Татары

Религия татар

Во время вторжения в Россию татары были идолопоклонниками, обоготворяли солнце, луну, воду, землю. Потом они приняли магометанскую веру, признающую, что «Бог один и Магомет пророк его». В каждом почти селении татар имеется мечеть, или молитвенный дом, при котором состоит мулла — духовное лицо, совершающее богослужение и отправляющее различные религиозные требы. Кроме муллы при мечетях бывают еще муэдзины, на обязанности которых лежит, взобравшись на башню или другое возвышенное место, призывать магометан к молитве, что соответствует нашему церковному благовесту. Богослужение у татар совершается пять раз в сутки: на заре — утренняя молитва, в полдень — полуденная, перед закатом солнца, после заката и ночная — часа через два после того, как скроется солнце. У магометан нет никаких таинств; богослужение у них состоит в чтении отрывков из их священной книги Корана и разных молитв. Молитвы читаются всякий раз почти одни и те же, только с некоторыми сокращениями, прибавлениями, перестановками. Читая их, мулла обыкновенно сидит на разостланном ковре, поджав ноги. Слушатели тоже сидят или стоят на коленях, время от времени падая ниц. Кроме чтения установленных молитв и Корана, мулла в известные дни, особенно в пятницы, произносит поучения, которые состоят в толковании какого-либо предания или сочиняются на текст из Корана и оканчиваются поучением. Желающий быть муллой, должен выдержать экзамен в магометанском богословии и законоведении. На муллу возлагается обязанность наблюдать за нравственностью и исполнением обрядов прихожанами и обучать их детей. Вместе с этим он считается законоведом и разбирает тяжбы тех, кто обращается к нему за этим. Увещаниями, силой убеждения он старается помирить тяжущихся, кончить дело по-домашнему. Мулла обыкновенно пользуется уважением и любовью населения; слово его для татар — закон, особенно если он сам живет по закону, служа примером хорошей жизни. Всякий татарин-земледелец платит мулле десятину с пашни: убирая с полей хлеб, он обыкновенно одиннадцатый воз прямо везет своему мулле.
При каждой почти мечети, обыкновенно рядом с ней, имеется школа, вмещающая в себе нередко полтораста-двести учеников. Школы эти, представляющие собой длинные одноэтажные здания, содержатся большей частью на иждивении какого-нибудь богатого татарина и носят на себе его имя. Все дети обязательно посещают школу. Учение начинается с осени и оканчивается ранней весной, когда начинаются полевые работы. Срока учению в них не полагается, можно учиться год, можно и два, можно хоть всю жизнь. Цель учения в школах обучить детей молитвам и научить их читать Коран и все печатное. Так как Коран написан по-арабски, то татары, подобно всем другим магометанам, прежде всего изучают арабскую азбуку и письменность по рукописным книгам; печатных книг на этом языке они еще не имеют. В конце концов каждый татарин по выходе из школы знает наизусть свое богослужение, может прочитать все написанное по-арабски, хотя часто не понимает прочитанного, так как арабский язык очень трудно дается детям. Девочки татарские тоже поступают в школу и учатся тому же, чему и братья их; но девочек учит обыкновенно жена муллы, которая должна быть тоже более-менее образована, так как она обязана заниматься и обучением девочек, и поучением взрослых татарок. Каждую пятницу к ней обыкновенно собирается несколько десятков татарских женщин, причем каждая приносит чашку крупы или муки. Приняв эти приношения и прочитав молитвы, муллиха садится среди собравшихся и начинает им проповедовать. Читает по-арабски что-либо из жизни магометанского святого и переводит прочитанное на татарский язык; читает о будущей жизни и поясняет, как достигнуть райских наслаждений. Выслушав поучения, все чинно расходятся по домам.

Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII века, и их терминология Орнамент горных таджиков Дарваза (Нагорная Бухара)