Содержание
Внешний вид, занятия, одежда татар
Ставши подданными России, татары мало-помалу превратились в мирных и трудолюбивых русских граждан наравне с прочим населением. Общее число их у нас в настоящее время простирается до миллиона двухсот тысяч. Всего больше их живет по берегам среднего течения Волги, главным образом в нынешней Казанской губернии, где их числится около полумиллиона. От примеси финской и отчасти русской крови в течение семисотлетнего пребывания в Европе, нынешние казанские татары далеко отошли от своих азиатских предков: они вообще среднего роста, широкоплечи; черты лица их тонки, скулы выдаются очень мало, глаза почти обыкновенные, черные; носы не сплюснутые, а тонкие и прямые; бороды черные, редкие. Только изредка попадаются между ними в настоящее время лица чисто монгольские. Астраханские и крымские татары несколько отличаются от казанских, так как они смешались с другими народами, соплеменниками турок. Хотя татары триста слишком лет состоят в подданстве России, хотя давно уже окружены коренным русским населением и находятся в постоянных сношениях со всеми частями русского государства; но, не смотря на все это, они до сих пор сохранили в своем быту много восточного.
Татары живут и в городах, и деревнями, рядом с русскими. Есть селения, состоящие наполовину из татар, наполовину из русских, и они мирно уживаются, сообща обсуждая свои хозяйственный дела на сходах. Сельские татары занимаются земледелием, но это занятие идет у них неважно, виною чего отчасти их религия, которая, приковывая женщин к дому, лишает татар помощников в полевых работах. Городские татары пристраиваются к какой-нибудь промышленности, занимаются ремеслами, служат половыми, дворниками, сторожат дома, лавки, нанимаются поденщиками, таская грузы, извозничая, и вообще охотно берутся за всякую работу, как бы она тяжела ни была. В качестве лиц служащих они отличаются своей исправностью, исполнительностью и готовностью на всякое дело. Любимые промыслы татар — перевозка товаров, выделка кож и мыловарение. Многие из них имеют большие фабрики и заводы, между которыми особенно известны казанские мыловаренные заводы и фабрики кумача и других бумажных тканей. Но всем занятиям татарин предпочитает торговлю; в каждом из них кроется большая склонность к этому делу. Особенно развита в среде татар мелкая, разносная торговля. Всякий лишний грош татарин старается тотчас пустить в оборот: накупит халатов, платков, шарфов, ленточек, тесемок, пуговиц, серебряных дешевых серег и колец, мыла, и все это разносит по городским улицам и селениям, продавая по мелочам. Если у него окажется капитал рублей в сто, тогда он начинает барышничать лошадьми, скупает крупу, муку, бараньи шкурки и все это везет перепродавать. Некоторые из них ведут обширную торговлю хлебом, солью, кожами, соленой рыбой, бумажными тканями и разными азиатскими товарами.
Большая часть татар бреет свои головы, отчего уши их кажутся более длинными, чем они есть на самом деле. Только немногие уклоняются от бритья головы, но и те часто и возможно короче стригут волосы на голове и подстригают свои редкие бороды. Поступив в услужение к русским, в качестве кучера, дворника, лакея, татары совершенно подчиняются нашим обычаям. Народная одежда татар, которой они строго придерживаются по сей день, редко отступая от нее, состоит: из ситцевой рубахи, широких полосатых шаровар, маленького камзола без рукавов и, сверх него, большого с рукавами; оба камзола делаются обыкновенно шелковые. Далее следуют халат или кафтан из сукна, которые подпоясываются шелковым кушаком. На ноги они надевают бумажные чулки и башмаки; а на голове носят меховые шапки из мелкого барашка или бобровые, а под ними маленькие, шитые золотом и шелками шапочки, в виде ермолки — тюбетейки, которые обыкновенно выдаются из-под шапки на затылке. Одежда эта несколько изменяется, смотря по состоянию: вместо башмаков многие носят высокие сапоги, а бедные даже лапти; вместо меховых шапок — кверху суживающиеся войлочные покрышки.
Татарские женщины до сих пор, по магометанскому обычаю, ведут жизнь отдельную от мужчин, занимая свое особое помещение и доме. Только в последнее время некоторые из них начали являться в общественные собрания вместе с своими мужьями, хотя все-таки с лицами, закрытыми густыми вуалями. По своему наружному виду татарки более сохранили свои племенные монгольские черты: у них гораздо резче, чем у мужчин, выдаются лицевые скулы и более узкий разрез глаз. Ходят они обыкновенно переваливаясь с боку на бок. По этой походке легко сразу признать татарку. Среди татарских женщин сильно вкоренен обычай белиться, румяниться, чернить себе брови, ресницы, зубы и красить в красный цвет ногти. Заплетая свои длинные косы, девушки покрывают их лентами и украшают в два ряда позолоченными монетами: целковыми, полтинниками, четвертаками, гривенниками.
Одежду татарских женщин составляют: ситцевая рубаха с оборками и широчайшими рукавами и шаровары; грудь закрывается нагрудником с позументами; сверх этого надевается два камзола, как у мужчин, только обшитые галунами, или длинный халат. На головах они носят узорчатые на концах полотенца или же шапочки с меховой оторочкой, а некоторые надевают набекрень красивые шелковые колпачки с бахромой и галунами. Сверху все это покрывается тюлевой вуалью. Обувь женская состоит из сапог из красного, синего или пестрого сафьяна, расшитого шелками. Вообще татары, как мужчины, так и женщины, любят различные украшения: мужчины, если дозволяют им средства, носят обыкновенно дорогие кольца, а женщины украшают себя ожерельями, серьгами, кольцами, браслетами и множеством различных монет. Татарки вообще очень рано отцветают, причем цвет кожи их становится желтым, а лица, от частого употребления свинцовых белил и румян, обрюзглыми.