Некоторые сведения о живописи Ирана в XVIII-XX вв.

В заключение кратко охарактеризуем судьбы живописи в Иране в XVIII-XX вв.
В XVIII-XX вв. Иран переживает период упадка социально-экономической жизни, затем наступает и политический упадок. Кратковременный подъем военного могущества при Надир-шахе (середина XVIII в.) сменяется продолжительным политическим упадком при династии Каджаров. XIX в. был эпохой разложения феодализма в Иране и внедрения западноевропейского колониального капитала.

Искусство этого периода, оставаясь в основном искусством правящей верхушки, во второй половине XIX в. начинает отражать идеологию нарождающейся в недрах феодального общества буржуазии. Живопись под влиянием знакомства с западноевропейским искусством, порой не вполне понятым, начинает принимать новые формы. Рядом с книжной миниатюрой, преимущественно подражающей старым образцам, а иногда прямо копирующей старые образцы придворного искусства в расчете на европейский антикварный рынок, начинает развиваться станковая живопись на европейский образец; в XIX в. появляются картины портретной живописи. Известен целый ряд портретов Фатх-Али-шаха (1797-1834). Из портретистов первой половины XIX в. наиболее замечательным был Мирза Абу-ль-Хасан-хан-Гаффари, имевший титул Сэни-оль-Мольк и звание «Нэккаш-Баши», т. е. главный живописец. «Этот Сэни-оль-Мольк, — пишет один из исследователей, — получивший художественное образование за границей и умерший в 1865 г. в пятидесятилетием возрасте, был действительно замечательным живописцем, оставившим после себя целую галерею тонко рисованных, метко характеризованных и с большим вкусом расцвеченных акварельных портретов каджарских шахов, принцев, вельмож, евнухов, придворных шутов и т. д. Большое количество этих прекрасных портретов хранится в тегеранских дворцах». Исполнялись также маслом декоративные картины, изображающие красавиц, танцовщиц, батальные картины; сохранились попытки жанра, архитектурных пейзажей. На выставке иранского искусства в Ленинграде (1935) был экспонирован ряд видов Тегерана работы художника Махмуда (60-х и 70-х годов XIX в.), его же «Увеселения во дворце» 1878 г. и «Жанровая сцена» 1862 г.

Новая живопись Ирана далеко еще недостаточно изучена. В СССР имеются богатые собрания в Государственном Эрмитаже, в Гос. музее восточных культур в Москве и в Музее искусств Грузии в Тбилиси. На Иранской же выставке 1935 г. в Ленинграде можно было получить некоторое представление о начинающей развиваться в Иране живописи в чисто европейском стиле: одна из зал была посвящена работам молодых художников Могадама и Вазири, учившихся в Париже.
Наконец, скажем несколько слов о живописи на каламкарах (набойках по бумажной ткани), в которых в последние десятилетия иногда центральное поле оставалось неорнаментированным и покрывалось кустарями-художниками грубоватой лубочной живописью на сюжеты героических сказаний, «Шах-намэ» и пр. Особенный интерес представляют каламкары эпохи гилянской революции с сюжетами революционного характера. Ряд изображений на каламкарах посвящен событиям и участникам гилянской революции (о них можно получить понятие по коллекциям Музея восточных культур). На двух набойках, исполненных вскоре после гилянской революции 1921 г., написаны портреты В. И. Ленина (оба сейчас в Музее В. И. Ленина в Москве). Сохранились набойки и с изображением эмблемы Коминтерна.

Географическое положение и природа Бухары История изучения иранской живописи