Традиционный костюм жениха у горных таджиков

Издавна свадебные обряды имели цель обеспечить молодым счастливую семейную жизнь, достаток в семье, обильное потомство. В старину для этого применялись различные средства, в том числе и магические, ими был насыщен весь свадебный обряд. Не составляла исключения и одежда жениха и невесты. Поверья особенно сказывались на одежде невесты, но и свадебный костюм жениха отражал их, хотя и в меньшей мере. Одежда невесты таджиков горного Таджикистана была уже освещена в печати (1 — см. сноски в конце статьи), поэтому здесь описывается костюм жениха (2) двух частей горного Таджикистана: южной, включающей Дарваз, Каратегин, Куляб и Гиссар, и северной — бассейн верховьев Зеравшана. В древности Южный Таджикистан входил в Бактрию — Тохаристан, Северный — в Согд.
В обрядах, сопровождавших первый цикл свадебных торжеств — сватовство и помолвку, жених и невеста непосредственного участия не принимали, поэтому костюм их был обычным, непарадным. Забота об одежде начиналась незадолго до свадьбы, когда устраивали обрядовое кроение и шитье приданого. Этот обряд (парчабуррон, джомабуррон) обставляли по возможности торжественно, приглашали близких родственниц с обеих сторон и двух-трех старух, известных своей счастливой судьбой: вступивших в брак только один раз (якникоха), счастливо проживших со своим мужем и имевших много детей. Одной из них и поручалось кроение одежды для свадьбы — ее счастливая судьба должна была передаться и молодым. В кишлаках центральных районов Северного Таджикистана прежде всего кроили белое свадебное платье невесты, а вслед за тем из того же куска ткани — рубаху и штаны для жениха. В южных районах иногда начинали со свадебной занавески (чимилик) и только после этого кроили свадебное платье невесты. В районе Гарма (кишлак Навди), после того как платья невесты раскроены, перед матерью жениха клали отрез бекасаба, чтобы она сама скроила для сына жениховский халат.
Подготовка жениха к свадьбе у таджиков южных районов начиналась с обряда бритья головы (сартарошон), сопровождавшегося музыкой и танцами молодежи. Бритье доверяли почетному многодетному старику, долголетие и благополучие которого, по поверью, передадутся жениху. Раньше брили наголо, сейчас, если жених носит длинную прическу, волосы лишь слегка подравнивают. В платок, завязанный на шее жениха, чтобы в него падали волосы, или в снятую им тюбетейку позже, во время танцев, гости бросали деньги и мелкие подарки. Деньги шли цирюльнику и музыкантам. В Каратегине, кроме того, бросали также клочки ваты «для белизны», т. е. для благополучия, и клали яйца, чтобы брак не был бездетным.

Рис. 1. Старинный костюм жениха

Потом начинали одевать жениха, подготовляя его к поездке в дом невесты. В Дарвазе от семьи невесты присылали полный комплект одежды для жениха, состоящий из нескольких халатов, чалмы и т. д. Когда эти вещи подавали жениху, он накидывал один из принесенных халатов на плечи посланца в качестве дара.
Костюм жениха (рис. 1) состоял из новой белой или красной полосатой хлопчатобумажной рубашки туникообразного покроя с горизонтальным воротом, штанов национального покроя и халата (или чаще двух). В тот период, когда в костюме преобладали ткани ремесленного или домашнего производства, мечтой каждого молодого человека было получить к свадьбе привозную одежду из фабричных тканей или хотя бы покупной халат. Если на жениха надевали два халата, то нижний подпоясывали в старину длинным вышитым кушаком (фута), позднее стали употреблять квадратный поясной платок (миёнбанд). В богатых семьях жених получал вышитый пояс (камарбанд) в виде широкой полосы, застегивавшийся спереди на пряжку ювелирной работы. Из обуви наиболее распространенными были сапоги (чорук, мукки), под которые надевали вязаные шерстяные чулки или шерстяные портянки. Более нарядной обувью считались ичиги с кожаными калошами (кафшу махси) или кожаные высокие сапоги на твердой подошве (муза). На голову жениху надевали вышитую тюбетейку с чалмой, часто красной или желтой, с вышитыми концами. Как и положено молодым людям, выпущенный конец чалмы (фаш) оставляли не очень длинным — до плеча. Чалму жених повязывает иногда и в наше время, навертывая поясной платок. Иногда его накидывают на тюбетейку распущенным, чтобы он немного прикрывал лицо.
В руки жениху давали (а иногда дают и сейчас) вышитый платочек квадратной или прямоугольной формы. Если платок квадратный, вышиты все четыре стороны его, если прямоугольный — только противоположные. Иногда давали прямоугольные платочки в обе руки, причем часто один платочек красный, другой — белый. Такие же платочки иногда привязывали и к ушам лошади, на которой должны везти невесту в дом жениха. Сейчас во время свадебной церемонии платочками иногда украшают кабину автомобиля. Костюм жениха дополнялся вышитыми мешочками для чая (чойхалта), которые подтыкались ему за пояс.
В северных районах одежда жениха по своему составу была почти идентична с описанной, но обряды, сопровождавшие его одевание, были другие. Прежде всего здесь не было обряда сартарошон. Вместо этого в городах накануне свадьбы жених торжественно посещал баню (хаммом-барон), куда он отправлялся со своими товарищами, мылся и брился там по всем необходимым для мусульманина правилам. В кишлаках жених обычно мылся дома.
Во второй половине дня в доме жениха собирались его друзья. Устраивались угощение, песни, пляски. Когда темнело, жениха переодевали в другую одежду, в чем обязательно принимал участие многодетный состоятельный старик, и все отправлялись в дом невесты. Жених шел или ехал, уткнув нос в вышитый платочек, который он держал в руке так, чтобы видна была вышивка, иногда же просто прикрывался рукавом халата или выпущенным концом чалмы. Он прятался в толпе своих приятелей, чтобы его не видели посторонние. В доме невесты жених и его товарищи рассаживались в отдельном, специально приготовленном помещении. В Пенджикенте, по материалам Н. А. Кислякова, переодевание жениха происходило в доме невесты: когда он туда приезжал, ему выносили от родителей невесты узел с костюмом и кто-нибудь из родственников жениха надевал на него новую одежду, а себе брал старую. Этнограф М. Хамиджанова, хорошо знающая пенджикентские обычаи, добавила следующие подробности: жених приезжал в дом невесты в одежде, приготовленной его родителями. Перед обрядом бракосочетания (никох) он переодевался: дружки снимали с него халат и забирали его себе, а жениху на плечи накидывали халат, приготовленный родственниками невесты. В Шурмашке жених перед отправлением в дом невесты одевался у себя дома в одежду, присланную от семьи невесты. Обычай обязательного переодевания жениха, как правильно отметила Н. П. Лобачева, символизировал переход его в другую возрастную группу.
Традиционный свадебный костюм жениха состоял из рубашки и шаровар национального покроя; рубашка — обязательно белого цвета — была либо со стоячим воротником, либо с вертикальным или горизонтальным воротом — в зависимости от того, что бытовало в данное время; по окончании обряда поверх белой рубашки иногда надевали еще одну — цветную, в зажиточных семьях — шелковую. Верхней одеждой жениха в северных районах служили два халата на тонкой стежке. В Пенджикенте иногда вместо нижнего халата надевали камзол, вошедший в употребление в начале XX в. Камзол или нижний халат подпоясывали так же, как в южных районах. За пояс тоже затыкали вышитые платочки и мешочки для чая.
В тех районах горного Таджикистана, которые входили в состав Русского Туркестана, были распространены фабричные ткани. Здесь иногда для свадьбы приобретался халат городской работы. На голове жениха была тюбетейка (в отличие от юга не круглая, а конусообразная), обычно тоже привозная. Поверх тюбетейки во время свадьбы повязывали чалму, иногда с вышитыми концами.
Из обуви здесь были распространены кустарные мягкие сапоги (чорук), в зажиточных семьях — ичиги с кожаными калошами или сапоги красного цвета на твердой подошве и высоком каблуке. В этот костюм жених был одет на протяжении всего свадебного обряда. Как и в других районах Таджикистана, во время обряда бракосочетания какая-нибудь близкая родственница жениха прошивала его халат на спине белыми нитками без узелка, «чтобы во всех делах ему способствовали успех, удача и счастье».
В прошлом полный комплект жениховской одежды имелся только в состоятельных семьях. Большинство семей не располагало достаточными средствами, чтобы сделать к свадьбе новый халат. Приходилось пользоваться общественным халатом. Такие халаты, а иногда, кроме того, сапоги и чалма имелись во многих крупных кишлаках, ими пользовались поочередно все нуждавшиеся.
Сейчас при общей тенденции к переходу на европейскую одежду и при изобилии в магазинах фабричных вещей, когда даже в самых отдаленных местах костюм приближается к городскому, это сказывается на костюме жениха. Однако как бы он ни был одет, считаются совершенно обязательными халат из полосатой полушелковой ткани (бекасаб), вышитый поясной платок и тюбетейка. В последние годы, после того как в Таджикистане повсеместно распространились тюбетейки чустского фасона (токийи чусти), во время свадьбы на голове жениха тоже надета темная тюбетейка с белыми миндалеобразными узорами. Иногда в его костюме сохраняется и чалма, но ее повязывают только на момент бракосочетания и перевоза невесты; по возвращении в своей дом жених ее снимает.
Таким образом, костюм жениха до самого последнего времени, когда стала широко распространяться европейская одежда, сохранял традиционные формы. Не отличаясь принципиально от обычного мужского костюма, одежда жениха представляла собой его наиболее полный и по возможности богатый комплекс, что соответствовало торжественности момента и могло рассматриваться как предзнаменование семейного благополучия.


Автор: З. А. Широкова


1) Широкова З. А., Ершов Н. Н. Альбом одежды таджиков. Душанбе, 1960, табл. 9, 25, 35, 37; Широкова З. А. Одежда — В кн.: Таджики Каратегина и Дарваза. Душанбе: Дониш, 1970, вып. 2. Она же. Одежда. — В кн.: Материальная культура таджиков Верхнего Зеравшана. Душанбе: Дониш, 1973; Она же. Традиционная и современная одежда женщин горного Таджикистана. Душанбе: Дониш, 1976, с. 128-139.
2) Костюм жениха отражен в двух таблицах указанного альбома (табл 6, 38).

Материалы к истории одежды таджиков Нурата. Старинные женские платья и головные уборы Некоторые элементы киргизского национального костюма