власть арабов.

Государство тюргешей

Внешние неудачи еще больше усилили смуту в каганате и ослабили власть кагана. Западно-тюркский каган только формально считался главой государства. Многие племена окончательно вышли из-под его власти. Каганат обнаружил явные признаки распада. Образовалось новое государство тюргешей, входивших прежде в состав Западно-тюркского каганата. Тюргеши кочевали между реками Чу и Или. По мере ослабления власти Западно-тюркского кагана, тюргеши подчинили себе другие племена — объединения дулу. В 704 году последний каган Западного каганата был убит. Титул кагана присвоил вождь тюргешей Сулу. Центром своего государства он сделал город Суяб. Сулу породнился с восточно-тюркским каганом и с владетелем Тибета. Своих жен он возвел в ханское достоинство, а сыновьям присвоил титул «ябгу».
Но причины, вызвавшие упадок Западно-тюркского каганата, продолжали действовать на территории Семиречья также и в период правления тюргешей. Междоусобные войны не прекращались.
Между вождем тюргешей Сулу и его военачальниками происходили столкновения, которые имели место и в Западно-тюркском каганате. Внутренние потрясения сопровождались внешними осложнениями, особенно со стороны Китая. В 738 году, после поражения Сулу на Аму-Дарье, он был убит одним из тюргешских вождей.
В последующие несколько лет тюргеши окончательно утратили свое влияние. Западное Семиречье перешло под власть города Тараза, а сам Тараз попал в зависимость от владетеля Ташкента. В 748 году китайские войска вторично напали на Суяб и разрушили его до основания.
Падение Западно-тюркского каганата во многом предопределило исход борьбы арабов за укрепление их господства в Средней Азии. Китайцы пытались воспрепятствовать арабским завоеваниям. После разгрома тюргешей китайские войска использовали Семиречье в качестве плацдарма и двинулись на запад навстречу арабам. Но арабы к этому времени дошли уже до реки Талас. Они значительно превосходили китайцев в силе и технике.
Решающая битва между арабами и китайцами произошла летом 751 года близ гор. Тараза. Арабы одержали победу, и китайцы вынуждены были поспешно отступить.
Исход битвы 751 года определил возрастающее влияние на жизнь племен Южного Казахстана арабской мусульманской культуры и постепенное падение влияния Китая.
После победы у Тараза арабские завоеватели не пошли дальше на восток. Они ограничились распространением в Семиречье своего торгового и особенно религиозного влияния и посылкой торговых караванов в степи Северного и Восточного Казахстана.

Государство карлуков в Семиречье

В Семиречье, после падения власти тюргешских ханов на 200 лет (766 — 940 гг.) власть перешла в руки новой династии из племен карлуков. Их вождь объявил себя властителем всего Семиречья. Карлуки происходили из района Западного Алтая и Тарбагатая. Первые группы карлуков проникли в Среднюю Азию в начале VIII века и достигли берегов Аму-Дарьи. На территории Южного Казахстана основная масса карлуков появилась во второй половине VI века.
В этот период общественно-политические отношения народов Казахстана сделали большой шаг вперед. Заметно выросли города Южного Казахстана. Развивалась торговля. Происходил переход кочевого тюркского населения к земледелию.
Наряду с использованием труда рабов, племенная знать применяла феодальные способы эксплуатации доселе свободных общинников. В связи с дальнейшим процессом распада и расслоения кочевой общины, часть кочевников стала оседать в городах. Усилившийся гнет со стороны племенной знати побуждал кочевников искать спасения в переходе к новым формам жизни. Развитие торговых сношений между кочевыми племенами и оседлым населением приводило к тому, что кочевники все чаще приходили в города для обмена продуктов скотоводства на ремесленные изделия. Постепенно представители отдельных семей и целые семьи приобщались к жизни городов, а затем и переселялись туда жить.
В долинах Таласа и Чу в сравнительно короткий срок создалось много новых поселений. Линия городов протянулась от Исфиджаба (ныне Сайрам) до озера Иссык-Куль. Крупнейшим центром таласской долины был по-прежнему город Тараз. К югу от него расположились города Атлах (Отлук), Хамукет, Сусы. К востоку от Тараза находились кочевья карлуков, а далее, начиная от района нынешней станции Луговая, основались города Кулан, Мерке и ряд других. В долине Чу наиболее крупными городами были Джуль и Баласагун. Города от Исфиджаба до области Верхнего Барсахана в районе озера Иссык-Куль были расположены на торговом пути из Средней Азии в Восточный Туркестан. На путях между городами возникали караван-сараи.
Успехи экономического развития привели к значительному усилению Южного Казахстана. Этот район сделался ведущим в культурном и политическом отношениях. Семиречье, обладая значительными материальными ресурсами, обнаружило свою силу и в международных связях: в карлукский период Семиречье не подвергалось сколько-нибудь крупным нашествиям завоевателей. Ни арабы, ни саманидская династия, правившая после них в Средней Азии в IX — X веках, не посягали на внутренние области Казахстана. Саманидам удалось занять только два города Казахстана: в 840 году один из саманидов завоевал город Исфиджаб, позднее на короткое время саманидами же был завоеван город Тараз. Но даже и завоеванные города сохранили почти полную политическую самостоятельность. Хотя земледельческая знать Тараза и Исфиджаба признала власть саманидских правителей, но города не вносили никаких податей в саманидскую казну.

Связи с Русью

В карлукский период значительно усилились торговые связи Средней Азии с Восточной Европой: с Болгарским царством (расположенным по Средней Волге) и Русью. Эти связи установились еще в VII веке. Торговля шла по сухопутному караванному пути на Хорезм, но особенно крупную роль в сближении Руси со странами Востока, в том числе со Средней Азией, сыграл великий волжский водный путь.
На Руси прекрасно знали, что из центра по Волге можно идти «в Болгары и Хвалисы» и дальше в «Жребий Симов», т. е. в страны мусульманские.
Болгарское царство на Волге и Хазарский каганат процветали, как связующие Запад и Восток звенья.
Хорошо известен факт нахождения огромного количества кладов с арабскими диргемами VIII — X веков на территории Восточной Европы. Арабские монеты в столь большом количестве могли появиться здесь только в результате оживленного обмена: арабы за свои диргемы покупали здесь рабов, меха, воск и прочее, а восточно-европейские народы приобретали у арабских купцов оружие, ткани, различные драгоценности.

Уйгуры в Семиречье и Восточном Туркестане

Важным событием в истории карлукского периода явилось переселение уйгур в Южный Казахстан. Уйгуры, жившие в Восточном Туркестане, были одним из древнейших тюркских племен. Религией уйгур были буддизм, шаманизм и манихейство, причем господствовал буддизм. В конце V века часть уйгур под давлением жужан перекочевала в степи Казахстана, но основная масса уйгур осталась в Восточном Туркестане. В 745 году уйгуры в союзе с карлуками и другими племенами разбили восточных тюрков и убили их последнего кагана. С этого времени стал возвышаться Уйгурский каганат. Через сто лет, в 40-х годах IX века, Уйгурский каганат потерпел тяжелое поражение от киргизов, и значительная часть уйгур была вынуждена сосредоточиться в Турфанском оазисе и в Ганьсу. Здесь, в Ганьсу, им пришлось пробыть недолго. Вследствие гонений в Китае на буддистов, в 60-х годах IX века часть уйгур-буддистов перешла через Тянь-Шань в Семиречье.

Кыпчаки и кимаки

Карлуки господствовали только на юге Казахстана, где обитали древние племена усуней. В остальных районах продолжали свое независимое существование различные кочевые племена преимущественно тюркского происхождения. Большая территория Центрального Казахстана и реки Урал была занята кочевьями канглы, кыпчаков, а также огузов, являвшихся предками туркмен. Они расположились вдоль важного торгового пути, проходившего по Сыр-Дарье. Под влиянием оживленных торговых сношений в X веке в районе Сыр-Дарьи стали возникать крупные торговые города: Туркестан, Отрар, Сауран, Янгикент, Сыгнак и др.
Центральные и западные области степей Казахстана были заселены тюркоязычными племенами, известными под общим именем кыпчаков, а в русских источниках — под именем половцев. Занятые ими земли получили название «Дешти-Кыпчак», т. е. кыпчакская степь.
Ко времени распада Западно-тюркского каганата кыпчакский племенной союз значительно окреп. В VIII веке кыпчаки совместно с уйгурами участвовали в разгроме Восточно-тюркского каганата.
По свидетельству восточных географов, кыпчаки представляли собой западную ветвь племен кимаков, которые кочевали в северных степях Казахстана — по берегам Иртыша. Кимаки занимались скотоводством и охотой. В те годы, когда между ними и кыпчаками были мирные отношения, они приходили на кыстау (зимовку) в низовья Сыр-Дарьи.
Неизвестный географ X века, автор рукописи «Худуд-Аллем» (Границы мира) писал о кимаках:
«Население обитает в юртах и кочует летом и зимою по пастбищам, лугам и около вод. Его богатство — соболь и овцы. Пищею летом служит молоко, а зимой сушеный сыр. Царя кимаков называют хакан, у него имеется 11 сборщиков податей».
Хакан кимаков жил в городе Намания. Там была его летняя ставка.
В Центральном Казахстане кыпчаки установили свое господство в XI веке. В истории Казахстана кыпчаки в дальнейшем играли крупную роль.

Религия и культура тюркских племен

Племена, входившие в состав Тюркского каганата, были язычниками. Они поклонялись солнцу, луне, звездам, огню и духам предков. Бог неба именовался древними тюрками — «тенгри» или «кок тенгри». Добро и зло, счастье и несчастье, по народным представлениям того времени, исходили от «тенгри». Пережитки древних верований сохранились в поговорках казахов, например: «пища на завтра от тенгри», «пусть благословит тенгри», «пусть тенгри покарает».
Древние тюрки поклонялись и звездам. При виде падающей звезды они говорили, что умер человек, который «рожден под этой звездой».
Огонь считался священным. Народ видел в нем могучее божество, обладающее чудодейственной силой, и поэтому относился к огню почтительно. Больного человека или животное водили вокруг огня, клали на огонь жир и просили помощи.
По древнему народному поверью, человек, при жизни зависевший от неба, огня, духов своих предков, после смерти сам превращался в божественного всесильного духа. Тюрки молились духам, просили у них покровительства и всячески старались их задобрить.
Древние тюрки верили также в злых духов. Влиянию злых духов приписывались всякого рода стихийные бедствия: падеж скота, наводнение, удар молнии.
Тюркские шаманы — позднее их называли «баксы» — выполняли все религиозные обряды. Баксы вызывали духов, через них обращались к тенгри, определяли судьбу человека, лечили болезни.
Народ, поклонявшийся природе, особенно приветствовал весну, идущую на смену зиме. Первый день весны отмечал начало нового года.
Тесные взаимоотношения тюрок с Китаем привели к тому, что в 70-х годах VI века часть тюркских племен приняла широко распространенную в Китае буддийскую религию. Распространение буддизма на территории Казахстана начало усиливаться с VIII века в связи с проникновением буддистов-уйгур в Семиречье.
С другой стороны, связи с западными и южными странами Средней Азии и особенно согдийская иммиграция привели к проникновению в Казахстан дуалистической религии иранцев зороастризма, с его почитанием бога зла — Аримана и бога добра — Ормузда. Культ зороастризма приняли полуоседлые и оседлые земледельцы — тюрки.
Древние тюрки имели свою письменность. Это было так называемое орхонское руническое письмо, которое сохранилось в эпиграфических памятниках — надписях на надгробных стеллах. Алфавит тюркского письма состоял из 32 букв. Памятники с древним орхонским письмом были найдены на территории Семиречья, в Таласской долине, на Западном Алтае и других местах.
Согдийская колонизация повлекла за собой распространение в городах Казахстана согдийской письменности, в несколько измененном виде. Эта письменность известна под названием уйгурского алфавита. Уйгурский алфавит постепенно вытеснил существовавшее у тюрок древнетюркское письмо.
Арабское завоевание значительно усилило влияние ислама на тюркские племена. В южных районах Казахстана ислам приобрел особенно большое распространение в карлукский период. В VIII — IX веках карлукская знать приняла мусульманство. Впоследствии, в X веке, в районах Тараза и Исфиджаба ислам насаждали саманидские завоеватели. Так, например, построенная прежде колонистами-сирийцами христианская церковь в Таразе была в X веке переделана в мечеть. В том же веке была построена мечеть в городе Мерке. Вместе с исламом в среду тюрок стало проникать арабское письмо.
Памятники материальной культуры древних тюрок сохранились в многочисленных захоронениях. Над могилой насыпался курган. У тюрок существовал обычай ставить на курганах так называемые «балбалы» — камни с рельефными изображениями на них. Большинство таких балбал являлось изображениями убитых врагов. Иногда художник стремился придать изображению портретное сходство. По предметам вооружения, находимым в курганах, а также по изображениям на балбалах, восстанавливался облик тюрка-воина. Он был одет в длинный кафтан. Его вооружением, помимо лука, служили нож и длинный меч, которые носились на поясе.
Одновременно с курганными захоронениями в VII — VIII веках на территории Южного Казахстана производились еще и захоронения по зороастрийскому обряду, который заключался в том, что мясо отделялось от костей, бросалось хищным зверям и птицам, а кости хоронились в специальных гробиках, которые в науке именуются оссуариями. Они имели овальную форму, на их боковую поверхность и крышку наносился рисунок в виде плетения, похожего на плетение деревянного остова кибитки (кереге). Фасад оссуария покрывался орнаментом, подражавшим орнаменту кошм. Рисунок представлял стилизованное изображение растений, но в сложном переплетении линий выступал также мотив «бараньего рога», впоследствии ставший наиболее характерной чертой казахских орнаментов. Оссуарии принадлежали не только согдийским захоронениям, но и захоронениям местного тюркского населения современного Южного Казахстана.
В оседлых районах Южного Казахстана сохранились и остатки домов. Дома были из набивного дувала, материалом для которого служила крепко сбитая лессовая глина. Помещения делились на ряд продолговатых комнат, перекрытых полуциркульным сводом, сделанным из сырцовых кирпичей. Каждый дом был укрепленным жилищем. Окна отсутствовали, лишь внизу имелись узкие продолговатые щели, которые, вероятно, одновременно служили и для вентиляции и бойницами. Двор с хозяйственными постройками был обнесен высокой и крепкой стеной.
Тесные экономические связи, существовавшие с Китаем, отразились на форме многочисленных бронзовых монет. Эти монеты относятся ко времени господства в Семиречье тюргешей. По китайскому образцу в центре монеты делалось отверстие, которое служило для нанизывания монет на шнур и более удобного хранения. Круговая надпись всегда содержала имя кагана.
Очевидно, в среде древних тюрок зародился ряд легенд, которые затем в переработанном виде перешли к казахам и другим среднеазиатским народностям. К таким древним легендам относится сказание о мудреце и музыканте Коркыте, жившем, по преданию, в районе Джанкента, где народные предания приписывают ему одну из сохранившихся могил. Легенда о Коркыте существует у различных тюркских народностей. Она долгое время бытовала и среди казахского народа. Такой же популярной легендой, как сказание о Коркыте, является и легенда об Огуз-хане. В одном из вариантов этой легенды, записанном в XIII веке Рашид-ад-дином, рассказывается о рождении Огуза от Кара-хана, о его женитьбе на трех дочерях его дядей, о многолетней борьбе с отцом Кара-ханом, о завоевании им обширных областей Ирана, Сирии и других стран, о происхождении наименований тюркских племен и их разделении. Сказание в легендарной форме стремится показать единство происхождения многочисленных тюркских племен и восстановить их древнюю историю.
По всей видимости, у древних тюрок широкое распространение получило и музыкальное творчество, в частности кюи, в которых сказитель стремился передать в музыкальной форме повествование о событиях и лицах. Кюи затем перешли в казахское народное творчество и составили одну из излюбленных и распространенных форм народной музыки казахов.
В городах Южного Казахстана зарождалась наука. К X веку относится деятельность одного из величайших мыслителей Средней Азии Ал-Фариби (умер в 950 году). Деятельность Ал-Фариби протекала в Багдаде при дворе халифов, но по происхождению он был тюрок из города Отрара на Сыр-Дарье. Ал-Фариби был хорошо знаком с философией древних греков, но в своих философских трудах он не повторял полностью чужих суждений, а создал свою оригинальную систему. Ал-Фариби учил, что мир не создан из ничего, а возник «из материи, которая, происходя от бога и развиваясь, проходит ряд промежуточных стадий, прежде чем принять форму видимого мироздания.
Являясь прекрасным музыкантом, Ал-Фариби обогатил теорию музыки новыми идеями. Он разработал теорию ощущения тонов, физические и физиологические основы музыки. Идеи Ал-Фариби оказали огромное влияние на развитие не только восточной музыки, но и всей мировой музыки вообще.

© 2016-2022 Raretes