Монгольское завоевание и его последствия для Казахстана

Монголы. Образование империи Чингиз-хана

В начале XIII века, далеко на восток от пределов современного Казахстана, среди монголов назревали события, которые наложили глубокий отпечаток на жизнь народностей Средней Азии, Ирана, Кавказа и Восточной Европы. В степях Монголии формировалась империя Чингиз-хана.
В XII веке в хозяйственной жизни монголов наблюдались две линии развития. Те монголы, которые жили у озера Байкал, в верховьях Енисея, занимались главным образом охотой и рыболовством, приручали диких животных — марала, изюбря и козулю. Лошадей у них было мало. Это были, по преимуществу, охотничьи племена. Другая часть монголов кочевала по обширным пастбищам от озера Кулун-Буйр до Западного Алтая. Они вели кочевое скотоводческое хозяйство, перекочевывая из одного района в другой в зависимости от времени года. Эти племена жили в войлочных юртах и разводили рогатый скот, овец, коз и коней. В XII веке верблюдов у монголов было немного.
В старину монголы кочевали так называемыми куренями. Вот как описывает курень иранский историк конца XIII века Рашид-ад-дин: «Значение куреня есть кольцо. В старинное время, когда какое-нибудь племя останавливалось на каком-нибудь месте наподобие кольца, а старейший из них был подобен точке в середине круга, это называлось курень».
Итак, в старину курень являлся формой кочевой родовой общины. Но в XII и даже еще в XI веке старинный способ перекочевок стал заменяться другим — аильным способом кочевок. Аилом называлась большая семья. Аил, особенно богатый, мог обрастать, и действительно обрастал, чужеродцами, припущенниками, не имевшими возможности в силу каких-либо причин, обычно бедности, кочевать самостоятельно. К XIII веку аильный способ кочевания успел вытеснить куренный. Курень сохранялся лишь в построении войска при сближении с неприятелем.

Татаро-монгольские государства на территории Казахстана (XIII-XIV вв.)
Татаро-монгольские государства на территории Казахстана (XIII-XIV вв.)

Переход к аильному способу кочевания сыграл огромную роль в общественной жизни монголов. Он происходил на почве роста производительных сил кочевого общества, увеличения основного богатства монголов — скота, концентрации его в распоряжении отдельных семей и вытекавшего отсюда имущественного неравенства между семьями.
Монголы, как и другие кочевые народности, не знали частной земельной собственности. Земля формально не могла быть закреплена в частную собственность отдельных семей потому, что кочевое скотоводство требовало постоянной перемены пастбищ. Пока кочевали куренями, имущественное неравенство приводило лишь к тому, что родовые кочевья преимущественно использовались теми, у кого было больше скота. Когда же стали кочевать аилами, то родовая земля оказывалась в монопольном распоряжении богатых аилов, которые, пользуясь своим влиянием и богатством, захватывали право распоряжения родовыми кочевьями.
Так складывалось различное отношение аилов к основному условию производства — к земле. Тем самым создавалась почва для складывания и развития классовых отношений в родовой монгольской общине. В XII веке монгольское общество уже выступало как классовое, феодализирующееся общество. Выделялась знать, представители которой носили общее название нойонов. Вокруг нойонов группировались преданные им дружины, состоявшие из нукеров, находившихся в личной, вассальной зависимости от нойонов, обязанные им личной верностью.
Нойонам противостояла зависимая от них народная масса- карачу, которая должна была отправлять в распоряжение феодала мелкий скот для убоя, представлять на срок дойных животных, по преимуществу кобылиц, чтобы в ставке феодала могли пользоваться их молоком.
Между родами происходила ожесточенная борьба за лучшие пастбища, за захват добычи. Побежденный род становился в зависимое положение от рода победителя. На членов побежденного рода налагались неодинаковые повинности. Знатные семьи несли «благородные» службы, т. е., главным образом, военную службу; на другую часть (карачу) налагались хозяйственные повинности.
Знало монгольское общество и рабство, но оно не развилось в рабовладельческий способ производства, как это имело место в античном обществе или в странах древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия). Состояние рабства было временным. По прошествии определенного времени раб наделялся кибиткой, скотом и получал возможность завести семью. Как мелкий производитель, наделенный средствами производства, он становился по отношению к своему вчерашнему господину в положение феодально-зависимого человека.
Таким было монгольское общество к началу XIII века, когда во главе его стал величайший завоеватель средневековья Темучин. Темучин родился в 1155 году в семье богатого нойона Есугея-богатура. Он рано осиротел, его семью покинули вассалы отца, и в молодости Темучин пережил немало унижений и нужды. Но, возмужав, он сумел сплотить вокруг себя преданную ему дружину нукеров, возвратить утерянные стада и рядом удачных набегов снискать себе славу отважного и непобедимого богатура.
Впервые Темучин выдвинулся в конце XII века в борьбе монголов с буирнорскими татарами. Его слава возросла в войнах хана кераитов с племенем меркитов, в которых он выступал в качестве вассала кераитского хана. Но вассальные отношения длились недолго. В 1203 году Темучин разгромил кераитов, несколько позже, в 1206 году, та же участь постигла и второй союз — найманский. Часть найманов и кераитов подчинилась Темучину, другие бежали на запад. В том же 1206 году на курултае (съезде) монгольской знати Темучин был провозглашен всемонгольским повелителем и получил новое имя — Чингиз-хан.
Во главе созданной монархии стоял род Чингиз-хана. Нойоны подчиненных родов выступали как вассалы владельческого рода. Феодальная иерархия состояла из хана, царевичей дома Чингиз-хана, зависимых от них нойонов и их нукеров. В непосредственном распоряжении Чингиз-хана находилась преданная ему гвардия, его «очередная стража», насчитывавшая 10 000 человек и составленная из беззаветно преданных Чингиз-хану представителей монгольской знати.
Таким образом, по своей организации империя Чингиз-хана носила феодально-аристократический характер.

Завоевание Казахстана монголами

Вытесненные из Монголии, разрозненные группы найманов появились в восточных районах современного Казахстана в острый момент борьбы гурхана каракитаев с хорезмшахом Мухаммедом. В 1210 году произошло восстание восточных вассалов гурхана. В целях борьбы с восставшими, гурхан позволил Кучлуку, сыну последнего хана найманов, объединить рассеянные аулы своего народа, но ошибся в преданности найманского царевича. Кучлук поднял восстание против каракитаев и в союзе с карлуками захватил Узгент, где хранилась казна гурхана. Против Кучлука были направлены войска; Кучлук потерпел поражение, и захваченная им казна перешла в руки войск гурхана.
Менее удачны были действия каракитаев против хорезмшаха Мухаммеда и его союзника — самаркандского правителя Османа. Битва у города Тараза кончилась вничью. Оба войска отступили. Но у Баласагуна, куда отошли каракитаи, гурхан встретил неожиданное сопротивление: жители Баласагуна заперли перед ним ворота. Лишь после 16-дневной осады город был взят. По свидетельству одного восточного автора, в Баласагуне было перебито до 47 000 мусульман. Но это не укрепило власти гурхана. Когда он потребовал от своего войска возвращения отнятой при поражении Кучлука казны, в войске вспыхнуло восстание.
Создавшейся обстановкой тотчас воспользовался Кучлук. Он встал во главе восставших. Покинутый своими войсками гурхан должен был покориться Кучлуку. Ему был оказан внешний почет, но власть во владениях гурхана перешла к найманскому предводителю. Это произошло в 1211 году.
В том же году монгольский отряд под предводительством Хубилай-нойона вторгся в пределы владений Кучлука. Но начавшаяся война с Китаем отвлекла силы Чингиз-хана на восток. Однако северная часть Семиречья должна была покориться монголам.
Усиление Кучлука беспокоило хорезмшаха. Он опасался похода предприимчивого вождя найманов в Мавераннахр. Мухаммед, не рассчитывавший сохранить пограничные области, приказал их опустошить (районы Сайрама и Ташкента).
Всеми этими событиями не были задеты центральные и западные области современного Казахстана. Кочевавшие здесь кыпчаки жили своей собственной политической жизнью, подвергаясь время от времени нападениям войск хорезмшаха.
Впервые монголы в Центральном Казахстане появились в 1216 году, преследуя бежавших сюда меркитов. В районе реки Иргиз монголы столкнулись с войсками хорезмшаха. На другой день после битвы, не давшей победы ни одной стороне, монголы отступили. Новое вторжение войск Чингиз-хана на территорию Казахстана произошло через два года — в 1218 году.
Превосходство монголов в военной технике и организации, политическая раздробленность Казахстана и Средней Азии обеспечили успех завоевателям. Кроме того, на юге Казахстана действия монголов значительно облегчались недовольством мусульманского населения правлением Кучлука. В то время как Кучлук подвергал преследованиям мусульман, монголы выступили под лозунгами веротерпимости. Это обеспечило им поддержку местного мусульманского населения. В Восточном Туркестане и Семиречье монголы не встретили сопротивления. Баласагун сдался им без боя. Бежавший Кучлук был настигнут и убит. Покорив Семиречье, Чингиз-хан двинулся на запад, против хорезмшаха. Непосредственным поводом к походу явилась так называемая «Отрарская катастрофа». Наместник хорезмшаха в Отраре задержал монгольский караван в 500 верблюдов и убил 450 человек, сопровождавших караван. Чингиз-хан через послов потребовал удовлетворения, но его послы были оскорблены и часть из них убита. Война стала неизбежной. В течение трех лет, с 1219 по 1221 год, государство хорезмшаха было разгромлено. Средняя Азия, в том числе и области, расположенные по Сыр-Дарье, вошли в состав империи Чингиз-хана.
Быстрый разгром империи хорезмшаха был облегчен внутренней неустойчивостью государства Мухаммеда: он настолько не доверял своей знати, что боялся объединить своих вассалов в одну крупную армию и прибег к явно негодной тактике обороны отдельных крепостей, что предполагало раздробление сил ханства на отдельные отряды. Вслед за падением Хорезма были завоеваны и земли кыпчаков.
Уже после смерти Чингиз-хана, последовавшей в 1227 году, на курултае монгольской знати в 1235 году был решен поход в Восточную Европу. Во главе монгольского войска встал внук Чингиз-хана Бату (Батый — в русских летописях).
В 1237 и 1238 годах монголы вторглись в пределы русских княжеств. Раздробленные на мелкие, враждующие друг с другом уделы, русские княжества не могли устоять против хорошо организованного монгольского войска. Северо-восточные русские земли были разорены, а население их превращено в данников монгольской знати. В 1240 году были разгромлены южно-русские княжества.
Так было положено основание новому монгольскому государству, которое в восточных источниках называется улусом Джучи (Джучи — сын Чингиз-хана, отец Батыя), или Синей Ордой, в русских — Золотой Ордой. Столицей Золотой Орды стал город Сарай, местоположение которого находилось близ современного Сталинграда. В состав Золотой Орды вошли все земли современного Казахстана, за исключением южной части Семиречья, составившего часть удела другого сына Чингиз-хана — Чагатая. Русские княжества не вошли в состав Золотой Орды, но они превратились в вассальные владения золотоордынского хана.

Хозяйство и общественные отношения племен Казахстана во время монгольского ига Религиозные верования гиляков