Политические отношения в Казахстане в период Золотой Орды

Татаро-монгольское иго в степях Дешти-Кыпчака

Монгольское завоевание внесло существенные изменения в политическую жизнь не только тюркских народностей территории современного Казахстана, но и других народов, в том числе и русского народа. Татаро-монгольское иго над русским народом продолжалось свыше 240 лет. Оно разрушило огромные материальные ценности, задержало культурное и политическое развитие русского народа. Но оно не смогло уничтожить русской государственности. Русский народ в неимоверно тяжелых условиях феодальной раздробленности и феодальных княжеских междоусобиц должен был признать зависимость от Золотой Орды, но не только сохранил свою государственность, а с начала XIV века приступил к объединению разрозненных русских княжеств в единое русское государство.
Иные результаты имело монгольское завоевание в политической жизни племен Дешти-Кыпчака. Слабые государственные объединения кыпчакских племен растворились в обширной татаро-монгольской державе. Кыпчаки составляли в Золотой Орде основную массу населения; политическая жизнь их в дальнейшем развивалась под верховным господством монгольской знати — султанов. Знать побежденных очень быстро нашла общий язык с завоевателями и слилась с нойонами монголов. Таким путем кочевые племена кыпчаков органически вошли в состав феодального государства Золотой Орды.
Монгольское завоевание внесло также некоторые изменения в этнический состав тюркских племен, населявших Казахстан, особенно в кочевых, степных районах. Незначительная, по отношению к общему количеству населения Казахстана, масса монголов-завоевателей постепенно ассимилировалась в местном тюркском населении, поглощалась им.
Об этом мы находим свидетельство у одного восточного автора, современника событий Эломари (1299-1349 гг.), который в своем сочинении «Пути взоров по государствам разных стран» писал: «Золотая Орда была прежде страною кыпчак (под кыпчаками Эломари понимает тюркские племена), и когда ими завладели татары, то кыпчаки сделались их подданными; потом татары смешались и породнились с кыпчаками, и земля одержала верх над природными и расовыми качествами татар, все они стали точно кыпчаками, как будто они одного с ними рода». Более обособленно в этническом отношении стояли лишь султаны, ограждаемые от остальной массы населения своей сословной замкнутостью. Однако, и в их среде происходил процесс этнической ассимиляции с тюркскими элементами, но этот процесс протекал медленно и в менее ярко выраженной форме.
При отсутствии прочных экономических связей, когда единство государства монголов зависело, главным образом, от влияния сюзерена на его вассалов, государство внутренне не могло быть прочным. С момента своего возникновения Золотая Орда была объединением ряда феодальных владений султанов. Области по нижнему течению Сыр-Дарьи и до гор Улу-Тау на севере составляли владения брата Бату — Орда-Ичена и назывались Белой Ордой. На востоке Золотой Орды находился удел другого брата Бату — Шейбана. В среднем Поволжье также образовалось особое татаро-монгольское владение. Золотая Орда, состоявшая из отдельных, мало общего имевших между собой частей, не была прочным государством. При жизни Бату Золотая Орда еще сохраняла политическое единство. После Бату владения, входившие в состав Золотой Орды, стали обособляться и приобрели значительную самостоятельность. Но в первой половине XIV века хан Золотой Орды Узбек сумел снова объединить все эти владения под своей властью. В правление Узбек-хана (1312 — 1340 гг.) Золотая Орда достигла значительного, хотя и кратковременного, экономического и политического могущества.
После смерти сына Узбек-хана Джаныбека многие беки сделались фактически независимыми. Они по своему усмотрению сменяли ханов. За два десятилетия (с 1362 по 1380 гг.) в Золотой Орде сменилось четырнадцать ханов.

Белая Орда

Среди владений, выделившихся из состава Золотой Орды, наиболее тесно была связана с историей будущего Казахского ханства Белая Орда (Ак Орда). Столицей Белой Орды был город Сыгнак на реке Сыр-Дарья, близ современной станции Тюмень-Арык. Обособление Белой Орды в особое ханство произошло в начале XIV века после смерти золотоордынского хана Токты. Первый хан Белой Орды Сасы-Бука правил государством еще как вассал ханов Золотой Орды. После смерти Сасы-Бука ханом Белой Орды был признан его сын Эрзен (умер в 1320 г.). Престол он получил по пожалованию золотоордынского хана. При Эрзене Белая Орда достигла значительного процветания. Он построил в сыр-дарьинских городах много медресе, мечетей, различных благотворительных учреждений. По словам одного восточного автора, при Эрзене «никто из великих не притеснял меньших и никто из малых не делал шага непочтения по отношению к старшему». Это замечание относится, конечно, не к отношениям между феодальной знатью и народом, а к отношениям между феодалами.
После смерти Эрзена в Белой Орде между феодалами началась междоусобная борьба за власть. С 1350 по 1364 год в этой борьбе было убито восемь ханов. Орда пришла в глубокий упадок. Временное усиление Орды произошло при хане Урусе. По словам восточного автора, Урус был «царь очень сварливый, сильный и могущественный»‘. Основной целью своей политической деятельности он поставил воссоединение владений улуса Джучи. Это ему в значительной мере удалось: владения Белой Орды и Золотой Орды были соединены под его властью. Но прочного единства государства достигнуто не было. Сын одного из эмиров, владелец Мангышлака Тохтамыш не покорился Урусу, он бежал от хана и отдался под покровительство правителя Мавераннахра Тимура.
Тимур был заинтересован в том, чтобы иметь в Золотой Орде зависимого от него хана. Тимуру это было важно не только потому, что такое положение значительно расширяла бы его владения к северу от Мавераннахра, но и потому, что обеспечивало ему прочный тыл в борьбе с Ираном, поэтому Тимур оказал широкую поддержку Тохтамышу. При его поддержке Тохтамыш начал борьбу против Уруса, но потерпел ряд поражений. Лишь смерть Уруса (1382 г.) и вновь возникшая борьба за власть между султанами Золотой Орды помогли Тохтамышу не только укрепиться в Сыгнаке, но и объединить под своей властью все владения Золотой Орды, кроме Хорезма, который перешел под непосредственную власть Тимура.

Образование Моголистана

Неустойчиво было и положение в улусе Чагатая, в который входила южная часть Семиречья. Здесь чрезвычайно возросло влияние тюркской феодальной знати, которая носила титул эмиров.
Чингизиды фактически утеряли власть, и государство Чагатая распалось. В восточных районах нынешнего Казахстана образовалось новое государство, получившее название Моголистан. На западе Моголистан включал в свои границы район реки Чу, а на востоке — Восточный Туркестан.
Основателем Моголистана был тюркский эмир по имени Пуладчи. Он не решился принять ханский титул: слишком сильны были политические традиции, согласно которым ханами могли быть только потомки грозного Чингиз-хана. На ханский престол был возведен султан Тоглук-Тимур.
Тоглук-Тимур оказался способным и энергичным правителем. При нем Моголистан стал сильным государством. Но и Моголистан, как прежде государство Чагатая, представлял собой непрочное политическое объединение.
После смерти Тоглук-Тимура (1362 г.) в Моголистане вспыхнула острая междоусобная борьба за ханский престол.

Политический распад Золотой Орды

Внутренняя политическая борьба, выделение особых феодальных владений, понятное в условиях экономического обособления разнородных областей, из которых состояла Золотая Орда, расшатывали государство джучидов. Ослабление внутренней устойчивости происходило в грозной для Орды внешней обстановке. Два явления составляли особенность международного положения Золотой Орды в последние десятилетия XIV века: возрастание мощи Русского государства, по мере объединения удельных княжеств вокруг Москвы, и образование на юго-восточных границах Казахстана обширной империи Тимура. Во время регентства митрополита Алексея и княжения великого князя Дмитрия Ивановича (1359-1389 гг.) Москва встала во главе русских княжеств в их борьбе с Золотой Ордой. В 1378 году русские войска наголову разбили на реке Воже (приток Оки) татарское войско под командованием одного из лучших военачальников Золотой Орды Бегича. В Орде правил в то время темник Мамай, по своему усмотрению сменявший ханов. Мамай решил организовать большой поход против Москвы. Им было собрано огромное войско, в состав которого входили не только конные отряды татар, но и наемная генуэзская пехота. На соединение с Мамаем шел великий князь литовский Ягайло.
Грозная опасность нового нашествия, которое современники сравнивали с нашествием Бату, заставила русские княжества сплотить свои силы. Составилось общерусское, кроме Рязани, ополчение во главе с московским князем. 8 сентября 1380 года у реки Непрядвы, притока Дона, на Куликовом поле произошла решительная битва. Татары были разгромлены. Куликовская битва показала, что Золотая Орда не может бороться против объединенных сил русских. Мамай бежал и вскоре был убит в Крыму. Власть в Золотой Орде перешла к Тохтамышу. В 1382 году внезапным набегом Тохтамышу удалось взять и разорить Москву. Русские княжества снова стали данниками золотоордынского хана. Но уже в 1389 году Дмитрий Иванович, получивший за победу на Куликовом поле имя Донского, умирая, сам завещал великое княжение своему сыну, в то время как раньше ярлык на великое княжение давал только хан.
Куликовская битва сыграла огромную роль не только в дальнейшей истории русского народа, но и в жизни Золотой Орды: на Куликовом поле Орде был нанесен первый настолько мощный удар, что, несмотря на временное возвышение Тохтамыша, оправиться от этого удара ханство по существу уже не могло. Это сказалось очень скоро в борьбе, вспыхнувшей между Тохтамышем и Тимуром.

"В Золотой орде", художник Максимов А. Ф., 1941 г.
«В Золотой орде», художник Максимов А. Ф., 1941 г.

Империя Тимура и ее влияние на Казахстан

Возвышение Тимура-эмира из тюркского рода Барлас, кочевавшего в районе Кашка-Дарьи, началось в 1360 году. Установив свое господство над Самаркандом в 1370 году, он в короткое время подчинил себе оседлые районы всей Средней Азии. Затем он продолжал завоевание далеко за пределами Мавераннахра и основал огромную империю, включавшую в свои границы не только области между Сыр-Дарьей и Аму-Дарьей, но также Иран, Северную Индию, часть Малой Азии и Закавказья.
Образование империи Тимура в корне изменило внешнюю обстановку для территории Казахстана, входившей в пределы Золотой Орды и Моголистана.
Наибольшее значение в истории Казахстана имел разгром золотоордынских войск Тимуром в апреле 1391 года, когда Тохтамыш сделал попытку порвать вассальные отношения к Тимуру. Память об этом событии запечатлена в надписи Тимура, обнаруженной у горы Алтын-Чоху близ гор Улу-Тау в Казахской ССР. Надпись гласит: «Султан Турана Тимур-бек с двумястами тысяч войска имени своего ради по кровь Тохтамыш-хана».
Тимур приступил к покорению Казахстана. Он действовал двумя путями: во-первых, строил военные крепости с гарнизонами, во-вторых, воздвигал мечети и мазары, продвигая ислам в глубь Казахстана. Из мечетей особенно известна построенная в 1399 году в гор. Туркестане мечеть Ходжи Ахмеда Ясеви.
В 1395 году Тимур разрушил до основания столицу Золотой Орды — Сарай Берке. Это нанесло новый удар политическому значению Золотой Орды.
Тимур неоднократно направлял свои войска также против Моголистана. Он готовился к завоеванию Китая и рассматривал покорение кочевников Моголистана, как первую часть своего большого завоевательного плана. Но осуществить этот план Тимур не успел. Крайней точкой его похода на восток явилась северная область Восточного Туркестана, а основным районом его военных действий были Тянь-Шань, Иссык-Куль и долины рек Таласа, Чу и Или.
В 1405 году Тимур умер. Его преемники продолжали борьбу против Моголистана. В 1425 году внук Тимура, знаменитый среднеазиатский ученый-астроном Улугбек предпринял большой поход. Улугбек дошел до Илийской долины и здесь нанес тяжелое поражение моголистанским кочевникам. Все же Моголистан сохранил независимость. Начавшиеся вскоре распри среди тимуридов устранили угрозу независимости Моголистана со стороны оседлых государств Средней Азии.
В конце XIV века над Моголистаном нависла новая опасность. В восточной Монголии образовался союз четырех монгольских племен, известный под именем Ойротского государства. Ойроты (их также называли калмыками) стремились захватить Моголистан и совершили множество набегов на моголистанские владения. Моголистан и на этот раз устоял. Ойроты одерживали военные победы, но завоевать Моголистан не смогли, и он продолжал существовать как самостоятельное государство. В первой половине XV века, после междоусобных столкновений, ханом Моголистана сделался энергичный вождь по имени Эсень-Бука.

Ногайское и Узбекское ханства

Иные последствия имела борьба Тимура против Золотой Орды. С гибелью Тохтамыша Золотая Орда распалась на несколько владений. Из них на территории Казахстана образовалось два государства: Ногайское и Узбекское ханства.
Название «ногай» имело политическое значение. Ногаями называли объединение различных племен: мангытов, кыпчаков, усуней и других.
Ядром Ногайского ханства явилось племя мангыт. Ногаи кочевали вдоль Волги, по Яику и доходили до Камы. На северо-востоке их кочевья граничили в районе реки Тобола с землями сибирских татар. Это положение ногайских кочевий повлекло за собой тесные связи ногаев с Русским государством.
Узбекское ханство было соседом ногаев на юго-востоке. Это ханство называлось узбекским не по имени народности. Вначале название «узбек» также имело не этническое, а политическое значение: узбеками в XIV веке называли ханское войско. Лишь впоследствии, после завоевания узбеками Средней Азии, это название распространилось на народность, т. е. приняло этническое значение. Создание Узбекского ханства произошло в 1425 году. Оно совпало с одним из походов Улугбека в Моголистан, когда силы тимуридов были отвлечены на восток и их власть в низовьях Сыр-Дарьи ослабела. Этим воспользовался внук хана Белой Орды Уруса — Барак, который не раз говорил: «Пастбища Сыгнака по закону и обычному праву принадлежат мне». В 1425 году Барак порвал вассальные связи с Улугбеком и провозгласил себя ханом. В 1427 году многочисленное войско во главе с Улугбеком двинулось к Сыгнаку, но потерпело поражение. Области Мавераннахра были разорены войсками Барака. Однако Бараку не удалось закрепить за собой власть. В 1428 году он был убит мятежными эмирами. Междоусобная борьба в Белой Орде позволила представителю враждебной Бараку феодальной группировки Абулхаиру, потомку Шейбана, объединить под своей властью не только области Казахстана, входившие в XIII веке в удел Шейбана, но и владения Белой Орды.
Таким образом, в первой четверти XV века территория Казахстана была поделена между несколькими государственными образованиями.

Верования и народное творчество народов Казахстана в период Золотой Орды

Кочевники Дешти-Кыпчака гораздо позже, чем тюркские племена Семиречья, подверглись влиянию мусульманской культуры.
К кыпчакам ислам до X века совсем не проникал. Они оставались язычниками, сохраняли древние верования тюрков. В середине XIII века, при золотоордынском хане Берке, началось проникновение ислама в среду кыпчаков. Берке был первым ханом Золотой Орды, принявшим ислам. Он стремился внедрить новую религию среди своих подданных. По словам одного арабского историка, Берке стал строить мечети и училища во всех своих владениях, приближал к себе ученых, законоведов и сдружился с ними.
Однако и при Берке ислам находил последователей не в народных массах кыпчаков, а лишь в среде тюркско-монгольской знати и торгово-ремесленном населении городов, где сильнее сказывалось влияние среднеазиатских мусульманских купцов.
Большего результата добился золотоордынский хан Узбек. Он насаждал ислам среди кыпчаков путем вооруженного воздействия. В одном восточном источнике рассказывается, что тем, кто не исповедовал ислама, Узбек-хан «предоставил выбирать или вступление в мусульманскую религию или войну». Когда кочевники отказались принять ислам, Узбек-хан напал на них, «обратил их в бегство и уничтожил их посредством избиения и пленения». Известно также, что Узбек приказывал убивать кыпчакских шаманов — баксы и буддийских лам.
В результате насилий Узбека многие кочевые племена кыпчаков объявили себя мусульманами. Но распространение ислама не уничтожило прежних языческих верований в народных массах кыпчаков. Создалось своеобразное двоеверие. С принятием ислама менялось название обряда, но обряд по своему значению оставался почти неизменным. Имена мусульманского бога «Алла» и «Худа» употреблялись одновременно и параллельно с именами языческих «Тенгри» и «Кок тенгри». Ходжи, муллы и другие служители исламского культа уживались с языческими баксы. Сами баксы обращались одновременно к языческим духам и к мусульманским святым. Наравне с древними языческими праздниками, народ праздновал мусульманские «Курбан айт» и «Рамазан»; молясь»Аллаху» и его святым, кыпчаки поклонялись также огню и духам предков. Языческие причитания над умершими сопровождались соответствующими молитвами из Корана. Такое двоеверие впоследствии перешло от кыпчакских племен к казахам и надолго сохранилось в казахском народе.
Культура городов слабо проникала в среду кыпчаков. Письменность оставалась достоянием оседлых, по преимуществу городских, центров.
Зато кыпчакские племена создали свою исключительно богатую устную народную поэзию. Отрывки народного творчества (загадки) сохранились в половецком словаре («Codex cumanicus»). В период Золотой Орды зародились такие блестящие поэмы, как «Кыз-Жибек», «Козы Корпеш и Баян-Слу», богатырский эпос — сказания об Ер-Саине, Кобланды, Ер-Таргыне. Эти поэмы, как и все иные известные нам варианты устной поэзии кыпчакского общества, в дальнейшем творчески перерабатывались казахским народом. Такая поэзия, превратившаяся уже в казахскую, включает в себя самые разнообразные виды: свадебные и похоронные песни, легенды, лирические и героические поэмы и прочее.
В обществе кыпчаков была широко распространена легенда о Коркыте. Имя Коркыта было известно также многим другим тюркским народностям. Казахская легенда рассказывает, что Коркыт смолоду не мог примириться со скоротечностью человеческой жизни и решил бороться против неизбежной смерти. Мучимый своими мыслями и мечтая о бессмертии, Коркыт уходит от людей, но везде и всюду он видит смерть: в лесу — сгнившее и свалившееся дерево говорит ему о своей смерти и о неизбежном конце для самого Коркыта, в степи — ковыль, выгорая под солнцем, говорит ему о том же, даже мощные горы поведали ему об ожидающем их разрушении. Видя и слыша все это, Коркыт выдолбил из дерева тиргей — первый кобыз, натянул на него струны и заиграл, изливая мучившие его мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. С тех пор мелодия Коркыта и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а имя Коркыта осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей.
Среди кыпчаков сложилась также эпическая поэма об Едиге, являющаяся образцом феодально-бекской поэзии.
В истории известно, что Едиге был одним из крупных военных феодалов и временщиков Золотой Орды, руководил оппозицией Тохтамышу и, враждуя с ним, перешел на сторону Тимура. От его насилий жестоко страдали подвластные ему народы. В своих набегах он все подвергал огню и мечу. В 1382 году им были разорены русские земли, сожжена Москва.
Историческая действительность в этой поэме подверглась настолько сильной переработке и искажению, что лишь с большим трудом в ней можно выделить отдельные достоверные факты. Самый образ Едиге в сказании до неузнаваемости идеализирован и в этой идеализации с наибольшей силой проявилась классовая, феодальная основа всей поэмы.

Персидский язык Хозяйство и общественные отношения племен Казахстана во время монгольского ига