Сельская жизнь в Грузии

Жилища грузинских помещиков

Городов в Грузии немного, и потому деревня и до настоящего времени сохранила преобладающее значение. Деревни по большей части имеют многочисленное население, состоящее не только из крестьян, но из помещиков-дворян и мелких торговцев, так что все три сословия одинаково представлены в деревне. Так как дворянские семейства не имеют больших имений, то они живут рассеянно по всей стране, по большей части в своих старинных усадьбах. Большая часть дворянских семей обитает в той или другой местности целыми родами, и поэтому часто случается, что все помещики в деревне носят одну и ту же фамилию и часто находятся в родстве друг с другом.
Даже состоятельные помещики редко имеют большие обособленные поместья. По большей части старинная усадьба состоит только из дома помещика, отдельной кухни, кладовой и погреба, тогда как хлев и конюшня находятся где-нибудь в другом месте, а овины совсем отсутствуют. Ради безопасности в прежние времена всякий стремился селиться поближе к своим соседям, и только с недавней поры некоторые стали покидать тесную деревню и строить усадьбы вне ее пределов.
Дома помещиков по большей части двухэтажные с большими комнатами; особенно поместительны гостиная и столовая. Вдоль обеих продольных стен, а иногда и вокруг всего дома тянется крытая галерея, или веранда, перила и столбы которой украшены резьбой в грузинском стиле. Почти всегда дома очень просты, но выглядят довольно уютно, благодаря своим ослепительно белым стенам и таким же галереям с поддерживающими их колоннами. Веранды обыкновенно бывают открыты и только на сырых низменностях вдоль Черного моря в них вставляют стекла для защиты от ветра и дождя. В домашней жизни грузин эти веранды имеют большое значение: здесь обитатели дома летом проводят большую часть времени, в особенности в утренние и вечерние часы, когда на балконе царит приятная прохлада. Так как дома помещиков расположены, где возможно, на возвышенном месте, то с балкона открывается широкий кругозор на живописные окрестности, и грузин охотно проводит здесь целые часы, погруженные в созерцание или в ленивую мечтательность. Веранды помещичьих домов редко бывают обвиты вьющимися растениями: грузин не терпит никакой зелени на стенах своего дома.
В выборе места для своих жилищ грузины обнаруживают немало вкуса, и в Грузии часто встречаются усадьбы, расположенные очень живописно.
Подобно наружному виду и внутреннее убранство помещичьего дома отличается простотой. Устройство комнат в настоящее время носит почти всюду европейский характер, и только многочисленные ковры как на полу, так и на стенах напоминают посетителю, что он находится на востоке. Неотъемлемую принадлежность обстановки грузинской комнаты составляет тахта — широкий диван без спинки, состоящий из деревянной рамы, покрытой матрацом и коврами. По обеим сторонам тахты лежат длинные цилиндрические подушки — «мутаки», на которые опираются локтем, чтобы удобнее сесть. К стене прислонены большие четырехугольные подушки, наружная сторона которых украшена пестрыми шнурами и вышивками. Изготовление этих вышивок составляет для многих женщин важный промысел и требует не только большого искусства, но и знакомства с характером арабесок, при всем их разнообразии следующих известным правилам.
Тахта прежде всего диван, но для многих богатых людей она заменяет постель. В прежнее время, когда меблировка в грузинских домах была еще очень скудная, все убранство даже гостиной состояло из нескольких очень длинных тахт, расставленных вдоль стен, что, впрочем, изредка наблюдается еще и теперь. Гости сидели на них по восточному обычаю, поджав под себя ноги.

Грузинское гостеприимство; еда, застолья

Грузин человек общества; он, если только позволяют ему средства, любит проводить время весело и оживленно, любит припимать гостей, иногда даже затрачивая на это все свое состояние; он ценит очень высоко приятное общество. Лет пятьдесят, шестьдесят тому назад, когда помещики в общем были еще довольно зажиточны, даже несостоятельные из них могли, благодаря широко развитому гостеприимству, вести беззаботную жизнь. Гостиниц тогда не было во всей стране; любой дом был открыт для каждого, даже для незнакомого. Посетитель был всегда желанным гостем и за то развлечение, которое он доставлял хозяевам, его не только принимали и угощали, но и увеселяли музыкой, пением и танцами.
Многочисленные обедневшие дворяне проводили свою жизнь, посещая по очереди родственников и друзей или даже подолгу гостили в одном месте. Каждый состоятельный помещик, стремившийся сохранить свою популярность, считал долгом при всяком торжественном случае угощать у себя всех бедняков округи и обижался, если последние отсутствовали. Они приходили незваными к каждому семейному празднику, на каждое пиршество, ели за одним и тем же столом и еще получали подарки для своих жен и детей.
Это неограниченное гостеприимство породило значительную склонность к праздности, выработало особый тип приживальщика, но при тогдашних условиях это мало отражалось на общем благосостоянии, основанном в значительной степени на крепостном труде; с отменой крепостного права дело значительно изменилось.
При нынешних условиях гостеприимство у грузин уже не отличается такой широтой, но тем не менее оно сохранилось. Угощение во время празднеств, как и обычный обеденный стол грузина, довольно просто и отличается больше количеством блюд, чем их разнообразием и приготовлением. Обед даже в торжественных случаях состоит редко более чем из четырех-пяти блюд, обыкновенно из супа, рыбы, жаркого и плодов. Мучные блюда и зелень были в старину, по-видимому, незнакомы грузинам и введены только русскими. Среди наиболее любимых кушаний можно указать на «чичеруму», кисловатый суп из баранины с шафраном, «босбаши», который также приготовляется из баранины с луком, рисом и перцем, и на суп из лососей. Лососи и форели водятся в таком большом количестве во многих реках края, что их подают к столу даже у несостоятельных людей.
Как и всюду на Кавказе, в Грузии употребляют в большом количестве баранину, которая, будучи поджарена на вертеле, составляет любимое национальное блюдо — шашлык. К числу наиболее распространенных национальных блюд относится пилав, приготовляемый различным образом из риса с куриным мясом, или бараниной и сушеными плодами. Пищу подают к столу в большом количестве.
Вообще говоря, грузина нельзя назвать любителем поесть, но он имеет большую склонность к общественным пиршествам и охотно пользуется всяким удобным случаем для этого. Если у помещика соберется несколько гостей к обеду, то хозяин из всех сил старается придать этому случаю торжественный характер и веселостью и богатым угощением прогнать из дому обыденное настроение. Во время такого обеда главную роль играет, конечно, вино, и надо быть привычным человеком, чтобы остаться на ногах. Питье и пение — главная утеха собравшихся, и чтобы и то и другое шло по порядку, перед обедом избирается «толумбаши» или «тамада», на обязанности которого лежит провозглашение тостов. Если общество состоит из остроумных людей, то обязанность толумбаши далеко не из легких, так как в этом случае ему приходится каждому из гостей экспромтом держать речь, которая должна отличаться остроумием и юмором. Признанным толумбаши может быть только такой человек, которого не приведешь в смущение никакой остротой, он должен быть силен на голову и крепок на ноги, должен быть хорошим певцом и вообще веселым собеседником. Только если он обладает всеми этими качествами, он может рассчитывать на всеобщее признание, но тогда он уже приглашается как незаменимый почетный гость на каждое торжественное празднество.
Первый тост провозглашается всегда за здоровье старейшего или наиболее видного гостя (все равно из мужчин или из женщин), тогда как за здоровье хозяев пьют в конце пира. После каждого тоста все присутствующие поют «Мравал джамиер» (Долго жить!). После этого певцы повторяют другими словами то же пожелание и в заключение благодарят от лица гостя словами «Вашдлобели вор» (Благодарю!). Напев застольных песен различен, но все они отличаются мелодичным темпом и звучат заунывно, как вообще все грузинские народные песни. По большей части поют хором. Всегда пение занимает значительную часть пира; если он продолжается несколько часов, то за краткими застольными песнями следуют песни другого характера, которые поются или хором под аккомпанемент «тари» (род гитары) или отдельными певцами. Многие из этих песен относятся к современной литературе, другие заимствованы из богатой народной поэзии и по большей части воспевают любовь или тоску по милой.
После обеда звуки тари и песни не умолкают, звенят бокалы или серебряные чаши, гости смеются и шутят, молодые люди переглядываются с красивыми девушками, и никто не думает положить конец этому веселью. Часто подают еще бокал из турьего рога, и наиболее сильные в вине осушают его до дна за какую-нибудь из присутствующих красавиц. Веселье с каждым часом растет и продолжается иногда до поздней ночи. Звучат бокалы, произносятся, тосты, и звонко разносится пение сотен голосов, нарушая тишину соседних деревень. Грузин не любит тихой радости, он веселится шумно и без удержу обнаруживает свою жизнерадостность.

Грузинские свадьбы и другие праздники

Большие пиршества происходят теперь только во время свадеб, именин и крестин у зажиточных людей.
Свадьба для грузина всегда праздник, справляемый шумно и с большим великолепием. Только в Тифлисе теперь свадьбы иногда оправляются просто, но в деревне они сохранили прежний характер. Издержки при этом часто превосходят средства устроителя праздника и в значительной степени обусловливаются не гостеприимством, а легкомысленным желанием пустить пыль в глаза, весьма свойственным дворянству Грузии.
Свадьба происходит обыкновенно через несколько месяцев, а иногда спустя год или два после обручения. В утро торжественного дня жених в сопровождении многочисленной свиты отправляется в дом невесты, где уже собрались гости. Свита жениха состоит из родственников и друзей и нередко бывает больше ста человек, в особенности если жених богат и происходит из знатной семьи. Если позволяют средства, спутники жениха являются в древней национальной грузинской одежде: в длинных, до колен, бархатных казакинах, опушенных мехом, белых узких шароварах, с низкими барашковыми шапками на голове и всегда вооруженные саблей и кинжалом в серебряных или позолоченных ножнах. Остальные одеты в длинные черкески, но непременно имеют при себе оружие. Под верхней одеждой у каждого узкая, застегивающаяся на крючки, куртка, по большей части из шелка или из другой тонкой материи белого цвета.
По древнему грузинскому обычаю все спутники жениха должны ехать верхами, но современная городская жизнь отучила уже некоторых помещиков от такого способа передвижения; в Грузии теперь существуют люди, которые никогда не садились на лошадь, а потому естественно предпочитают ехать в экипаже. Такие горожане в черных сюртуках или фраках нарушают, конечно, пеструю и живописную картинѵ свадебного шествия, с пением и музыкой проходящего через деревни.
Впереди кортежа скачет посол, чтобы известить собравшихся в доме невесты о прибытии жениха; затем делаются все приготовления к венчанию. Невесту одевает какая-нибудь родственница из ее семьи, часто ее бывшая кормилица, которая остается на всю жизнь ее подругой и пользуется в доме большим влиянием. Впереди свадебного шествия едет почетный гость, который во время венчания держит венец над головой жениха и невесты. По окончании церемонии поздравляют еще в церкви молодых, а затем все возвращаются домой с радостными песнями и выстрелами, причем молодые на пороге церкви проходят под двумя скрещенными над ними саблями.
В доме происходит сначала передача приданого, которое по большей части состоит из различного рода нарядной одежды; затем следует вторичное поздравление, и начинается свадебный пир, приготовления к которому тянулись несколько дней. В летнюю пору пир происходит в саду или на дворе в нарочно устроенных с этой целью беседках из зеленых ветвей. Нередко в нем принимают участие две-три сотни персон, так как, кроме родственников и друзей новобрачных, приглашают также соседей, да и неприглашенных принимают радушно. Заколото несколько дюжин баранов, две-три коровы, несколько сотен различной птицы, из сада принесено несколько корзин с плодами, а из погреба много бочек вина, которое льется рекой. Десяток слуг неслышно убирают пустые бутылки и приносят полные.
Более пожилые гости еще продолжают сидеть, пьют и поют, а молодежь уже принялась за танцы, причем обыкновенно танцуют сначала национальный «лекури». Два зурнача и барабанщик внезапно начинают заунывную, страстную мелодию, которая даже усталых и ленивых поднимает на ноги. Лекури обыкновенно танцует одна пара, мужчина и женщина, причем танцоры не подают друг другу руки, а каждый из них выделывает различные па самостоятельно. Главное искусство состоит в быстром движении ног, тогда как верхняя часть тела — туловище должно оставаться в спокойном и грациозном положении. Танцор приближается к своей даме, и, когда находится против нее, она легким движением. ускользает от него, а он преследует ее, пока опять не настигнет. Танец по мере своего развития делается все быстрее и быстрее и сопровождается сочувственными возгласами зрителей, хлопаньем в ладоши, а также страстными звуками зурны и бубна. Уже давно в Грузии распространились все европейские танцы, и не только в городах, но и в деревне, где их танцуют под рояль. Свадебный бал замирает только под утро, но этим далеко не заканчивается торжество, продолжающееся еще два-три дня, а затем снова возобновляется уже в доме молодого.
Приданое состоятельной грузинки в настоящее время далеко не так роскошно, как в прежние времена, когда еще большая часть помещиков обладала значительными средствами и из года в год накопляла его. Невеста получала не только значительный запас платьев, белья, различных украшений, но также ковры, подушки, меблировку целых комнат, запас материй, хватавший на много лет. Перечисление всех предметов, включенных в приданое, заблаговременно составляется с большой тщательностью, причем не забывается даже мельчайшей вещицы. Эта запись, часто на нескольких страницах, служила как бы рекомендацией для невесты, в особенности в тех случаях, когда брак заключался через посредников.
Кроме свадеб, большое количество гостей собирается также на крестинах, причем, согласно существующему обычаю, каждый из гостей привозит какой-нибудь подарок. Обыкновенно крестины происходят спустя несколько месяцев, а иногда и целый год после рождения ребенка. В крестные отцы приглашают всегда людей с положением, а кормилицу для ребенка избирают из женщин честных и пользующихся известным уважением; на нее смотрят как на родственницу, и она по большей части остается навсегда в семье и часто обнаруживает большую привязанность к дому. Во многих домах кормилице поручают ведение хозяйства и надзор за прислугой.

Прислуга в домах помещиков

Последняя теперь менее многочисленна, чем прежде, но все же в доме помещика и теперь прислуги больше, чем членов семьи: количеством прислуги по древнему грузинскому обычаю измеряется важность хозяев. Первое место занимает повар, по большей части имеретин, который, кроме проворства в своем искусстве, обладает также недюжинными способностями копить деньгу и часто после более или менее продолжительной службы открывает собственный ресторан или гостиницу.
Лакей часто бывает другом всех членов семьи, в особенности если он долго служил верой и правдой и, так оказать, сросся с интересами дома. Кроме лакея и повара, в богатом доме находятся по большей части еще несколько мальчиков, от пятнадцати до двадцати лет, несколько горничных, а иногда также особый управляющий винным погребом. Обыкновенную службу исполняет только мужская прислуга, тогда как женская исключительно обслуживает женскую половину семьи или смотрит за детьми.
Особенно своеобразный тип в грузинском поместье представляет управляющий «мурави». Обыкновенно это обедневший дворянин с скудным образованием и лишь практическими сведениями по сельскому хозяйству, которое он ведет с грехом пополам, по старинке, не думая об улучшениях. Соответственно этому он получает небольшое жалованье, но так как сам помещик обыкновенно по своему легкомыслию не следит за хозяйством, то управляющий успешно хозяйничает себе в карман и в конце концов скопляет порядочное состояние. Настоящий типичный мурави почти всегда человек упитанный и не дурак выпить, так как он заведует винным погребом и, естественно, привыкает к виноградному соку. Перед своим господином он раболепен, льстит его тщеславию и всячески старается вкрасться в его расположение, которым часто пользуется во зло.
Помещение, отводимое мурави, почти всегда очень скромное и соответствует его скромным потребностям. Две перемены платья, немного белья, кинжал, ружье и несколько книг составляют, если он не женат, все его движимое имущество.

Сельское хозяйство

Как уже было сказано, мелкие помещики живут обыкновенно тесно друг около друга, так что между их усадьбами не остается места для большого сада. Чаще всего перед домом находится небольшая, покрытая травой площадка, на которой возвышается несколько дубов и орешин, реже лип и плодовых деревьев, под тенью которых обедают и отдыхают. Клумбы с цветами встречаются редко, чаще всего разводят розы. Стройные кипарисы редко поднимаются среди зелени сада, при устройстве которого обращают мало внимания на декоративную сторону. В этом отношении грузины уступают другим восточным народам, в особенности персам и туркам. Если он сажает дерево, не приносящее плодов, то при этом думает только о прохладе, которое оно доставит ему летом, но не принимает в расчет красоту самого растения.
Виноградники лежат почти всегда за деревней или по крайней мере по окраинам ее и очень многочисленны в Кахетии. Снаружи они обносятся частоколом, а чаще забором из хвороста, около которого растут тутовые деревья, тополя и ветлы. Кусты винограда рассаживаются не рядами, а в беспорядке. В Имеретии и Мингрелии виноград растет часто в обыкновенных садах между деревьями и оплетает их стволы и ветви до самой вершины. Культура винограда еще повсюду примитивна, богатые сады кажутся одичавшими, но, именно благодаря этому, они отличаются большою прелестью. Там, где бывают сухие лета, приходится обращать особое внимание на искусственное орошение не столько из-за виноградников, сколько ради плодовых деревьев и посевов; а так как в восточной Грузии воды мало, то распределение ее вызывает часто ссоры.
Грузинское виноделие стоит в общем на низкой степени развития, и вино приготовляется примитивным способом. Сбор начинается в середине сентября и заканчивается в последних числах октября. Крестьяне собирают виноград всегда раньше, чем крупные помещики, так как обращают более внимания на количество, чем на качество вина. Виноград выдавливается ногами, и выжимки остаются лежать в соку во время брожения, отчего большая часть вин, в особенности красные, получают терпкий вяжущий вкус. По окончании брожения вино сливается в деревянные бочки или глиняные кувшины и идет в дело уже через четыре, шесть недель. Грузины любят молодое вино, и их запасы редко хватают более, чем до следующего года. Для сохранения вина еще и теперь предпочитают глиняные кувшины, в которых вино будто бы сохраняется дольше и лучше. Они достигают часто громадных размеров и вмещают в себя тысячи бутылок. Их зарывают до самого горла в землю, так что вино мало подвергается изменениям температуры.
Разведением плодов занимаются, как и виноделием, повсеместно, но не везде с одинаковым успехом. Наряду с обыкновенными сортами плодовых деревьев, как яблоня, груша, слива, вишня, растут повсюду персики, абрикосы, фиги, грецкие орехи, благородный каштан, миндаль, тутовое дерево. Благодаря теплому лету плоды получаются сладкие и нежные, но обыкновенно простых сортов, так как еще недавно не обращалось никакого внимания на облагораживание их. Исключение представляют только персики, которые превосходны. Во многих деревнях насаждения персиковых деревьев занимают значительные пространства и во время цветения представляют прелестную картину. Весьма распространены в Грузии консервированные фрукты (мураба), в особенности вишни и персики; их можно найти почти во всяком хозяйстве.
Во многих местностях виноделие и разведение плодов и овощей дает главный доход помещикам, которые вследствие недостатка в земле и в пастбищах не могут на широкую ногу заниматься земледелием и скотоводством. Только там, где виноград растет плохо, преобладающее значение получило хлебопашество. Грузин больше всего сеет пшеницы, ячменя и кукурузы и только в более высоких местностях — овес и рожь. Пшеница составляет основу хлебопашества, так как она дает грузину его хлеб. Ржаной хлеб употребляется очень мало, а из маисовой или гороховой муки хлеб выпекают только по низменному побережью Черного моря и в Имеретии, ячмень же идет почти исключительно на корм лошадям.

Молотьба ячменя молотильной доской на гумне. Грузия, 1929 г.

Вследствие сухости климата и тяжелой обработки земли хлебопашество сопряжено с большими затруднениями, которые не всегда вознаграждаются хорошим урожаем. Почва по большей части глинистая, а во многих местах известковая или каменистая, и даже при обильном орошении пашется настолько трудно, что в плуг приходится впрягать по меньшей мере четыре пары буйволов или быков. Так как и помещики и крестьяне употребляют при распашке старинный, громоздкий грузинский плуг, то в него приходится впрягать даже до восьми пар быков. Пахота при таких условиях — тяжелая работа, которую мелкие помещики могут выполнить только соединенными силами. Кроме работников, ведущих плуг, при распашке необходимо иметь еще несколько погонщиков (обыкновенно мальчиков), которые криками и ударами понуждают животных идти ровным шагом. Дальнейшая обработка поля при помощи бороны не производится, да и вообще грузинская борона не имеет своей целью разрыхление почвы, а предназначена лишь для того, чтобы прикрыть семена возможно толстым слоем земли. Она состоит из шеста, к которому прикреплено несколько длинных, толстых ветвей, и напоминает собой метлу. Такого рода боронение обусловливается, по словам грузинских помещиков, тем обстоятельством, что осенью большей частью стоит сухая погода и часто дуют сильные ветры, так что необходимо позаботиться, чтобы ветер не выдувал семена. В самом деле, даже немецкие колонисты и русские переселенцы усвоили от грузин некоторые особенности обработки земли, соответствующие местным климатическим условиям. Недостаток влаги сильно вредит местному хлебопашеству, но, с другой стороны, редкость дождя облегчает некоторые земледельческие работы, как, например, покос, жатву и молотьбу.
Последняя производится очень оригинальным способом. Ток, большая круглая площадка, находится под открытым небом где-нибудь поблизости от стогов хлеба. Поутру развязанные стога раскладываются на току и затем целый день по ним ездят на молотилке, покамест вся солома не разотрется на мелкие части. Молотилка состоит из тяжелой доски, утыканной снизу острыми камнями, предназначенными для размельчения соломы. Молотилку тащит по большей части вол или буйвол, а погонщик для большей тяжести стоит на доске. Такая молотьба — очень скучная работа; молотилка должна несколько сотен раз проехать по току, прежде чем солома превратится в мелкий мягкий «саман»; но, несмотря на это, такую молотьбу считают здесь единственно целесообразной, так как кавказский скот ест только мягкую солому.
Для работ грузин пользуется исключительно буйволами и быками, тогда как лошадь ходит только под верхом или в упряжке. Предпочтение он отдает буйволам, которые являются прекрасным рабочим скотом и незаменимы в горах для перевозки тяжестей, так как они легко идут даже по крутым дорогам с тяжелой ношей. Кавказский буйвол — добродушное терпеливое животное, и грузин относится к нему с большой заботливостью и больше его жалеет, чем быков. Универсальным экипажем служит «уреми» (по-татарски арба) — это первобытная двухколесная повозка с неподвижным дышлом, к переднему концу которого прикреплено двойное ярмо, которое толкают грудью и затылком буйволы или быки. Повозка не особенно тяжела и более пригодна на крутых дорогах, чем четырехколесный экипаж. На «уреми» грузинский крестьянин свозит домой хлеб, доставляет дрова, вино и хлеб в город на базар и даже возит жену и детей в гости. В последнем случае дно экипажа устилают ковром и подушками, а для защиты от дождя и солнца покрывают его верхом из натянутой на обручи материи. Передвижение совершается невероятно медленно, но едущие уже привыкли к этому и коротают время болтовней и пением. Лошадь, как уже упомянуто, редко употребляют для тяжелых работ, а в прежнее время ею пользовались исключительно для верховой езды. Так как в старину в Грузии не было известно никаких экипажей, кроме уреми, а верблюды были редки, то даже дальние поездки совершались и мужчинами и женщинами верхом. Грузин — ловкий и смелый всадник. Он бесстрашно едет через бурный поток или по тесной тропинке над пропастью, не боясь головокружения. Уже маленьким мальчиком он охотно гарцует на коне, так что с возрастом из него выходит настоящий, неутомимый и неустрашимый ездок, каким были и его предки в неисчислимых поколениях. Он не считает для себя затруднительным проехать целый день верхом и даже предпочитает этот способ передвижения всякому другому. С кинжалом за поясом, в черной бурке, сидит он свободно и легко на седле, наслаждаясь окружающей природой или напевая песню. Впереди седла висят мешки с провизией: вином, сыром, хлебом, свежими огурцами и мясом, из которого он в лесу или в поле зажарит себе на деревянном вертеле жаркое. Даже люди, привыкшие, благодаря своим средствам и воспитанию, к известного рода удобствам, предпринимают охотно продолжительные поездки верхом, чтобы один-два дня прожить такою жизнью, какую из года в год вели их предки. Скотоводством грузинские помещики занимаются вообще мало за недостатком хороших пастбищ, которые находятся только в горах, обыкновенно далеко от усадьбы. Поэтому надзор за скотом затруднителен и оказывается более выгодным отдавать пастбища в аренду. За исключением двух или трех месяцев, скот круглый год и при всякой погоде пасется на подножном корму, по большей части на выгонах или в лесу. Кормовых трав здесь не сеют, хотя в Мингрелии и в нижней Имеретии они могли бы расти превосходно. Зимой корм состоит исключительно из кукурузной соломы, самана и сена. При таких условиях молочное хозяйство малодоходно и им занимаются только в горах, да русские и немецкие колонисты поблизости от Тифлиса.
Овец и свиней разводит почти каждый помещик. Впрочем, в широком размере овцеводство ведется только в горах, где оно, благодаря тучным пастбищам, составляет для крестьян единственную доходную статью. На горные пастбища пригоняют на все лето также овечьи отары из низменных мест, причем за надзор за стадами пастухи не получают платы деньгами, а берут в свою пользу часть приготовленного сыра и несколько ягнят из приплода.
Грузинский овечий сыр вкусен и легко переваривается, почему его в большом количестве употребляют как богатые, так и бедные. К числу домашних животных принадлежат еще ослы и мулы, которые весьма многочисленны и употребляются для перевозки тяжестей. Много разводят также коз. Почти каждый помещик и крестьянин держит кур, гусей, уток и индюшек, хотя ухода за ними никакого не бывает.


Автор: А. Лейст

Общие сведения о вышивке типа сузани (сюзане) Христианская религия и церковь, их роль в развитии культуры и искусства Средних веков