Искусство Средней Азии XIII-XV вв.

Архитектура и архитектурная декорация при Тимуре. Хорезм

Северная часть Хорезма, вместе с его столичным городом Ургенчем, после монгольского завоевания вошла в состав золотоордынского ханства. Ургенч оказался в очень выгодных экономических условиях, благоприятствовавших развитию его торговли и ремесел. Через него проходили крупнейшие караванные дороги из Восточной Европы в Монголию и Китай и шли пути на юг через Дихистан — область около Каспийского моря — и через Мерв в Иран, а также к крупнейшим центрам Мавераннахра.
Сравнительно быстро исчезли следы разрушений, нанесенных монгольским завоеванием. Упомянутый нами Ибн-Батута, посетивший Ургенч в 1333 г., в пору его высшего расцвета, говорил, что это «самый большой из турецких городов, самый значительный и красивый, у него красивые базары и широкие улицы, и многочисленные постройки». Этот же автор указывает на множество прекрасных зданий города, особенно выделяя медресе, построенное правителем Хорезма Кутлуг-Тимуром, и соборную мечеть. Последующие разрушения и время многое уничтожили на территории древнего города, но даже те памятники и археологические находки, которые нам известны, дают представление о силе и значении художественного мастерства ремесленников, работавших в средневековом Ургенче.
Среди художественно-архитектурных памятников старого Ургенча есть постройки, вероятно, относящиеся еще к домонгольскому периоду. Таков мавзолей, носящий имя Фахр-ад-дин-Рази, с двенадцатигранным пирамидальным куполом и интересной декорацией фасада растительным орнаментом, исполненным неглазурованной резной терракотой.
Новым для Средней Азии и очень важным для дальнейшего развития архитектурным типом является мавзолей Шейх-Шереф, время сооружения которого А.Ю. Якубовский относит ко второй половине XIII в. Внешний вид мавзолея представляет композицию квадратной в плане и сравнительно невысокой нижней части здания и двадцатичетырехгранной, почти цилиндрической, увенчанной коническим куполом верхней части (илл. 32).

Со стороны главного фасада здания эта композиция архитектурных масс дополнена порталом, частично закрывавшим и верхнюю половину постройки. Каждая грань верхней части мавзолея обработана в форме ниши с сталактитовым завершением. Над сталактитами под куполом тянется фриз бирюзового цвета с рельефной надписью. Архитектурные формы верхней части здания мавзолея и приемы обработки поверхности ее стен генетически связаны с целым рядом памятников Ирана, Передней Азии и Закавказья. Аналогичный принцип архитектурного и декоративного решения мы имеем в башнеобразных сооружениях, главным образом в мавзолеях XII-XIII вв. (мавзолей Муминэ-Хатун 1186 г. в Азербайджане, мавзолей в Рее, башня в Радкане начала XIII в. и др.).
Мавзолей Шейх-Шереф в Ургенче является ярким примером, показывающим, с одной стороны, заимствование среднеазиатским зодчеством ряда конструктивных и декоративных приемов у иранской и переднеазиатской архитектуры (что особенно было возможно в эту эпоху оживленных торговых и культурных связей Хорезма с Ираном) и, с другой стороны, свидетельствующим о том, что перед среднеазиатскими строителями уже в то время стояла задача обогащения традиционных архитектурных форм и создания более импозантных и архитектурно выразительных, чем прежние, зданий. Строитель мавзолея Шейх-Шереф во внешних формах довольно механически соединил иранское башнеобразное сооружение и квадратный в плане портальный мавзолей. Внутри он использовал верхнюю граненую часть для яруса тромпов, но вынужден был сделать ниже небольшие дополнительные тромпы в каждом из четырех углов здания, чтобы равномерно передать нагрузку купола на нижнюю квадратную часть постройки.
Нельзя согласиться с мнением А.Ю. Якубовского, высказанным в его исследовании «Развалины Ургенча», что мавзолей Шейх-Шереф стоит особняком, а архитектурные формы другого памятника Ургенча — мавзолея Тюрабек-ханым — не имели значения для дальнейшего развития среднеазиатской архитектуры. Принцип сооружения над квадратным или многогранным портальным зданием цилиндрической башнеобразной надстройки нашел дальнейшее применение в зодчестве Средней Азии, и, вероятно, отсюда произошли те высокие декоративные барабаны, которыми отличаются тимуридские постройки. Как и прежде, и, может быть, еще в большей степени, заимствования у иранской архитектуры были по-своему освоены и переработаны среднеазиатскими зодчими.
Следует упомянуть известный большой ургенчский минарет, исполненный в духе старых построек этого типа, но, согласно исследованию А.Ю. Якубовского, сооруженный в 20-30-х годах XIV в., и мавзолей Наджм-ад-дин-Кубра (тоже начала XIV в.), сохранивший остатки хорошей цветной облицовки. Но самым ценным в художественном отношении среди памятников Ургенча, несомненно, является мавзолей Тюрабек-ханым, построенный, по-видимому, в 20-х годах XIV в. (илл. 33 и 34).

Мавзолей представляет ротонду, шестигранную внутри. Снаружи она имеет двенадцатигранную форму, причем три ее грани закрыты большим и высоким порталом. Портал сильно выдвинут вперед и соединяется с ротондой через небольшое прямоугольное помещение. Над граненой призмой основной части здания на высоком барабане возвышался конический наружный купол. Пропорции здания сильно и необычно для среднеазиатской архитектуры вытянуты вверх. Это подчеркнуто высокими узкими нишами на каждой из внешних граней постройки, вертикальными полосами декорации на барабане и высотой портала (более 20 метров при ширине 14 метров). Также развито вверх внутреннее пространство ротонды. Очень тонко разработан пояс тромпов, состоящий из двух ярусов арок: первый образует двенадцатигранник, второй — двадцатичетырехгранник, от которого уже совершается переход к сферической поверхности внутреннего купола.
В архитектурном облике здания есть элементы, созвучные с упомянутыми уже нами иранскими и азербайджанскими башенными мавзолеями. С другой стороны — отдельные черты (распределение основных масс, ряд деталей) связывают ургенчский мавзолей с некоторыми тимуридскими постройками Средней Азии. Но в то же время мавзолей Тюрабек-ханым — уникум, нигде не повторенный, высокохудожественный и прекрасный по точности пропорций, исполнению архитектурной конструкции и богатству декоративного убранства. Последнее построено на принципе сочетания гладко отшлифованного обожженного кирпича и тонких изразцовых цветных мозаик.
Цветную мозаику, как основной и исключительно преобладающий материал для декорации, мы встречаем в истории среднеазиатской архитектуры впервые в убранстве этого ургенчского памятника. На стенах Тюрабек-ханым снаружи мозаичные вставки очень сильно выветрились, но внутри хорошо сохранились многие тонкие по исполнению панно и исключительное по богатству геометрической арабески и стилизованных растительных мотивов сплошное мозаическое убранство купола. В расцветке мозаик преобладают синий и белый цвета, к которым добавляются разных оттенков бирюзовый, зеленый, желтый, красный, коричневый, черный и золото. Вся эта гамма тонов сочетается с терракотовым цветом кирпичных обрамлений.
Памятники Хорезма XIII-XIV вв., несомненно, имеют большое значение для истории искусства Средней Азии феодальной эпохи. Письменные известия сообщают об использовании хорезмийских мастеров при строительстве грандиозных сооружений Тимура. Исследователи уже отмечали общность декорации Шахризябского дворца и мавзолея Тюрабек-ханым. Но не одни декоративные приемы, а вся архитектурная традиция хорезмийских мастеров была воспринята и явилась, как нам кажется, существенной струей в зодчестве эпохи Тимура.

Искусство Средней Азии XVI—XIX вв. Искусство Средней Азии VIII-XII вв.