Сокровища Гималаев

8 – 28 сентября 2017 г. в Музее Востока (ГМВ) прошла выставка «Сокровища Гималаев», посвященная истории отношений России со странами пригималайского региона: Индией, Бутаном, Непалом и королевством Мустанг (на настоящий момент является частью Непала). Выставка интересная и представительная — естественно, дать полное представление о ней здесь не представляется возможным. Поэтому в статье предлагается небольшой фотоотчет, но с подробными описаниями экспонатов и с некоторыми пояснениями.

Танка и скульптура

Несколько слов о буддийской иконографии (в связи с представленными ниже экспонатами). Центральным образом ее, конечно, является Будда Шакьямуни. Согласно канону Будда может изображаться сидя или стоя на лотосовом пьедестале, а характерные жесты (мудры) символизируют значимые события в его жизни. Кроме Будды Шакьямуни — реального исторического лица — в представлениях буддистов существует бесчисленное множество будд — просветленных существ, постигших истину и достигших нирваны. Каждый из них в свою эпоху посещает наш мир, чтобы наставить людей, открыть им истину. Особой любовью пользуется будда будущего миропорядка — Майтрея, пребывающий до своего грядущего появления в мире на небесах Тушита. В знак готовности прийти в мир людей он часто изображается сидящим на пьедестале, опустив ноги. Бодхисаттвы — просветленные существа, которые могли бы достичь нирваны, но сознательно остаются в этом мире, чтобы помогать всем живым существам в их духовном поиске. Самым дорогим сердцу буддиста бодхисаттвой является Авалокитешвара — «Владыка, взирающий на существа милостиво». Согласно легенде, из слезы милостивого Авалокитешвары появилось другое просветленное существо — Тара (санск. «звезда»). Она также символизирует сострадание. Особенно популярны образы Белой и Зеленой Тары. Не меньшей популярностью пользуются дхармапалы — устрашающего вида защитники буддийского учения. Кроме мифологических и легендарных персонажей в буддийский пантеон входят также известные исторические лица и буддийские учителя, например, тантрик-йог Падмасамбхава (VIII в.), тибетский религиозный деятель, философ и проповедник Цонкапа (XIV — XV вв.).

 

 

 

 

Непальская рукопись

Рукопись (Непал, кон. XIX – нач. XX вв. Дерево, бумага, тушь, краски):

Ритуальные предметы

Ритуальные предметы, используемые во время службы в буддийском храме:

  • Сосуды-чаши из верхней части человеческого черепа (капала) или же имитации, изготовленные из металла. Такие чаши используются во время ритуальных действий, обращенных главным образом к дхармапалам.
  • Морская раковина используется и в шаманских культах, и в буддийской ритуальной практике. По поверьям, её звуки отгоняют злых духов, а также хищных животных и змей; йоги с помощью раковины тренируют и устанавливают правильное дыхание. Буддисты подают сигнал к молитве, белоснежная закрученная вправо раковина на алтаре символизирует голос Будды, проповедующего Дхарму. Для использования в буддийских ритуалах их часто украшают чеканными серебряными накладками и инкрустацией из драгоценных камней и кости.
  • Ваджра («алмазный скипетр») — символ несокрушимости и твердости буддийского учения.
  • Зеркало — диск из полированной меди на подставке, используется в ритуале освящения воды.
  • Молитвенная мельница — уникальный ритуальный предмет, широко распространенный у всех народов, исповедующих северный буддизм. Аналогов ей нет ни в одной религиозной практике. Основной конструктивный элемент молитвенной мельницы — полый цилиндрический барабан, который вращается на металлической вертикальной оси. Почти всегда эти барабаны украшает мантра Ом мани падме хум. Раскручивание молитвенного барабана приравнивается к многократному прочтению молитвы.

Изделия из металла

Ниже представлены мандалы из Непала, на них стоит остановиться. Понятие «мандала» (санскр. «круглый, диск, круг») существовало еще в добуддийской Индии и служило главным образом для обозначения плана места ритуального действия. Это могла быть круглая, квадратная или треугольная диаграмма, внутри которой помещались в определенной последовательности геометрические или символические фигуры. Главное назначение мандалы и в древней Индии, и на тех территориях, где в дальнейшем получил распространение буддизм, состояло в установлении правильного порядка действий, которые диктовались представлениями о космическом мироустройстве, а также стремлением упорядочить окружающий мир по божественным образцам, описанным в священных текстах. В дальнейшем с распространением буддизма на территории Центральной Азии мандала как ритуальный предмет приобретает разное смысловое наполнение и форму. Богато украшенные мандалы были и сейчас остаются особо ценным подношением для храмов или для высокопоставленных буддийских учителей. Они декорированы в характерной непальской технике джарао, представляющей собой сочетание драгоценных и полудрагоценных камней в глухих кастах с изящной филигранью, покрывающей все поле изделия. Эта техника была чрезвычайно популярна в XVIII — XIX вв., она широко используется и сейчас.

 

Шкатулки (Непал, XX в. Латунь, полудрагоценные камни, цветное стекло, штамповка, пайка, инкрустация, филигрань):

Еще одна очень любопытная вещь — нож кукри. Это национальная разновидность холодного оружия с заточкой по вогнутой грани, которую образует клинок, выполненный в форме «крыла ястреба». Кукри являются одним из немногих видов оружия, сохранившимся до наших дней практически без изменений.

Ювелирные украшения

В пригималайском регионе традиционно пользуются популярностью ожерелья из бусин наугеди и войлочных дисков. Наиболее распространенный тип украшений в местных традиционных культурах — амулетницы. Буддийскую амулетницу, часто сделанную из серебра и украшенную филигранью, обычно носят на груди. Внутри ее могут находиться ритуальные предметы, приносящие удачу и охраняющие от злых духов (написанные на бумаге или кусочках ткани молитвы и другие небольшие сакральные объекты).

Непальские и индийские броши (середина XX в.):

 

Текстиль

Костюм и элементы костюма

 

Эрмитажная энциклопедия текстиля: костюм XVIII — первой половины XIX вв. Сузани — среднеазиатская вышивка