Древнейшее человеческое общество в Казахстане

Следы первобытного человека в Казахстане

Несколько сот тысяч лет тому назад природные условия Казахстана напоминали современную тропическую Африку. Климат был жарким. Землю покрывала богатая южная растительность — лавры, смоковницы и т. д. Здесь обитали животные теплого климата.
Однако постепенно наступило похолодание. Горные массивы Алтая, Тянь-Шаня, Кара Tay, Ала-Тау и их отроги покрылись ледниками. Почти вся западная часть Казахстана представляла собой водный бассейн, остатками которого являются современные Аральское и Каспийское моря, в связи с этими изменениями стал иным растительный и животный мир. Исчезла южная флора, вместо тропических животных появился северный олень и мамонт.
Проходили века. Медленно начал отступать на север ледник. Усыхало море, теплел климат. В это время, вероятно, и появился на территории Казахстана первый человек. Он не был похож на современного человека. Мощные челюсти, убегающий назад лоб, длинные, мощные руки — таков был облик существа, только что оторвавшегося от животного мира, только что сделавшегося благодаря труду человеком.
В суровых природных условиях протекала жизнь древнейших людей. Их орудиями были тогда камни и палки. Трудность добычи пищи и необходимость защищаться от зверей способствовали объединению людей в небольшие коллективы. Такие группы — первобытные орды — бродили с места на место в поисках пищи. Для жилья они использовали естественные укрытия — пещеры, расселины скал. Иногда сооружали временные жилища — шалаши или навесы.
Величайшим открытием явилось умение использовать огонь. Это было огромным прогрессом в жизни человека.
Орудиями человека были грубо обработанные камни. Этот период истории человечества ученые назвали древнекаменным веком — палеолитом. Начало этой эпохи относят ко времени более 100 тысяч лет тому назад, конец — за 15 тысяч лет до нашей эры.
Следы жизни людей этого далекого времени в Казахстане еще пока почти неизвестны, но отдельные палеолитические орудия, найденные в верховьях Иртыша, указывают на то, что уже тогда небольшие коллективы людей населяли богатые дичью предгорья Алтая и, вероятно, многие другие места нынешнего Казахстана.
Орудия эти крайне грубы и примитивны. Сперва просто оббивали кремневый желвак, делая на нем заостренный конец и полукруглую пятку для держания в руке, затем научились откалывать пластины и заострять их края. В зависимости от формы пластины и ее дальнейшей обработки получались ножи, скребки, проколки и другие орудия, необходимые для охоты на зверя, обработки его мяса и шкуры, а также для добывания съедобных корней и плодов. Широко применялись также орудия из дерева и кости, их, вероятно, было даже больше, но они не сохранились до нашего времени.
При помощи таких орудий люди коллективно охотились на зверей, устраивая иногда засады, загоняя зверей на обрывы и т. д. В этих охотах принимали участие все члены орды. Однако уже тогда началось первое — половозрастное разделение труда. Взрослые мужчины занимались главным образом охотой, женщины — варкой пищи, собиранием плодов и кореньев.
В процессе трудовой деятельности рождались первобытные формы искусства, речь, примитивные религиозные верования. На стенах пещер, иногда на костях или бивнях мамонта древний человек изображал сцены охоты, отдельных животных, редко людей и т. д. Искусство у первобытных людей имело магический характер. Обладание изображением предмета, по первобытным верованиям, давало человеку власть над самим предметом. Изображение охоты якобы могло помочь реальной охоте. В совместной деятельности люди общались сначала лишь жестами и отдельными выкриками. Членораздельная речь, находясь в тесной связи с растущими потребностями производства, начала складываться в конце палеолитической эпохи.
В позднем палеолите возникла и новая форма общественной организации — родовой строй.

Неолит. Материнский род

Прошли еще века. Климат сделался теплее. Ледники растаяли. На территории Казахстана появилось большое количество озер и рек, образованных тающими ледниками. Огромные просторы, ранее засыпанные снегом и покрытые льдом, превратились в степи. Изменились соответственно флора и фауна. Появились животные и растения, близкие к современным, изменился и тип человека, принявшего облик современного человека.
Новые природные условия облегчили развитие человеческого общества. Люди продолжали еще делать свои орудия из камня, но уже тщательно отделывали и шлифовали их. Эта эпоха, в отличие от предыдущей, названа новокаменным веком — неолитом и относится ко времени 6-15 тысяч лет тому назад.
Остатки неолитических стоянок разбросаны по всей территории Казахстана. Особенно много их в полосе озер между Кустанаем и Тургаем и по берегам рек (Эмба, Ишим, Иртыш, Сары-Су и др.). Встречаются они на берегах Аральского моря, в пустыне Бетпак-Дала, в Центральном Казахстане и т. д. Находясь в различных географических условиях, неолитические племена Казахстана развивали у себя тот или иной вид хозяйства — рыболовство на берегах рек и озер, охоту в предгорьях и степи, что способствовало зарождавшемуся межплеменному обмену.
Орудия неолита степных областей имеют характерную особенность — это орудия очень небольших размеров. Ученые их назвали микролитами (греческие слова: микрос — маленький и литос — камень). Микролиты вставлялись в деревянные и костяные рукоятки и использовались как режущие и колющие орудия. Подобные микролитические орудия существовали очень долго, вплоть до появления железа. Было изобретено новое для того времени оружие, которое значительно «удлинило руки» людей — именно лук и стрелы. Находимые повсеместно в Казахстане каменные наконечники стрел небольших размеров указывают на то, что лук был коротким и легким. Эта особенность объясняется тем, что основным объектом охоты стали не крупные, сильные звери ледниковой эпохи, а мелкая степная дичь. По берегам озер и рек люди стали жить оседло.
В этот период человек осваивает ряд новых производств, из которых важнейшими были скотоводство и земледелие. От простого собирательства диких кореньев и злаков человек переходит к посеву их, грубо разрыхляя землю заостренной палкой и позднее — каменной или деревянной мотыгой и бросая туда зерна. Древнейшими культурными растениями были ячмень и просо. Особенное значение для Казахстана имело приручение животных. В неолитическую эпоху приручаются овца, коза, свинья, крупный рогатый скот, позднее лошадь и еще позднее — верблюд.
В хозяйстве неолитических племен очень большую роль играл труд женщины. Охота уже не обеспечивала жизнь человека. Все большее значение приобретает домашнее производство (в первую очередь земледелие). Ведущее место в хозяйстве рода заняла женщина. Она научилась сохранять семена, сеять их и собирать урожай. Женщина научилась плести из волокон растений и шерсти грубые ткани. Она же занималась изготовлением глиняной посуды. Первоначально глиной обмазывался сосуд, сплетенный из прутьев, впоследствии стали обходиться без деревянной основы и лепить посуду прямо из глины. Такая древнейшая посуда обнаружена на побережье Аральского моря и южнее Кустаная.
Неолитические стоянки Казахстана оставлены нам первобытными людьми, естественной социальной и хозяйственной организацией которых был род — группа родственников, живущих совместно, работающих коллективно и коллективно владеющих продуктами своего труда.
Счет родства шел по материнской линии. Браки внутри рода были запрещены, дети оставались при матери, что еще более увеличивало роль женщины в обществе. Общество, построенное на таком порядке родства, называется материнским родом, а эпоха, когда люди жили материнскими родами, — матриархатом.

Эпоха бронзы. Отцовский род

Следующая ступень развития человеческого общества начинается тогда, когда люди научились изготовлять свои орудия из металла. Первыми металлами, которыми овладел человек, были медь и золото.
Пробуя различные породы камня для выделки орудий, человек наталкивался кое-где на самородную медь. При попытке обрабатывать ее, он убедился, что этот «камень» не откалывается, а плющится (куется), давая острые режущие края. Первые орудия из меди и были приготовлены способом холодной ковки. Вскоре было обнаружено, что из зеленых и синих камней (медная руда), брошенных в костер, выплавляется медь. Добавляя в руду различные минералы, для облегчения процесса плавки, человек заметил, что черная оловянная руда (касситерит), будучи добавлена к медной руде, придавала выплавленному металлу новые полезные свойства — легкоплавкость и твердость. Это была бронза.
Бронза долго была важнейшим материалом для изготовления орудий и оружия вплоть до появления железа. Но вследствие трудности ее изготовления и ограниченности месторождений олова, она никогда не могла вытеснить орудий из камня и кости. Казахстан в эпоху бронзы был крупнейшим металлургическим центром для всей Северной Азии и Восточной Европы.
На территории Казахстана встречаются остатки многих десятков древних горных разработок по добыче меди, олова и золота. Крупнейшие из них обследованы в Колбинском и Нарымском хребтах (верховья Иртыша), в Каркаралинских горах, на Степняке, в Джезказгане, Коунраде, в горах Улу-Тау, на Мугоджарах, в Кара-Тау, на Мангышлаке и во многих других местах.
Эти выработки представляют собой неправильной формы ямы, идущие по рудному телу, сделанные с помощью огня. Раскаленную породу поливали водой, отчего она трескалась и становилась доступной каменному кайлу, молоту и клину. Огонь в древнем горном деле играл ту же роль, что и динамит в современном. Такие выработки достигали 25-30 м глубины. Руда плавилась в ямах, обмазанных глиной, или в особых печах. Из полученного металла в каменных или глиняных формах отливались нужные орудия. Люди научились выплавлять бронзу разного качества, в зависимости от назначения того или иного орудия. Масштаб древнего производства, по сравнению с современным, был крайне незначительным. Удалось подсчитать, что на всем Западном Алтае, с его десятками месторождений меди и олова, которые разрабатывались в древности, в год добывалось несколько сотен килограммов готовой бронзы. Из полученного металла выделывались топоры, ножи, кинжалы, наконечники копий и стрел, украшения и многие другие предметы. Часть бронзы шла на обмен с соседними племенами.
Скотоводство начинает играть все большую роль в хозяйстве. Это уже было занятием мужчин, которые от охоты перешли к разведению скота. Как у других народов, так и у древних племен Казахстана женщина постепенно утрачивала свою руководящую роль. Материнский род разлагается. Мужчина становится руководителем хозяйственной и общественной жизни рода, занимает в нем господствующее, положение. Появляется первое неравенство между мужчиной и женщиной. Счет родства стал вестись по отцовской линии. Теперь женщина переходит в род мужа, а дети остаются в роде отца. На смену материнскому роду приходит отцовский род, наступает эпоха патриархата.
На этом этапе в Казахстане возникает первое общественное разделение труда, выразившееся в выделении пастушеских племен и в широком развитии межплеменного обмена.
Материальные остатки жизни этих племен, открываемые археологами, носят условное название Андроновской культуры (14-8 вв. до н. э.). Она простиралась от Урала до Енисея. Племена эпохи Андроновской культуры занимались пастушеским скотоводством и мотыжным земледелием, добывали медь, олово и золото, умели обрабатывать камень, кость и дерево и плести из шерстяных ниток ткани. Без гончарного круга они от руки выделывали изящную посуду, покрытую орнаментом в виде треугольников, ромбов и иных геометрических фигур.
Племена эпохи Андроновской культуры жили в полуземлянках больших размеров с очагом, сложенным из камней. Стены и крыша такой землянки делались из бревен и плетня, обмазанного глиной. Несколько таких землянок образовывали родовое поселение. Недалеко от поселения находился могильник и жертвенное место, где приносились жертвы силам природы и предкам рода. Такое поселение было раскопано недалеко от Кустаная. Одни из этих племен, видимо, особенно славились выделкой бронзовых орудий (Западный Алтай), другие — стадами (Центральный Казахстан), третьи — золотом (район современного Степняка), четвертые — посевами (Кустанай).
В эпоху Андроновской культуры земледелие начинает развиваться и на юге Казахстана, в предгорьях Заилийского Ала-Тау. Каменная мотыга и бронзовые серпы были найдены вблизи гор. Алма-Ата.
Памятники Андроновской культуры указывают также на тесную связь племен Казахстана с племенами Алтая, Енисея, Средней Азии и южнорусских степей.
Постепенное развитие овцеводства позволило части племен освоить просторы сухих степей и перейти к кочевому скотоводству. Изменение условий производства изменило и быт людей. Прежде всего, иного характера стали жилища. Это были уже не землянки, а переносные шатры-юрты. Все хозяйственные предметы приспосабливаются к условиям передвижения.
Именно в ту эпоху стал формироваться кочевой быт.
Большие изменения произошли в идеологии человека. Первоначальные примитивные верования — обожествление сил природы и неодушевленных предметов (поклонение камням и животным) — сменились более сложным культом небесных светил и культом предков. Вера в загробную жизнь развилась в почитание умерших сородичей. Поэтому стенки могильной ямы обкладывались каменными плитами, рядом с покойником ставили посуду с пищей и питьем, клали оружие, украшения. Могилу обносили кольцом из камней и сверху насыпали курган. Таковы типичные могилы Андроновской культуры, раскопки которых производились около Усть-Каменогорска, Петропавловска, Борового и в других, местах.
С развитием межплеменных связей из-за обладания скотом, пастбищами, рудниками, бронзой и золотом часто вспыхивали военные столкновения.
На поздних этапах Андроновской культуры развитие обмена и частые войны способствовали накоплению богатств в руках отдельных семей. Появляется семейная собственность — первая форма частной собственности. Появилось одновременно и имущественное неравенство. Первобытно-общинный строй, при котором не было ни классов, ни государства, вступил в стадию разложения.

Древнейшие племенные союзы на территории Казахстана Шелковые ткани (ассортимент XIX века)