Высокий Ренессанс в Италии

Архитектура высокого Ренессанса в Италии

Хотя Италия, начиная с последних десятилетий кватроченто все более и более погружается в бедствия войны и разорение, тем не менее период высокого Ренессанса дает ряд первоклассных строителей. Кроме Микельанджело и Рафаэля, об архитектурных работах которых было сказано, выдающимися архитекторами чинквеченто являются Браманте, Микеле Сенмикили, Сансовино и Палладио.

Браманте

Донато д’Анжело Браманте (1444-1514), первая половина деятельности которого протекала на севере Италии, с 1499 г. становится главным архитектором Рима. Если в достройке огромного палаццо Канчелериа Браманте могла принадлежать только незначительная роль, то такое характерное для Ренессанса здание, как «Тампьетто», построенное в 1502 г. во дворе Сан Пьетро ин Монторио в Риме, целиком является детищем гармонического гения Браманте. Небольшое, но одновременно изящное и величественное, это здание прекрасно выражает в высокой степени присущее Браманте чувство масс и пропорций. Цилиндрическое ядро «Тампьетто» расчленено на два яруса, из которых первый обнесен колоннадой из 16 широко расставленных колонн, несущих на себе классический антаблемент; легкая балюстрада завершает эту часть здания. Верхняя часть «Тампьетто», члененная свободными нишами, увенчивается великолепным полуциркульным куполом, отделенным от ядра здания сильным карнизом (рис. 152).

Браманте. Тампьетто. Рим
Рис. 152. Браманте. Тампьетто. Рим

В 1506 г. Браманте приступает к сооружению грандиозного здания собора св. Петра, которое ему не удалось довести даже до половины. Насколько можно судить по сохранившимся чертежам, модели и гравюре Дисерсо, здание это в проекте было членено со всею ясностью, свойственной Браманте, на основные массы, богато убрано колоннами и имело четыре суживающиеся по ярусам башни. Центральная часть здания, по проекту Браманте, увенчивалась полуциркульным куполом, покоящимся на стройной и легкой колоннаде. Фактически Браманте успел выполнить только центральную часть здания до купола: мощные с каннелированными пилястрами подкупольные столбы и связывающие их арки, а также части южного конца крестообразного здания.
К своеобразным и выдающимся строителям высокого Возрождения принадлежит ученик Браманте, Микеле Санмикели (1484-1559). Усвоив позднюю манеру своего учителя, Санмикели обогатил ее величественной нарядностью, широко применяя мотивы римской античности; например, в палаццо Бевилаква в Вероне им богато разработан мотив триумфальной арки. Постоянное использование рустики сообщает многим произведениям Санмикели своеобразную суровость. Характерным образцом сурового и сдержанного стиля Санмикели может служить «Порта Ступпа» в Вероне, где преимущественно работал Санмикели. В этих простых и мощных воротах, послуживших источником вдохновения для многих последующих строителей, дорика вновь ожила всей полнотой своей давней традиции. Санмикели работал также в качестве военного инженера, создав систему крепостей для Венецианской Республики.

Сансовино

Якобо Татти, прозванный Сансовино (1486-1570), с 1427 года работает в Венеции. Здесь им построено одно из наиболее характерных зданий высокого Ренессанса: мраморная библиотека св. Марка (рис. 153). Развивая декоративные принципы своих венецианских предшественников, Сансовино достигает в этом здании необычайной пышности и великолепия. Члененная на два этажа библиотека св. Марка развивается в нижнем этаже в виде галереи, состоящей из арок, отделенных друг от друга выступающими дорическими полуколоннами; полуколонны несут классический фриз, заканчивающийся карнизом, отделяющим верхний этаж от нижнего. Верхний этаж разбит выступающими полуколоннами ионического ордера, между которыми помещены окна, в нижней части имеющие балюстрады. Этот этаж заканчивается пышным фризом, украшенным гирляндами. Все здание завершается легкой балюстрадой со скульптурными фигурами. Белый мрамор, из которого построена библиотека, усиливает впечатление общей нарядности, подчеркивая чистые и сочные формы здания.

Сансовино. Мраморная библиотека. Венеция
Рис. 153. Сансовино. Мраморная библиотека. Венеция

Андреа Палладио

Архитектурное творчество Андреа Палладио (1518-1580) развивается уже в третью четверть XVI века и поэтому не может быть целиком рассматриваемо как искусство эпохи Возрождения. С архитектурой Ренессанса Палладио сближают общие для них античные традиции, но Палладио, в отличие от мастеров Ренессанса, в том числе и от Микельанджело, перерабатывает их настолько холодно, что его скорее можно считать ранним предшественником классицизма, чем зодчим Ренессанса.
В своих ранних работах, как например, в двухэтажной галерее «Базилики» в Винченце, внешне несколько напоминающей Библиотеку Сансовино, Палладио работает еще в традициях высокого Ренессанса, но уже такое достаточно характерное для него произведение, как вилла Ротонда (рис. 154), несмотря на чистоту форм, содержит в себе элементы известной сухости, которая и была затем канонизирована академическими подражателями Палладио (Палладио были написаны, основанные на изучении Витрувия, «Четыре книги об архитектуре», которые и послужили в дальнейшем теоретическим обоснованием классицистической (академической) школы.). В вилле Ротонда во всяком случае нов мотив портиков, развевающихся по всем четырем сторонам массива здания и составленных из шести ионических колонн, проходящих через весь фасад здания. Эти портики сообщают сооружению известную величавость, не свободную, однако, от напряженности, но лишают его той теплоты и человечности, которыми были согреты архитектурные образы Ренессанса.

Палладио. Вилла Ротонда близ Виченцы
Рис. 154. Палладио. Вилла Ротонда близ Виченцы
Племенные «гёли» в туркменских коврах Итальянское искусство XV века за пределами Тосканы