Туркмены

Современное родовое деление туркмен и их размещение в Туркменистане

Из предыдущей главы уже известно, что часть туркменских племен современного Туркменистана носит те же названия, которые мы видим при рассмотрении таблицы символического размещения родоначальников по шатрам на пиру Гюн-Хана, сына Огуз Хана, что другие чисто огузовы племена туркмен ведут свое прямое происхождение от более позднего потомка того же Огуз-Хана, а именно от Салор-Огурджика и, что, наконец, остальные не являются настоящими огузами, а лишь приняты в их среду по тем или другие причинам.
Обращаясь к рассмотрению главных родовых групп и их делений, видим, что этих групп всего пять:

1-ая группа

Сюда относятся роды, ведущие свое происхождение непосредственно от Салора-Огурджика, потомка Салор-Казана или, иначе, Казан-Альпа, его отца Энкежа и т. д. до Салора, прямого внука Огуз-Хана: Салор, внук Огуз-Хана, занимал первое место в третьей слева (колено — «уч ок») палатке символического размещения родоначальников на пиру Гюн-Хана.
Происходящих от Салор-Огурджика родов пять:
1) Салоры (иначе и вернее — «салыры») получили свое наименование непосредственно от имени Салоры (Огурджика), а прямым своим родоначальником числят одного из его внуков.
Салоры делятся на 3 ветви: — Караман, Еловач и Кичи-Ага. Каждая из этих ветвей имеет еще 6-7 своих родовых подразделений, а каждое из этих подразделений, в свою очередь, делится еще на несколько (2-3-4-5-6 и, даже 10) групп. Таким образом, в салоровской схеме родового деления насчитывается около 110 названий.
Салоры живут, главным образом, в Мервском округе (Серахский и Тедженский районы), значительной группой (около 24 тысяч) в Ленинском округе (Динаусский, Дарган-Атинский и Старо-Чарджуйский районы) и в небольшом количестве (всего около 1500 человек) в Ходжамбасском и Керкинском районах, Керкинского округа. Салоры вообще живут оседло.
2) Сарыки ведут свое происхождение от Той Тумаза (тоже внука Салор-Огурджика) и делятся на 2 ветви: Алаша и Пулат-Шах.
Алаша подразделяются на Алныш, Алнах, Уста и Ходжи Назара. Пулат шах делится на Сапы, Байрач, Хоросанли, Герзеки, Архаки и др.
Каждое из этих родовых делений разветвляется еще на более мелкие части. В общем, — тоже получается несколько десятков родовых названий.
Сарыки занимают Иолотанский и Пендинский оазисы. Образ жизни capыков — полуоседлый. По прежним учетным материалам сарыки числились живущими и в Керкинском округе, но теперь там названия «сарык» не находим: очевидно, или откочевали к своей главной группе или совершенно слились с керкинскими эрсаринцами.
3) Теке (текинцы) происходят от Теке-Магомета (внук Салор Огурджика). Частично лишь являются кочевниками и полукочевниками (не более 20%), а всей остальной своей массой ведут оседлый образ жизни — в Мервском, Тедженском, Атекском и Ахалском оазисах. Делятся они на две главные ветви — Тахтамыш (с подразделением на Вакиль и Бек) и Отамыш (с подразделением на Бахши и Сычмаз).
В дальнейшем имеются еще более мелкие родовые деления и у Отамыш и у Тахтамыш, благодаря чему получается тоже большая родословная таблица.
4) Иомуды происходят от Иомуда, правнука Салор-Огурджика, и делятся на 3 ветви: Кара-Чека (или: Кутлы-Темир), Байрам-Чоли (или: Утлы-Темир) и Ушак, причем род Ушак теперь числится чуть ли не коленом рода Байрам Чоли.
а) Кара-Чека подразделяются на Чени-Атабай(цев), делящихся, в свою очередь, на 10 родовых групп, и на Шериф-Джафарбай(цев), делящихся на 3 родовые группы: Все эти группы имеют еще и свои подразделения в 2-х и даже, 3-х коленах.
б) Байрам-Чоли делятся на Орсукчи, Окуз(ов) и Салах(ов), которые тоже имеют дальнейшие подразделения в 2-х и 3-х коленах.
в) Ушак имеют 7 групп в первом колене, причем некоторые из этих групп делятся еще на 2-3 части.
Таким образом, вся родословная иомудов покрывает 4-5 колен родового деления, насчитывая около 140 названий.
Иомуды занимают видное место не только в Ташаузском и Полторацком округах и вообще в песках, но также и в Персии (бассейны Кара-су и Гюргена), причем, по образу жизни, делятся на 3 группы:
а) Скотоводы-кочевники. На всем пространстве от Устьюрта до бассейна Гюргена, при ширине этой полосы (от берега моря) от 100 до 300 верст: на зиму откочевывают с севера на юг, а летом кочуют с юга на север.
б) Полуоседлые землепашцы: живут в Ташаузском округе, отчасти около Джебеля, Гасан-Кули и Чикишляра и на Атреке (Полторацкого округа) и в Персии.
в) Оседлые — это приморские жители, занимающиеся специально рыболовством, морским извозом, добычей соли, нефти и озокерита. Живут они на всем туркменском побережье Каспия от Кара Бугаза до Шихской Косы, на полуострове Дарджа, на островах — Челекенском и Огурджинском, от Чикишляра до Гасан-Кули и далее (по персидскому побережью) до Кара-су.
Обращаясь к учету численности иомудов по родам и по районам их пребывания, видим, что:
В Ташаузском округе живут, главным образам, роды Ушак, Орсукчи, Окуз и Сахал, т. е. все те, которые относятся к основному делению Утлы-Темир (Байрам-Чоли): каждый из этих 4-х родов насчитывает от 10 до 11 тысяч человек, и все они имеются большими или меньшими по численности группами — и в Тахтинском, и в Порсунском, и в Куня-Ургенчском районах. Меньшую часть иомудов Ташаузского округа, кроме того, составляют около 7½ тысяч Емрили (Ильялынский район) и около 4-х тысяч разных других родов, относящихся главным образом к Шериф-Джафарбайцам основного деления Кутлы-Темир (Кара-Чека).
В Полторацком округе насчитывается 15 тысяч кочевых атабайцев (в Казанджикском районе) и почти 15 же тысяч джафарбайцев, из коих: 8500 кочевников (около Джебеля и Гасан-Кули), 2800 полуоседлых (около Джебеля и Чикишляра) и 3700 оседлых (Чикишляр, Гасан-Кули, полуостров и острова). Кроме того, 1500 иомудов почти осели в Старо-Чарджуйском районе Ленинского округа.
Что касается песков, то здесь население еще точно не учтено, но предположительно, что все оно (89270 человек) относится к иомудам.
Таким образом, иомудов на территории Туркменистана насчитывается около 176.000 человек.
5) Емрили, по одной версии, ведут свое происхождение тоже от одного из Салоровских внуков, но, как видим в действительности, теперь составляют из себя одно из трех вышеупомянутых подразделений Шерифо-Джафарбайцев Ташаузского округа. По другой версии, Емрили, по происхождению, более близки к ниже описываемым родам Гокланов и Чаудоров.

Туркмен, позирующий с верблюдом, загруженным мешками. Фотография С.М. Прокудина-Горского (1863-1944)
Туркмен, позирующий с верблюдом, загруженным мешками. Фотография С.М. Прокудина-Горского (1863-1944)

2-ая группа

К этой группе относится племена, происходящие непосредственно от Огуз-Хана (не по линии Салор-Огурджика) и непосредственно же зафиксированные в таблице символического размещения по шатрам на пиру Гюн-Хана, а именно:
1) Чоудар (или Джаудор: второй шатер левого крыла) делятся на Абдал, Машрык, Икдыр, Кара, Базачи и Бурунджук, каковые роды, в дальнейшем (во 2-ом и в 3-ем коленах) имеют всего еще около 50 родовых делений.
Главной своей массой эти роды (всего около 18 тысяч человек) живут в Порсунском районе Ташаузского округа, но по частям обитают и в разных других местностях, а именно: около 3½ тысяч человек (750 семейств) колен Игдыр и Абдал — в Астраханском уезде, 60 семейств колена Абдал, — на Магишлаке и около 6000 семейств из колен Машрык, Игдыр, Базачи и Бурунджук — в Ставропольской губернии.
Все перечисленные группы сполна сохранили свой колорит родового деления.
Однако, кроме этих отчетливо выделяющихся групп чаудоров, колена Игдыр, мы встречаем в качестве младшего родового подразделения среди иомудов Кара-Чека в Порсунском районе Ташаузского округа; наименование «чаудор» встречаем также в качестве младшего родового деления и среди гокланов вообще и среди Эрсаринцев Бурдалыкского района, Ленинского округа: как видим, эти группы уже в значительной мере утеряли основы своей родовой организации, примкнув к другим туркменским родам.
Наконец, кроме выше перечисленного, значительные кадры всех чаудорских родов живут и в Афганистане.
2) Гокланы состоят из 2-х главных родов — Кай и Дудерга, родоначальники каковых обоих родов занимали места в первом и четвертом шатрах правого крыла. Кай делятся на 3 главных группы, а Дудерга — на 2. Те и другие группы имеют ряд дальнейших подразделений в двух последующих коленах, так что, в общем, получается всего-навсего 78 родовых названий. В Ташаузском округе (Ильялынский район), гокланов живет около 3000, а в Полторацком — 6½ тысяч человек по рекам Чандыру и Сумбару и в окрестностях Кара-Кала. Кроме того, живут Гокланы и в Персии (Буджнурский район).
3) Хатаб и 4) Мукры — родственны Гокланам: Хатаб — 6000 чел. в Ташрабадском и Кизыл-Аякском районах, а Мукры около 5 тысяч в тех же районах и в Ходжа-Басском районе, Керкинского округа.
Существует предположение, что Мукры арабского происхождения, но сами они своего происхождения точно не знают. И у Мукры л у Хатаб есть только по 4 родовых деления. (Хатаб живут главным образом среди эрсаринцев: говорят, что когда-то были взяты эрсаринцами в плен),
5) Кара-Дашли: это сравнительно новое название старого племени «Язир» (третий справа шатер).
Кара-Дашли делится на 3 родовые группы: Генданиалы с тремя дальнейшими подразделениями, Джалалы — с четырьмя подразделениями и Геок-Чаклы — с шестью подразделениями. Их всего около 10.000, и живут они в Ильялынском районе Ташаузского округа, а в Полторацком округе встречаются лишь небольшие их группы (по несколько семейств), давно уже перекочевавшие из Ташауза же.
6) Каркын: старинный род (второе место в шестом шатре правого крыла). Их всего около 6½ тысяч, и живут они в Халачском районе Керкинского округа. Имеют лишь несколько родовых подразделений.
7) Эрсари — делятся на 4 главные группы: Улук, Гуняш, Кара-и-Бек-Ауль, Бек-Ауль. Улук и Гуняш составляют преобладающую часть населения Керкинского округа и живут во всех его, кроме Kаpлюкского, районах общим количеством более 70 тысяч человек. Что касается Кара-и-Бек-Ауль, то эти, в количестве 35 тыс. чел. размещены по всем, кроме Фарабского, районам Ленинского округа. Кроме того, незначительные группы эрсаринцев живут в Мервском (всего два аула) округе и (всего 140 чел.) среди других туркмен Красноводского района Полторацкого округа. (Есть также значительное количество эрсаринцев и в Афганистане).
8) Беят (второе место в первом шатре правого крыла). Обитают (отчасти) в Керкинском и (6.000 чел.) в Ленинском округах среди эрсаринцев, с которыми почти слились.
9) Агар: обитают там же и так же слились с эрсаринцами. Род Агар немногочислен и потерял свое прежнее значение. Имеет он родоначальником не кого-либо из внуков Огуз-Хана, а некого Иркиль-Ходжа, бывшего визирем у Огуз-Хана и (после) у его старшего сына.
10) Огурджали: живут на Каспийском побережье и на островах в количестве 2300 чел. и занимаются рыболовством. Их неправильно отождествляют с иомудами, в то время как они лишь представляют из себя объединение частей разных родственных иомудам родов.

3-я группа

Не являются огузами (туркменами), но вполне с ними слились и, так сказать, — «отуркменились» следующие племена:
1) Ата — в Красноводском районе, около Серахса и (небольшими вкраплениями) в разных местах по Теджену и Мургабу (а также, довольно значительной группой, — и в Кара-Калпакии).
2) Ших — в Красноводском районе и в Ташаузском (среди огузов) округе.
3) Ходжа, 4) Саид и 5) Махтум (2 ветви: Нир-Махтум и Каллы-Махтум) — частично сгруппированы в Атекском оазисе, а вообще — рассеяны небольшими вкраплениями по всему Туркменистану и вне его (вообще — всюду среди туркменских племен, хотя большей частью и живут своими отдельными аулами).
Все эти (55) племена чистокровного арабского происхождения: они являются пряными потомками арабов — насадителей здесь ислама. В качестве таковых, они пользуются среди туркмен известным уважением и почитаются за людей, так сказать, духовного звания, что, однако, является лишь условным понятием, так как со среднеазиатским мусульманским духовенством они и сходства и ничего общего не имеют.
Общая численность состава всех этих арабских племен, приблизительно, около 30 тысяч человек.
4-ая группа
Отдельную группу составляют следующие роды. Не огузовского происхождения, но тоже вполне сроднившиеся с туркменами и ныне входящие в состав туркмен:
1) Сунчи (немногочисленны, живут в окрестностях Арчмана и Бахардена): считаются непосредственно происходящими от арабов-воинов, т. е. под рубрику выше очерченных арабских племен «духовного» звания не подходят. Живут сунчи сравнительно обособленно.
2) Нухурли, — по-видимому, — выходцы из Хивы. — Значительно отличаются от кровных туркмен и наречием языка и жизненными обычаями: так, например, они не выделывают ковров и кошем, имеют своеобразную медную, а не глиняную, посуду для воды, носят эту посуду (кумганы) на плече и т. д. Живут нухурли в Полторацком округе (аулы Нухур — в районе Кала-Калы), причем их там насчитывается около 6300 человек.
3) Анаули (=500 чел. в Гинсбургском районе) и
4) Мурча (1200 чел. в Кизыл-Арватском районе) Полторацкого округа. И те и другие, по-видимому, потомки прежних здешних жителей — аборигенов страны, покоренных и принятых в свою среду туркменами.
5-ая группа
Эта группа состоит из племен сравнительно нового формирования и не огузского происхождения, а как результат разных объединений по разным причинам. Сюда относятся разные племена (Эски, Хызр, Хызр-Или и др.), происхождение коих очерчено в предыдущей главе и относится к XIV-му веку.
Из этих племен мы на территории Туркменистана ныне встречаем племена: Али-Или живут главным образом (6200 чел.) в Гинсбургском районе Полторацкого округа и отчасти в Ташаузском, Ленинском и Керкинском округах; часть рода Хызр (под именем Кутлар) — живет в Ташаузском округе, среди иомудов, и немного Хызр-Или — в Ленинском округе под именем Хидыр-Или.
Род Али-Или в Полторацком округе делится на несколько десятков родовых делений, а в других округах, равно как и роды Хызр, совершенно влился в туркменские роды и распылился среди них.
Что касается Эсков, то этих — 9000 в Саятском районе, Ленинского округа.
Группируя перечисленные роды по местностям их современного пребывания, мы получаем следующие итоги:
1. Ташаузский округ: Иомуды, Емрили (Имр-Или), Кара-Дашли, Чаудор, Али-Или, Ших, Ата и, частично, другие арабские племена (Ходжа, Сеид, Махтум), а также и Кутлар (Хызр).
2. Керкинский округ: Эрсари, Хатаб, Мукры, Каркын, а также часть Али-Или, Салоров, Агар, Беят и арабских племен (Ходжа, Саид, Махтум).
3. Ленинско-Туркменский округ: Эрсари, Салоры, Эски, а также незначительные группы Иомудов, Беат, Агар, Али-Или, Хидыр-Или, Чаудоров (как подразделение Эрсаринцев), Ходжа Саид и Махтум.
4. Мервский округ: Текинцы, Салоры, Сарыки, немного Эрсаринцев и вкрапления арабских племен — Ходжа, Саид и Махтум.
5. Полторацкий округ: Теьинаы, Иомуды, Гокланы, Чаудоры, Огурджали, Али-Или, Нухурцы, Мурчи, Сунчи и Анаули. Кроме того, вкрапления всех арабских родов есть всюду вообще по Ахалскому и Атекскому оазисам, причем больше их в оазисе Атекском. В прикаспийской полосе получается сравнительно большое сосредоточие двух арабских родов — Ата и Ших.
Как видим, современное наличие в Туркменистане главных родовых делений туркмен далеко не соответствует перечню их по первым временам объединения огузов (см. таблицу размещения родоначальников на символическом пиру Гюн-хана). Мы знаем, что часть старинных родов целиком ушла из пределов современного Туркменистана в разные времена исторической давности, но, все же, значительной части старых родовых названий теперь не встречается. Очевидно, соответствующие роды или распылились или присвоили себе, по тем или другим причинам, названия новые; как например, старое название рода «Язир» заменено названием «Кара-Дашли».
С другой стороны, получился целый ряд совершенно новых родов и чисто огузовского происхождения и по разным новым, не огузовского происхождения, формированиям, всецело принятым в среду огузов: эти «новые» формирования довольно точно рассмотрены нами до XIV века включительно, но, конечно, они продолжали образовываться и в более поздних исторических условиях.
Наряду с тем, в процессе разных переживаний многие роды ослабевали, дробились и вольно или невольно входили в состав более сильных родов, пример чему мы видим на Емрили (входят теперь в род ташаузских Джафарбайцев); на роде Ушак (включен в род Байрам-Чоли: иомуды), на роде Игдыр (частично вошел в состав ташаузских Чаудоров), на том же роде Игдыр, который раздробился на группы, далеко разошедшиеся во все стороны и т. д. Дробление родов видим также на Салорах, часть которых живет в отдаленных Керкинском и Ленинском округах, в то время как главная масса обитает в округе Мервском. С иомудами еще интереснее: они занимают определенную полосу от Ташауза в сторону Каспия и вдоль берега последнего, и вдруг — крайне незначительная их группа находится по другую сторону Туркменистана, в Ленинском округе. В Ташаузском округе, среди узбеков, находим лишь несколько дворов текинцев, очевидно отбившихся от своих сородичей, которые занимают компактно почти целиком весь Мервский округ и восточную часть Полторацкого округа. Название «Сарыки», так сказать, потерялось в Керкинском округе, а в месте с тем — в том же Керкинском округе полностью сохранили значение своего родового названия только Эрсаринцы. Обитающие здесь части разных других, таких же как и Эрсаринцы основных родов, теперь, вдруг, носят общее нарицательное название «Курома» (смесь, соединение остатков) и входят в эту «Курома» в качестве ее, как старшей родовой единицы, подразделений. Наконец, рассматривая схему более мелких родовых делений туркмен Ленинского округа, мы находим названия — «Эшакчи» (в Динаусском районе), «Крачли» (в Дарган-Атинском районе) и так далее, что совершенно не соответствует действительности: это название кишлаков, а не родовых делений, но, как видим, название эти начинают приписываться именно родовым делениям. Такие же примеры встречаются и в Полторацком округе. Очевидно, та или иная родовая единица, вытеснив в свое время из аула его прежних обитателей, сохраняла название аула, а после и сама начинала постепенно (если не лично, то соседями) именоваться по названию этого аула, что, в конце концов, и обращалось в постоянную привычку.
Из всего этого следует, что родословная во всем ее целом, до самых мелких делений включительно, — далеко не вечная: из новой обстановки вообще, а из новой экономической обстановки — тем более, вытекают и новое общее положение и новые отношения и совершенно новая жизнь.
Патриархально родовая цельность всего племенного деления давно отошла в область преданий и, как видим, сохранилась теперь только по частям, да и то со значительными изменениями.
По этой причине настоящий труд и ограничивается рассмотрением только существовавших и существующих «основных» (главных) родовых единиц, не касаясь дальнейших мелких подразделений. Эти последние необходимо «сфотографировать» с современной действительности, для чего, конечно, (работа не малая и специальная), требуются специальные же средства, силы и время.

Шерстяные изделия Северного Кавказа Туркменистан