Татары

Жилища, быт, жизненный уклад татар

Деревни татарские обыкновенно скучены и загромождены постройками, спрятанными внутри высокой ограды, испещренной прорезанными отверстиями, откуда нередко блестят глаза любопытных татарок. По улицам тянутся только заборы и ворота с навесами и калитками. Если даже татарский дом и выходит на улицу, то окна его большей частью обращены внутрь двора. Улицы тесны и не отличаются чистотой. Поля вокруг поселений плохо возделаны, древесной растительности в деревнях почти нет никакой. Только где-нибудь в стороне виднеются кучки деревьев, посаженных на кладбищах. Вообще поселения татар имеют унылый вид: в них никогда не видно ни веселья, ни разгула, ни хороводов; улицы вечно почти пусты, только кое-где выглядывают прижавшиеся у забора ребятишки, да бегают стаи собак, встречая и провожая проезжих громким даем; изредка где-нибудь из овина раздается заунывная татарская песня. Особенно пусты деревни летом, когда население их работает в поле. Женщины, если остаются дома, то сидят обыкновенно за работой в четырех стенах, так как, по закону Магомета, кроме мужа, отца, брата, им строго запрещается не только говорить с мужчинами, но даже показываться им. Все удовольствие девушек сходить летом за ягодами, за орехами, или же, сидя в избе, тихо напевать песню, осторожно посматривая из-за занавесок на проходящих людей. Вечером, после дневных работ, мужская молодежь выходит на улицу позабавиться: играют в бабки, катают шары. Но это продолжается не долго: скоро раздается голос муэдзина, призывающий магометан на вечернюю молитву; игры прекращаются, все стихает, все направляются в мечеть. Через полчаса выходят оттуда и медленно расходятся по домам.
Сельские дома татар по своему внутреннему устройству крайне однообразны: они почти всегда состоят из двух половин — чистой и грязной, соединенных сенями. Чистая половина разделяется на две части: мужскую и женскую. Грязная половина предназначается для производства различных работ. Убранство жилых комнат у татар обыкновенно такое: направо огромная изразцовая печь с лежанкой и широким карнизом, на котором расположена разная медная посуда; около дверей на стене шкафчик с чайной посудой; дальше стоит покрытый ковром сундук; на стене — зеркало, по сторонам которого висят полотенца, с широкими красными каймами; по другим стенам налеплено несколько исписанных молитвами листов и приделано две-три полочки с книгами. Мебели нет никакой, ее заменяют широкие нары вокруг стен, которые служат и столом, и скамейкой, и кроватью. Нары эти обыкновенно покрыты ковром и завалены подушками и пуховиками. На них татары едят и пьют, или же делают это на полу, сидя полукругом, поджав под себя ноги. Тут же на полу ставят и блюда с кушаньями, застлав это место скатертью. Женская половина в доме заставлена сундуками, завалена пуховиками. В городах татарские дома снаружи ничем не отличаются от русских. У богатых горожан приемные покои убраны мягкою мебелью, занавесками, цветами, коврами; но во внутренних комнатах все-таки преобладает азиатский вкус с низкими диванами по стенам, на которых татары по обычаю восточных народов, сидят с поджатыми ногами.
Бережливость и воздержание от крепких напитков, которые у них строго запрещены законом, дают татарам возможность жить более или менее в довольстве. Обед их редко обходится без мяса. Если татарину не на что купить говядины или баранины, он с удовольствием ест конину. Обыкновенную пищу их составляет вареная болтушка из муки с солью, мучные шарики с мясом и гречневые лепешки. Кто побогаче, ест лапшу, пельмени. Любимая пища их — баранина с картофелем и суп, заправленный сметаной. Татары большие охотники до пирогов с горохом и огурцами и вообще до разных жирных мучнистых блюд и всяких лакомств. Овощи они тоже очень любят и старательно их возделывают. запасаясь ими на зиму. Из напитков первое место у татар занимает чай, которого они выпивают огромное количество — по двадцати чашек подряд и очень любят пить его с блинами и оладьями. Вместо нашего кваса, они делают себе довольно вкусный напиток из разведенной в воде сметаны. Некоторые из них пьют и пиво, но так как оно запрещено законом Магомета, как хмельной напиток, то в свое оправдание татары его зовут квасом. Религия их дозволяет им курить табак; запрещается употребление его только во время поста.

Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII века, и их терминология Орнамент горных таджиков Дарваза (Нагорная Бухара)