Льняные ткани (ассортимент XIX века)

Общие характеристики и способы производства

Важнейшие из льняных тканей, составляющих предмет весьма обширной торговли, суть ткани гладкие, известные под названием полотен (Leinwand, toile, linen cloth). Не все однако полотна приготовляются из чистой льняной пряжи, некоторые из них фабрикуются из пряжи пеньковой, другие из кудельной, третьи наконец из смеси пряжи льняной с бумажной. Полубумажные ткани, состоящие из бумажной основы и льняного утка, или наоборот, часто продаются под названием ирландских полотен. К грубым сортам полотен, выделываемых почти исключительно из пеньковой пряжи, относятся парусина (Segeltuch, toile à voiles, sail-cloth), равендук (russian sheeting, duck) и фламское полотно.
Нити основы и утка перекрещиваются в полотнах под прямым углом, да при том так, что волокно основы проходит попеременно то поверх, то понизу утка.
Начало тканья полотняных изделий теряется в тумане глубочайшей древности; вуаль Сары доказывает, что ткацкое искусство известно было людям уже во времена Авраама.
До начала процесса тканья, обыкновенно подвергают льняную пряжу заготовке, заключающейся в обработке ее слабым поташным или содовым щелоком или раствором зеленого (поташного) мыла; потом придают волокнам основы некоторую стойкость, обрабатывая их шлихтой (клейстером). Сотканное изделие подвергается процессу беления, и снабжается аппретурой. Чтобы белить изготовленную ткань, располагают ее на лугах, смачивая ее по временам, подвергая свободному действию воздуха и солнечного освещения, или погружают изделия в белильную жидкость, содержащую хлор. Первый способ беления называется луговым, второй ускоренным. При хлорном белении процесс действительно весьма ускоряется, но ткань легко может потерять надлежащую прочность, если предписанные правила не будут исполнены с педантической точностью. Беление смешанное, состоящее из сочетания лугового беления с ускоренным — называется ирландским; оно входит во всеобщее употребление.

Льняная салфетка. Великобритания, середина XIX в.

Для аппретировки погружают полотно в крахмальный клейстер, сваренный с белым воском и небольшим количеством чистого сала, и содержащий примесь весьма небольшой порции шмальты, ультрамарина или парижской сини. От подобной аппретуры полотна приобретают надлежащую стойкость, оставаясь нежными и мягкими на ощупь. Аппретировка в настоящее время большей частью производится на ирландских машинах (Beatlingmills). Потом пропускают полотно между металлическими, внутри нагретыми цилиндрами (каландры), придающими им приличный глянец. Потом куски складываются (обыкновенно в форму книжки), прессуются и завертываются с цветную бумагу, снабженную обыкновенно этикетом.
В последнее время ткут весьма много полотен из пряжи, представляющей смесь нитей льняных с хлопчатобумажными, и продают фальшивый товар за чистое полотно.
Обман этот может быть открыт только микроскопическим исследованием, приводящим в короткое время к результатам несомненно верным (об исследовании тканей на примеси смотри далее).
Полотна из машинной пряжи на вид ровнее и красивее изделий из пряжи рукодельной, кроме того они обыкновенно дешевле последних; но зато они менее гладки, легче пачкаются и не производят на тело наше того приятного ощущения прохлады, которым отличается полотно из рукодельной пряжи. Последнее, весьма важное, обстоятельство заставляет по нынешнее время покупать для белья полотна, приготовленные из пряжи рукодельной. Полотна, сотканные из смеси льняной пряжи с пряжей кудельной, отличаются особенно заметной шероховатостью.
Достоинство и цена полотен зависят от тонкости волокна, ровности его, плотности ткани, цвета ее, аппретуры и т. д. При определении степени плотности ткани полотна, следует обратить особенное внимание на форму отдельных волокон, т. е. должно исследовать сохранили ли волокна первоначальную свою округленность, или же сдавлены вширь (на каландрах или других машинах).
Аппретура, которой ткань покрыта, сильно затрудняет оценку достоинств ее, маскируя некоторые из важных ее недостатков. Поэтому полезно было бы при закупке полотна смыть аппретуру с него горячей водой, но так как это в практике не удобно, то следует сильно тереть ткань между пальцами, и потом приступить к оценке ее. Трением аппретура с ткани частью удаляется. Плотность ткани в различных местах того же куска бывает различная, поэтому не следует ограничиться рассматриванием той части куска, которую показывает купец, но должно тщательно рассмотреть кусок в различных местах. Хорошие сорта полотна узелков не имеют.
Полотна, вращающиеся в торговле, бывают различны по цвету; поэтому разделяют их на 1) полотна небеленные, приготовляемые из льна или из пеньки, 2) полотна беленные, которые подвергнуты были луговому или хлорному белению, 3) полотна, приготовленные из пряжи предварительно беленной и 4) полотна окрашенные или пестрые, которые окрашены в куске или выделаны из цветной пряжи. Длина и ширина кусков бывает также различна, смотря по существующему в местах производства обычаю.

Сорта полотен

Батист

Батист (Batist) есть самое тонкое, белое, полупрозрачное, но при том плотное полотно, выделываемое главным образом в северной Франции и Бельгии, из самой тонкой льняной пряжи. Эта ткань отличается нежным, прочным и ровным волокном, и имеет в этом отношении преимущество пред всеми прочими полотняными изделиями. Батист упаковывается в четырехугольные пакеты, завертывается в синюю пли желтую бумагу, и обвязывается шнурком. Каждый пакет содержит один целый кусок или два половинных; в последнем случае, каждая половина отдельно завертывается в бумагу. Самый грубый сорт батиста известен в торговле под названием полотняного (Batistleinwand). Льняной батист в последнее время успешно вытесняется из употребления батистом, фабрикуемым из бумажной пряжи.
Лучший батист, по тонкости и белизне, есть б. французский, приготовляемый в гг. Lille, Valenciennes, Cambray, St. Quentin, Peronne и т. д. На фабрикацию французского батиста употребляют лен высшего достоинства, выделывают из него рукодельную пряжу, и ткут из последнего изделия в подземных, сырых погребах, чтобы сохранить гибкость нежных волокон. Французский батист завертывается в бурую или темно-серую бумагу и складывается в четырехугольные пакеты. Бельгийский батист по достоинству следует непосредственно за французским и выделывается главным образом в г. Nivelles в южном Брабанте. Тканье батиста введено было во Фландрии уже в XIII столетии г. Baptist Chambray, от имени которого и ткань получила свое название.
Немецкие батисты выделываются в Силезии (Hirschberg), Саксонип (Rochlitz) и Богемии.

Линон (батист-линон)

Линон или батист-линон (Linon, Batist-linon) представляет ткань белую, тонкую, легкую и недостаточно плотную. Линон фабрикуется в тех же странах и на тех же мануфактурах, на которых выделывают батисты.

Голландское полотно

Голландское полотно (Holländische Leinwand) — тонкая, красивая ткань, отлично выбеленная и хорошо аппретированная. Голландские полотна приготовляются или исключительно из голландской пряжи, или из силезской пряжи (для основы) и голландской пряжи (для утка). Кроме того в Голландии весьма много полотна выделывается целиком из иностранной пряжи; изделиям этим придают однако на знаменитых гарлемских белильнях надлежащий цвет и аппретуру, и отправляют их в торговлю под названием голландских полотен.
Лучший сорт голландских полотен выделывается в Фрисландии, и поступает в торговлю под названием Toiles de Frise или просто Frise. Голландские полотна поступают в торговлю в кусках длиной от 52 до 54 брабантских аршин, и шириной 6/4 аршина. Каждый кусок складывается во всю длину на две половины и скатывается в сверток, укладываемый в бумагу, или складывается во всю ширину в четырехугольные пакеты, завертываемые в двойную бумагу.
Весьма много полотна, поступающего в торговлю под названием голландского, выделывается в нынешнее время в Бельгии (Гент, Брюгге, Кортрик), также в Силезии и Богемии.

Ирландское полотно

Ирландское полотно (Irländische Leinwand) выделывается из беленной, машинной пряжи в северной части Ирландии и на мануфактурах Бельфаста, Лондондери (Londonderry), Дублина, Ватерфорта и Корка. Ирландские полотна представляют весьма важную статью отпускной торговли Ирландии, и отправляются главным образом в Англию, Шотландию, Америку и Вест-Индию.
Самые тонкие сорта ирландского полотна, представляющие удачные подражания лучших голландских и билефельдских сортов, известны под названием Irish linnen, и отправляется преимущественно в Южную Америку и английские колонии. В настоящее время на мануфактурах Ирландии с большим искусством выделывают фабрикат, успешно конкурирующий на рынках Америки с лучшими полотняными произведениями Франции, Голландии и Германии. Ирландские изделия продаются 10-12 проц. дешевле соответствующих оригинальных произведений других стран.
Вообще ирландская полотняная промышленность есть обширнейшая в мире, и изделия ее должно признать образцовыми. Ирландия раньше приступила к фабричному производству пряжи и тканей из льна, чем континент Европы. Независимо от этого обстоятельства, породившего отлично подготовленный класс рабочих, ирландские мануфактуристы всегда заботились о введении усовершенствованных машин и приемов фабрикации и превосходного способа отбелки тканей, пользуясь, в последнем случае, благоприятным климатом, с короткой, несуровой зимой. Из ирландских фирм назовем: Fenton Son & Co, Dicksons, Ferguson & Сo, Jaffé brothers — в Бельфасте. Исследования Dr. Kolb, в Амиэне, показали, что ирландский способ беления основан на рациональных научных основаниях, дающих ему преимущество перед остальными способами беления. Он в настоящее время введен в Билефельде и в Виртемберге. Ирландский способ аппретировки (beatling mills), также давно уже введен в Билефельде.

Билефельдское полотно и другие немецкие сорта

Билефельдское полотно одно из лучших немецких сортов. Это полотно отличается ровностью волокон, большой прочностью и плотностью ткани. Оно от употребления не становится грубее, и этим отличается от многих других сортов. Билефельдское полотно фабрикуется в вестфальском округе Минден, и вывозится через Гамбург, Бремен и Амстердам в Англию, Испанию и Америку. Оно поступает в торговлю в сыром, или беленном виде. Куски билефельдского полотна длиной обыкновенно в 60 аршин, при 1 до 2 аршинах ширины, и снабжены на обоих концах штемпельным изображением орла. Штемпель обыкновенно прилагается в удостоверение высокого достоинства изделия. Билефельдское полотно обыкновенно складывается по длине на две половины и складывается потом в сверток.
Из прочих немецких сортов полотна особенно замечательны богемские и силезские, поступающие во внешний отпуск под разнообразнейшими названиями, как то: Platilles royales, Cavallinen, Creas, Cholets, Hollandinen, Roane, Constanza и т. д. Два последние сорта отправляются главным образом в Италию.

Креас

Креас (Creas, Doppeltleinwand) выделывается исключительно только в Саксонии, Силезии, Богемии и Моравии. Этот сорт полотна фабрикуется из беленной, сильно закрученной, пряжи. Он называется также Lederleinwand (кожаным полотном), потому что отличается большой плотностью ткани. Лучшие сорта креаса выделываются в городах Румбург, Варисдорф, Георгсвальде, Шенберг и Яновиц. Широкие сорта креаса складываются обыкновенно в форму книжки, и поступают в торговлю под названием Tele corame и вывозятся и главным образом в Италию. Покупная цена этих изделий меняется, смотря по степени тонкости и ровности волокна.

Каваллины

Каваллины (Cavallinen, Rossleinen) представляют ткань белую, более или менее тонкую, получившую название от изображения коня, обыкновенно печатаемого на бумажной обертке, в которую ткань завертывается. Это полотно, складываемое обыкновенно в форму книжки, идет преимущественно в Италию.

Шолеты или канефасы

Шолеты или канефасы (Cholets, Kanefas) приготовлялись прежде исключительно во Франции, в городе Cholet, теперь же фабрикуются в больших размерах в верхнем Лаузице, Силезии и Богемии. Шолеты представляют ткань легкую и не плотную. Полосатые шолеты, с узкими разноцветными полосками, отправляются преимущественно в южную Америку.

Платиль

Платиль (Platilles) есть полотняная ткань, хорошо пробеленная и гладко сложенная, выделываемая преимущественно во Франции в городах Beauvais и Cholet. Саксонские, силезские и богемские платили, впрочем, в достоинстве ничем не уступают французским, и вывозятся в большом количестве в Италию, Голландию, Гамбург, Америку, Африку и т. д.
В торговле различают два сорта платили: Platilles simples и Platilles royales; второй из этих сортов есть самый тонкий. Богемская платиль складывается во всю ширину, обертывается полосой темно-синей бумаги, шириной в три пальца, и снабжается снаружи золотой или серебряной виньеткой. Английские платили ценой ниже немецких, но и достоинством значительно уступают; несмотря на то изделия английских мануфактуристов успели в короткое время вытеснить произведения немецких мануфактур с рынков южной Америки.

Оснабрюкские полотна

Оснабрюкские полотна (Osnabrücks) самый обыкновенный сорт немецких полотен. Они отличаются дешевизной и добротностью и представляют поэтому весьма важную статью отпускной торговли. Все население деревень и небольших городов округа Оснабрюк занимается фабрикацией полотен, возделывая сами необходимый для этого лен.
Оснабрюкские полотна поступают в торговлю в беленных и не беленных кусках, скатанных в свертки, связанные двумя темно-синими шнурками и снабженные тремя коронами. Присяжные браковщики обозначают на кусках достоинство их номерами: № 1 обозначает высший сорт, №№ 2, 3, 4 ниже, № 0 самый низкий сорт. Лучшие сорта оснабрюкских полотен закупаются голландцами, которые подвергают их вторичному белению и аппретуре и снова отправляют в торговлю под названием настоящих голландских полотен. Подражания оснабрюкских полотен, выделываемые в больших размерах на мануфактурах Шотландии, поступают в торговлю под названием Osnaburghs, и продаются 25 до 50 проц. дешевле немецких изделий. Шотландские оснабрюки по добротности стоят значительно ниже немецких, при всем том удается им вытеснять произведения немецких мануфактур с рынков Южной Америки.

Грубые сорта: парусина, равендук, фламское полотно, холст, каламенка, хрящ

Парусное полотно или парусина (Segeltuch), составляющее, как и равендук и фламское полотно, одну из статей отпускной торговли России, принадлежит к грубым сортам полотна. Парусина выделывается главным образом на фабриках, находящихся в Калуге, Козельске и Серпухове, из пряжи пеньковой (для основы) и кудельной (для утка). Русская парусина поступает в заморский отпуск чрез порты: С.-Петербургский, Архангельский, Рижский, Одесский, Таганрогский и через другие места, и отправляется главным образом в Америку, Великобританию, ганзейские порты, Испанию, Португалию и т. д. Она ткется в кусках, длиной в 50 арш., при 14-20 вершк. ширины, и поступает в торговлю в суровом (небеленном) виде, или в виде беленном и без всякой аппретуры. Парусина на фабриках снабжается обыкновенно штемпелем, потом скатывается в сверток, во всю ширину, и в таком виде отправляется в торговлю. В Северной Америке товар этот известен под названием Russia Sail Duk. Заграничный запрос на русскую парусину, как и на другие виды грубого русского полотна, с каждым годом уменьшается.
Обширнейшие парусинные мануфактуры находятся в Шотландии, в городах Dundee и Arbroath. Изделия этих фабрик, под названием Russian sheetings, большими партиями отправляются в Англию, Мексику, Вест-Индию, Южную Америку и т. д. Шотландская парусина выделывается из сухой, машинной пряжи, и ткется на механических станках (power looms). Она отличается большой прочностью, несмотря на то, что в состав ее всегда входит льняная пряжа. Лучшие парусинные заводы на континенте Европы суть: joubert Bonnaire &-со в Анжере, W. Wilford в Бельгии и барона А. Штиглица в России. Из австрийских фабрикантов назовем — J. Gromann Sohn в Штернберге (Моравия), из немецких — E. Bodewig &-Со, в Мюльгейме на Рейне.
Французская парусина, фабрикуемая в северных департаментах, выделывается исключительно только из пеньковой пряжи. Французский товар дороже шотландского, а по прочности стоит нисколько не выше его. Французские фабриканты работают поэтому исключительно только на французский флот, снабжаемый парусами, состоящими из чистой пеньки.
Нидерландская парусина, приготовляемая в северной Голландии, считается лучшим и самым прочным сортом. Высшие сорта голландской парусины фабрикуются из пеньки хорошо прочесанной; средние сорта из пеньковой и кудельной пряжи. Обыкновенная суровая парусина выделывается также в больших размерах в Бельгии, преимущественно в Генте и Кортрике.
Парусина из манильской пеньки, фабрикуемая на Филиппинских островах, находится в большом употреблении в Южной Америке и на индийских морях. Эта парусина известна в торговле под названием илокос (Ylocos).
Равендук или равентух (Ravenstuch, Ravendoek) — толстое, плотно сотканное, суровое полотно, употребляемое на мелкие паруса. Равендук легче и тоньше обыкновенного парусного полотна, и выделывается главным образом в Вязьме, Муроме, Переяславле, Костроме и Ярославле. Обширнейшим производством равендука, как и фламского полотна, отличается Владимирская губерния и Тамерфорс в Финляндии. В торговле различают два сорта равендука: лучший сорт, сотканный целиком из льняной пряжи, или из смеси льняной пряжи с пеньковой (в равных количествах), и обыкновенный сорт — из пеньковой пряжи исключительно. Куски равендука имеют обыкновенно 50 арш. в длину, при 15 вершк. ширины. Равендук, допускаемый к приему в военном ведомстве, должен иметь в одном квадратном дюйме 34 нити в основе и 30 нитей в утке; в сложности 64 нити.
Фламское полотно (Flämisch Leinen) один из плотносотканных более тонких сортов русского полотна, приготовляемого из льняной пряжи. Производством этого товара занимаются во Владимирской, Костромской и Ярославской губерниях. Фламское полотно поступает в торговлю в суровом (небеленном) виде, и отправляется в заморский отпуск главным образом через С.-Петербургский и Рижский порты. Важнейшие места отпуска этого полотна суть Англия, Голландия и Северная Америка. Обыкновенный сорт фламского полотна продается в кусках, имеющих 50 арш. в длину, при 23 вершк. ширины; другой более широкий сорт (1 5/8 арш.) имеет в длину 57 арш. Наши фламские полотна известны в английской торговле под названием Flems. Фламское полотно, отпускаемое военному ведомству, бывает двух видов: ф. полотно беленое (гвардейское) и ф. полотно полубеленое (армейское). Первое имеет в основе 36 нитей и 32 в утке, в сложности 68, второе в основе 38, в утке 34, в сложности 64 нити.
Россия отпускает за границу только грубые сорта полотен, но отпуск и этих товаров: парусины, равендуков и фламского полотна с каждым годом уменьшается. Особенно заметно уменьшение спроса на фламское полотно и парусину. Более тонкие сорта, например, холст, каламенка и т. д., отличаются некоторыми существенными недостатками, именно: неровностью, непрочностью и неплотностью ткани. Эти недостатки происходят преимущественно от неосторожного и нерадивого тканья и от несовершенства ткацких орудий и снарядов. Сверх того наши более тонкие полотна уступают иностранным в белении и аппретуре. Между тем как за границей совершались в полотняном деле важные перевороты, только некоторые из наших фабрикантов ввели на своих мануфактурах усовершенствованные приемы фабрикации. Нисколько не преувеличивая можно сказать, что полотняное дело вообще находится в России, в нынешнее время, в том же самом состоянии, в котором оно находилось лет за 150, когда положено было начало русскому полотняному делу, при Петре Великом. В настоящее время на русских фабриках производят до 42 милл. аршин полотна, ручного же холста производится в России до 170 милл. аршин, ценностью около 14 милл. р. сер., преимущественно в губерниях Вятской, Ярославской, Тверской, Вологодской. Самые грубые холсты вятские, потом вологодские. Столовое и камчатное белье преимущественно выделывается в Костромской губернии; центр ее — Кинешемский уезд, преимущественно деревня Вычуга. Тонкие полотна выделываются в том же уезде, особенно в Решме, а также в Нерехетском уезде. В губерниях Костромской и Владимирской крестьянское производство с каждым годом уменьшается, с развитием полотняных фабрик. В Ярославской губернии преобладает выделка тонких полотен; она сосредоточена в селе Великом, в котором ежегодно комиссионерами скупается до 10 милл. аршин полотна. Также особенно известно своими полотнами с. Курбы и Мятлевская вотчина этой же губернии, и также уезды Углицкий и Борисоглебский. В губерниях восточных преобладает производство рубашечного холста. В Подольской губернии особенно развито мешочное производство.
Вывоз холста (узкого и широкого) и каламенки в последние годы представлял постоянное уменьшение; исключение составляет холст хрящ, употребляемый в Америке большей частью на мешки для кофе.
Хрящ есть грубый сорт полотна, сотканного из пеньковой пакли. Хрящ отправляется преимущественно через С.-Петербургский порт, и продается в кусках, длиной в 50 арш., при ширине 1 1/4 арш.

Кипорные, атласные и узорчатые льняные ткани

Кроме гладких (полотняных) тканей различают в торговле льняные изделия кипорные, атласные и узорчатые (камчатые). В кипорной ткани основа и уток сотканы так, что образуют на всем изделии косые (диагональные) полосы (кипор). В тканях этого разряда волокна основы не переходят попеременно поверх или внизу одного волокна утка, но через три, четыре, пять до десяти уточных волокон, образуя кипор трехволокнистый, четырехволокнистый, десятиволокнистый и т. д. Та сторона ткани, на которой видна большая часть волокон основы, считается обыкновенно лицевой. В атласных тканях волокна утка оставляют свободными от 4 до 6 и более волокон основы, т. е. при фабрикации подобных тканей известное число волокон основы покрывает такое же число волокон утка, или она завертывается под уток, и затем снова выходит наружу, чтобы снова прикрыть известное число волокон утка и т. д.
На узорчатых тканях производят путем кипорного или атласного сплетения разнообразные рисунки, проводя волокна основы то поверх, то понизу известного числа волокон утка. Таким путем производятся рисунки на камчатых тканях. На многих тканях соединяют тканье гладкое с кипорным и узорчатым, достигая этим сочетанием весьма красивых эффектов.
К льняным кипорным тканям относятся: двунитка (Zwillich) и тик (Bettdrell).
Двунитка гладка и без узора, и часто содержит примесь хлопчатой бумаги (она идет главным образом на салфетки и полотенца). Тик представляет льняную или пеньковую ткань с синими или красными полосами; основа его состоит часто из хлопчатой бумаги. Он употребляется на подушки, матрасы, перины и т. п. Производством тика занимаются в России, Саксонии и Богемии.
Камчатые ткани отличаются от предыдущих разнообразными рисунками (цветами, листьями, фруктами), большей частью блестящими. Они поступают в торговлю в беленом виде, или в виде полусуровом, т. е. с белым рисунком на сером грунте. Фабрикация камчатых тканей особенно процветает в Саксонии, в окрестностях Циттау (Grossschönau, Neuschünau). Силезские и богемские изделия добротностью уступают саксонским, выделываемым из лучшей рукодельной пряжи. Камчатые льняные изделия употребляются главным образом на салфетки и полотенца. Фабричное производство белья приняло, со времени введения швейных машин, во Франции, Англии, Бельгии, Германии, Австрии и Северной Америке, весьма значительные размеры.
[…]

Среднеазиатский костюм раннесредневековой эпохи (по данным стенных росписей) Черты реализма в рисунках на тканях и коврах времени Сефевидов