Содержание
Эпоха после арабского завоевания
Разбирая прикладное искусство Средней Азии в эпоху после арабского завоевания страны в VIII в., мы обнаруживаем архитектурную декорацию в виде резьбы по стуку только начиная с IX в. К IX в. относим мы фрагменты резьбы по стуку на стенах мазара Хаким-аль-Термези в древнем Термезе. Эта стенная декорация состоит из повторяющихся трилистников, очень обобщенно и монументально трактованных. Она была открыта в 1926 г. экспедицией Музея восточных культур (Б. Денике, Экспедиция Музея восточных культур в Термез («Культура Востока», М. 1937, стр. 14 и рис. 3)). В настоящее время резная орнаментация раскрыта более полно (рис. 22).
Эта орнаментация выполнена в технике графической углубленной резьбы. Ближайшая аналогия этому архаически трактованному мотиву трилистников находится среди орнаментов второго стиля в Самарре в Месопотамии (Е. Herzfeld, Der Wandschmuck der Bauten von Samarra und seine Ornamentik, 1923, стр. 151, рис. 225). Стилистическая близость к памятникам IX в. (постройки Самарры) и соображения историческою порядка (Хаким-аль-Термези умер в 869 г., и мавзолей над его могилой мог быть поставлен непосредственно после его смерти) подтверждают датировку рассматриваемой резьбы второй половиной IX в.
Встречается применение техники резьбы по стуку и в выдающемся памятнике архитектуры Средней Азии — мавзолее Исмаила Саманида в Бухаре (X в.). Внутри здания в угловых нишах восьмигранного купола оба углубления в тромповых нишах, где помещены небольшие отверстия, украшены обрамлениями из стука со вдавленным орнаментом в виде стилизованных растительных побегов, находящих себе ближайшие аналогии в резьбе, украшающей стены жилых домов в Самарре (Е. Herzfeld, цит. соч., табл. 40, 62 и 70).
Наибольший интерес из ранних памятников представляют резные панели и михраб, раскопанные на городище Афрасиаб (Самарканд до эпохи монгольского завоевания — XIII в.). Вместе с афрасиабской стуковой панелью при раскопках были найдены монеты саманидской эпохи (X в.), что и позволяет датировать панель этим временем. Панель, высота которой достигает 1 м, была раскопана археологом В. Л. Вяткиным в 1912 г. (в настоящее время находится в Самаркандском музее). Она была найдена в гражданской постройке площадью 14×6,5 м. Возможно, что панель происходит от одного из дворцов саманидов, о которых упоминает арабский путешественник X в. Ибн-Хаукаль. В орнаментации панели геометрические элементы сочетаются с растительными. Геометрические элементы — это круги, треугольники (мотив из двух треугольников составляет шестиконечную звезду), ряд квадратов с удлиненными шестиугольниками между ними (рис. 25).
Пространство между двумя концентрическими окружностями заполняется иногда сосочками, столь часто применяемыми в сасанидском искусстве. Главные вертикальные и горизонтальные композиционные членения обрамляются иногда вытянутым меандрообразным орнаментом (рис. 24). Все промежутки между основными членящими орнаментальную композицию элементами заполнены сильно стилизованными растительными орнаментациями: побегами, полупальметгами, трилистниками и пр. Все создает впечатление искусства, имеющего долгий путь развития, очень уверенно разрешающего задачи заполнения композиционных частей и гармоничным применением сравнительно небольшого количества орнаментальных мотивов достигающего богатства и полноты впечатления от композиционного целого.
Датированная, по нумизматическим данным, X в. резная стуковая панель, раскопанная на Афрасиабе, в число своих композиционных мотивов включает мотив двух перекрещивающихся треугольников, образующих шестиконечную звезду, вписанную в круг; композиция эта в дошедшей до нас части панели обнаруживает два различных варианта: один вариант (рис. 23) дает еще мотив вписанного в четырехугольник круга и розетку из шести полукругов, вплетенную в шестиконечную звезду; в другом варианте та же композиция, но несколько более упрощенная. Очень близка к упомянутым композиция в резной деревянной панели из Такрита (в Месопотамии на р. Тигре к северу от Багдада), ныне находящаяся в Нью-Иоркском музее искусств (New York Metropolitan Museum of Art). Панель эта датируется второй половиной VIII в. (M. S. Dimand, Studies in islamic Ornament («Ars islamica», vol. IV, 1937, стр.297)). Здесь видим мы и шестиугольную звезду из двух скрещенных треугольников, и круг, в который она помещена, вписанный, в свою очередь, в центральную часть звезды. Но растительный орнамент, размещенный внутри и по сторонам геометрических фигур, образующих основные линии композиции, другого характера: он более разработан в деталях, менее обобщен, менее стилизован. Четырехугольная панель из Такрита образует густой узор из побегов виноградной лозы между геометрическими элементами (круги и пересекающиеся треугольники). Все компартименты и центральный медальон заполнены мотивом виноградной лозы с отходящими от нее листьями, по большей части трехлепестковыми, маленькими усиками, иногда полупальметтами. В центральном медальоне и в угловых медальонах изображен прямой ствол виноградной лозы, завершенный ланцетовидным листом, от которого отходят направо и налево ветви с листьями и упрощенными полупальметтами, напоминающими полупальметты Мшатты. Мотивы переплетений и пересекающихся треугольников встречаются также на мимбаре Кайруанской мечети (рис. 39 у Диманда, цит. соч.), а мотивы переплетений заставляют вспомнить резные стукко Ктесифона (IX в.) и Хиры (вторая половина VIII в. — рис. 3, 9-11 и 13 в ст. Т. Rice).
Очень своеобразен и чрезвычайно архаичен открытый раскопками в 20-х годах XX в. на Афрасиабе михраб (рис. 26). Орнаментирован он по очень тонкому слою стука в очень графичной и обобщенной манере путем вдавливания линии палочкой (об этой технике дает яркое представление рис. 27 — деталь михраба).
Возможно, что эта техника возникла в эпоху, предшествующую IX в. и вряд ли — позднее. Орнаментация михраба весьма скупа и проста. Углубленная средняя часть его заполнена вертикально идущим плетением в центре, по сторонам которого расположены строго стилизованные растительные элементы; вся композиция образует как бы схему дерева в той форме, какая известна еще в искусстве древнего Востока; ниже — две простых форм арочки с закругленным верхом. Эта углубленная ниша с обеих сторон обрамлена троечастной рамой, состоящей из колонки со сложной базой, затем полоска прочерченных лепестков, наконец, выпуклая полоса с ячеистым орнаментом. На боковых стенках углубленной ниши виден орнамент из полупальметт простейшего архаического типа. Стиль резьбы рассматриваемого михраба — первое выражение одного из основных видов среднеазиатской стуковой резьбы, который в дальнейшем получает некоторое развитие наряду с типами более глубокой резьбы и наиболее законченное выражение которого мы встретим в более позднем памятнике — мавзолее в Сафит-Буленд. Технические приемы этой графической резьбы хорошо видны на фрагменте фриза с полупальметтами из числа раскопанных на Афрасиабе.
Весьма большой интерес представляет стуковый михраб из мечети Мешхед-и-Мисриан, развалин древнего города в глуби пустынь Туркмении, в 50 км от р. Атрека (рис. 28; снимок сделан в 1902 г. инженером Б. Н. Кастальским).
Михраб покрыт поверх местами обнажившейся кирпичной кладки довольно тонким слоем стука, украшенного богатой и разнообразной по мотивам орнаментальной резьбой и надписями. В своей общей структуре михраб образует три различным образом обрамленные ниши, расположенные так, что каждая ниша меньших размеров является частью большей и более ее углублена. Главная ниша включена в прямоугольную раму с тимпаном арки, украшенным резным стуком, от которого сохранилась только часть с правой стороны: круг с резьбой, напоминающий круг тимпана на михрабе мечети X в. в Наине (Иран).
От этого обрамления сохранилась еще на две трети своей высоты резная колонка. Главная ниша завершается стрельчатой пятилопастной аркой, лопасти которой украшены резьбой с сердцевидным орнаментом. Внутренняя часть той же арки имеет стрельчатый характер; крайний бордюр составлен из стилизованных растительных элементов. Щековая стена арки заполнена орнаментом в виде двух больших кругов (внутри которых помещено по два завитка) и двух малых; между ними находится шишкообразный орнамент вверху и отрезки побегов виноградной лозы. Ниже идет фриз из повторяющихся семь раз двух мотивов: двух попарно соединенных листков и двух чашеобразно соединенных лепестков побегов; еще ниже — фриз с куфической надписью. Еще далее вниз — тимпан следующего арочного обрамления с кругами по сторонам и растительными завитками, трактованными в духе третьего стиля Самарры в Месопотамии. Тяга арки также несет куфическую надпись; еще одна надпись в шесть строк заполняет верхнюю часть щековой стенки ниши. Арочное обрамление самой внутренней ниши — подковообразной формы; тяга этой арки вновь несет на себе надпись. Тимпан арки украшен сильно стилизованным растительным орнаментом, как и все поле этой внутренней ниши.
Близкая аналогия в орнаментации и технических приемах с орнаментацией мечети в Самарре (IX в.) и мечети в Наине, которая датируется X в., позволяет и михраб из Мешхед-и-Мисриан отнести к X в.
Следующий хронологически памятник, украшенный резьбой по стуку, относится уже ко второй половине XI в. — это Рабат-и-Малик, построенный Шемс-Аль-Мульком в 471 г. (1078 — 1079 гг. н. э.). Об украшающей его фигурной кирпичной кладке мы говорили в главе о кирпичной декорации. Резьба по стуку в украшении Рабат-и-Малика играет лишь второстепенную роль. В этом памятнике резьба по стуку находится в двух местах. Во-первых, она была применена по фасу портала, где промежутки звездообразного орнамента из обтесанного кирпича заштукатурены и покрыты мелкими симметрично расположенными завитками, и, во-вторых, орнаментация по стуку заполняла всю нишу пиштака. Теперь полукупол пиштака покрыт позднейшей гладкой штукатуркой и только в восточной части видна орнаментальная резьба XI в. Эта резьба, сколько можно судить по фрагменту, представляла довольно большое богатство мотивов: стилизованный растительный орнамент нескольких типов, сосочки и пр. (воспр. у Б. П. Засыпкина («Вопросы реставрации», II, при стр. 21)).
Из памятников XI в. резьба по стуку встречается еще в так называемом Среднем мавзолее в Узгене, относимом нами к XI в. (он значительно старше двух пристроенных к нему мавзолеев, так называемых Северного и Южного, датированных надписями 1152 г. н. э. и 1186-1187 гг. н. э.).
По наружной стене резьба по стуку наблюдается в виде простейших линейных образований растительного орнамента в заполненных стуком промежутках плетения, составленного из неполивных кирпичей. Это плетение образует восьмиугольные звезды и пересекающиеся под прямым углом удлиненные шестиугольники. Следует отметить близость орнаментации Среднего узгенского мазара с орнаментацией пиштака Рабат-и-Малика XI в. Внутри мазара сохранилась резьба в нижних частях угловых тромпов, где отчетливо видны несколько стуковых панно с полукруглым завершением и растительным линейным орнаментом во внутренней части. В этой орнаментации можно насчитать до десяти мотивов, главным образом сильно стилизованных растительных побегов. Ниже яруса тромпов шел стуковый фриз с куфической надписью, от которого сохранился лишь небольшой фрагмент.
Теперь остановимся на более обширном цикле резьбы, относящейся к XII в., — на резьбе в мавзолее султана Санджара (1157 г.) в Мерве. В этом памятнике стуковая декорация покрывает столбы, стены, арки и своды на верхней галерее. Эта резьба уже неоднократно воспроизводилась; в частности, Кон-Винер (Е. Cohn-Wiener, Die Ruinen der Seldschukenstadt von Merw («Jahrbuch der asiatischen Kunst», 1925)) в своей статье отмечает ее изолированное место в искусстве. Нам эта резная декорация середины XII в. не кажется изолированной; мы ясно ощущаем ее стилистическую связь с такими памятниками, как только что рассмотренная резьба в Рабат-и-Малике и здание № 1 в Термезе, хронологически ему близкими. Материал декорации Кон-Винер неправильно называет терракотой.
В мавзолее султана Санджара покрыты стуком (с примесью лёсса) некоторые архитектурные части верхней наружной галереи. Лучше сохранились резные орнаментации арок, но и от них уцелели лишь больших или меньших размеров фрагменты, дающие, впрочем, достаточное представление о декорации целого.
Из орнаментальных мотивов следует отметить мотив симметрично расположенных парных закругляющихся побегов, заполненных стилизованными листочками (рис. 12 у Кон-Винера). Этот мотив вытекает из некоторых орнаментов в Самарре, например № 263 (по Герцфельду), хотя, конечно, лишь здесь существует генетическая связь этого орнамента с ранней общей схемой, так как памятники разделяет трехсотлетний промежуток времени. Затем следует отметить мотив замкнутых заостренных овалов, наполненных цветочным орнаментом, мотив волнообразно повторяющихся растительных побегов (рис. 29 и 30).
Весь орнамент исключительно растительный, иногда в него вплетаются надписи.
Есть также стуковая резьба и на точно датированном памятнике XII в., так называемом Северном мавзолее в Узгене, датированном 1152 г. Наряду с резьбой по терракоте и кирпичной орнаментацией он украшен резьбой по стуку. Здесь рельефной стуковой резьбой облицована верхняя часть щековой стены в портальной нише и щековые части портальной арки. От некогда сплошь покрывавшей поверхность ниши рельефной стуковой композиции сохранилась лишь часть (рис. 31).
Орнамент состоит из симметрично расположенных сочетаний крупных растительных элементов с дробно разделанной поверхностью (листья с закручивающимися концами и разделка их поверхности могут быть сопоставлены с мотивом орнамента, встречающегося в Самарре (Е. Herzfeld, Wandschmuck, орнамент 284)), в угловых треугольниках размещены по две пышные полупальметты. Прекрасно сохранилась исключительная по качеству резьбы и гармоничной симметричности композиции стуковая резьба на щековых частях портальной арки (рис. 32).
Часто встречающийся в архитектурной декорации Ближнего Востока мотив чередующихся звезд и крестовидных фигур трактован здесь весьма своеобразно. Звезды образованы широкими, четко выступающими рамами и переплетены узкими лентами; в центрах звезд помещаются восьмилепестковые розетки, а промежутки между рамами и лентами сплошь заполнены стилизованным растительным орнаментом, чаще всего спиралевидными побегами.
Теперь перейдем к рассмотрению двух чрезвычайно богатых циклов резьбы по стуку домонгольской эпохи в Средней Азии: одного — в так называемом здании № 1, раскопанном в Термезе, а другого — в мазаре Сафит-Буленд.