Искусство Средней Азии XVI—XIX вв.

Народное искусство. Искусство горных таджиков

Дореволюционное художественное творчество таджикского народа еще недостаточно изучено, но представляет, бесспорно, большой интерес. Таджики, предки которых с глубокой древности обитали в Средней Азии, имеют художественную культуру, прошедшую многовековой путь развития. Старые таджикские мастера-художники оставили много памятников архитектурной декорации (роспись, резьба по ганчу и др.), искусства вышивки, художественного керамического производства, резьбы по дереву, чекана по металлу и других видов художественного народного ремесла. Эти памятники постепенно выявляются и собираются нашими местными республиканскими и центральными музеями и другими научными организациями.
В разных местностях страны, в силу различия социальных укладов жизни в отдельных районах (например, в долинах и в горной части), искусство находилось на разном уровне развития и имело свои специфические черты. Известны примеры оригинальных росписей, которые исполнялись и, может быть, еще исполняются горными таджиками на стенах домов. В условной, орнаментальной форме изображены: загон для скота, сад, сцены охоты, растения и т. п.
Большой интерес представляют женские вышивки припамирских районов (Дарваз и др.). Вышивкой украшены по преимуществу предметы женского обихода: ворот и рукава платья, платки, полотенца и так называемые лицевые занавески. Последние, судя по известным нам экземплярам, имеют богатый узор, довольно плотно заполняющий всю поверхность предмета. Исполненные цветным шелком по бумажной ткани таджикские вышивки, как и узбекские, отличаются большой красочностью и декоративностью.
В узорах лицевых занавесей очень часто встречается изображение двух птиц. Фигуры птиц расположены симметрично, и между ними изображено дерево. Встречаются мотивы отдельно стоящего дерева, а также богатый ассортимент растительных и геометрических узоров.

Большого внимания заслуживают орнаменты на вязаных шерстяных чулках, изготовленных горными таджиками. Здесь преобладают геометрические и стилизованные растительные узоры, обычно не очень сложные, но очень разнообразные. Исследователи отмечают богатство орнаментальных форм не только в текстильных, но и в других видах искусства горных таджиков. Кроме узоров растительного характера, среди таджикской орнаментики есть стилизованно переданные фигурки животных и птиц, а также орнаменты, обозначающие «грудь сокола», «глаз петуха» и т. п.; встречаются изображения бытовых предметов. Некоторые узоры имеют легендарно-мифологическое значение («Лук Рустема» и др.). В керамике отдельных горных районов долго сохранялись очень архаические черты. Г.В. Григорьев в статье «Архаические черты в производстве керамики горных таджиков» (Известия ГАИМК, т. X, вып. 10-й, 1931 г.) сближает группу примитивно исполненных сосудов ягнобцев с лицевыми урнами и другими зооморфными сосудами древнего мира.
В северных районах Таджикистана (Ура-Тюбе, Ходжент) в народном творчестве есть много черт, близких узбекскому искусству, что легко объяснимо общностью социально-исторических судеб всего района Ферганской долины. Однако все таджикские произведения имеют свои специфические особенности как в мотивах орнаментов, так и в композиции и колорите. Прекрасные образцы больших декоративных вышивок происходят из Ура-Тюбе. В Ура-Тюбе известно также много богатых по узору орнаментальных росписей в домах, мечетях и других зданиях и очень высокая по качеству исполнения деревянная резьба (створки дверей и другие предметы, часто украшенные глубокой «многоплановой» резьбой).
Большой высоты достигало в Ура-Тюбе, Ходженте и некоторых других районах керамическое производство; в Ходженте вырабатывался фаянс, известны также происходящие из Ходжента чашки, украшенные рельефным узором и затем покрытые росписью и глазурью.

Японская женщина Искусство Средней Азии XIII-XV вв.