Стенные росписи в памятниках архитектуры Средней Азии

Введение

Из прочих видов архитектурной декорации значительный интерес представляют стенные росписи. О живописи Средней Азии до арабского завоевания почти ничего неизвестно. Единственным известным нам памятником, по-видимому, буддийского искусства является фреска, раскопанная в 1913 г. на Афрасиабе. В одном помещении была во время раскопок обнаружена фреска с тремя фигурами: сидящим молодым человеком и двумя воинами по сторонам; центральное изображение было заключено в рамку с нарисованными в ней птицами. Эта фреска, оставленная на воздухе, за ночь погибла от свертывания отставшего красочного слоя; в день открытия с нее была сделана акварельная копия, хранящаяся в настоящее время в Эрмитаже. Здание, в котором была обнаружена фреска, то же самое, в котором в 1912 г. была В. Л. Вяткиным раскопана резная стуковая панель, в 1919 г. перевезенная в Самаркандский музей и поныне там хранящаяся (о ней мы сказали в гл. II). В. В. Бартольд называет эту фреску буддийской (В. В. Бартольд, Отчет о командировке в Туркестан (оттиск из ИРАИМК, т. II, 1922)), а в своем академическом отчете о самом здании высказывает предположение, что оно было буддийской или манихейской обителью (И. А. Н. 1916, стр. 1241 и сл.). Живопись в памятниках архитектуры Средней Азии в период после арабского завоевания сохранилась в целом ряде сооружений.
За единичными исключениями среднеазиатские стенные росписи мусульманской эпохи не содержат изображений живых существ, хотя литературные источники и сообщают об их существовании. Интересен китайский рассказ о здании в Кушании домусульманского времени, где на северной стене были «написаны красками» китайские императоры, на восточной — властители турецкие и индийские, на западной — персидские и римские (Бартольд, История культурной жизни Туркестана, стр. 19). Дошло до нас и свидетельство Ибн-Араб-шаха, который сообщает, что в эпоху Тимура существовала монументальная живопись: стены дворцов были украшены живописью с изображением побед Тимура, его сыновей и внуков, его эмиров и войск; но эта живопись до нас не дошла.
Рассмотрим дошедшие до нас росписи в хронологическом порядке. Древнейшие из росписей мусульманского периода сохранились в мавзолее султана Санджара, умершего в 1157 г. н. э. в Мерве. В этой росписи основную роль играет геометрический орнамент в формах крупного масштаба; преобладающие тона — синий и красный. От XIV в. сохранился ряд интересных памятников. Видимо, к концу XIV в. относится роспись в мавзолее Меана. В мавзолее шейха Абу-Саида, относимом А. А. Семеновым (А. А. Семенов, По закаспийским развалинам («Изв. Средазкомстариса», Ташкент, 1928, стр. 78)) к эпохе не более ранней, чем конец XIV в., роспись покрывает всю внутренность мавзолея. «Все эти стены с их нишами, — пишет А. А. Семенов, — сплошь покрыты фресками в преобладающей синей и красной раскраске всей геометрической, цветочной, буквенной и прочей орнаментации. В последней чувствуется столь характерное влияние Китая с внесенными в нее персидскими элементами. Особенно характерны слегка стилизованные китайские вазы в нишах среднего пояса с выходящими из них большими букетами цветов». Относящиеся к XIV в. росписи находятся в нескольких мавзолеях Шах-и-Зинда в Самарканде.
В Самарканде древнейшим памятником монументальной живописи является роспись в гробнице Куссама-ибн-Аббаса. Ввиду того, что вход в это помещение до 1934 г. воспрещался, изумительное по своему художественному значению изразцовое надгробие Куссама и росписи в его мавзолее были почти неизвестны. В результате архитектурно-археологического исследования пришли к выводу, что здание мавзолея Куссама было построено в XI-XII вв., а в первой половине XIV в. было облицовано; тогда же была сделана расписная панель. Роспись эту можно датировать 30-ми годами XIV в.
Живопись не богата тонами, краски ее теперь поблекли, — они неярки, тусклы; сохранность довольно слабая, частично живопись осыпалась. В своей композиции панель разбивается на две части: большую, представляющую собой сочетание равноконечных крестовидных фигур с восьмиконечными звездами (последних четыре ряда), и меньшую часть, представляющую собой проходящий поверху фриз с геометрическими плетениями. Поле звезд — оливково-зеленое, розетка — розово-красного цвета; центр ее желтый (первоначально — золото); в верхнем фризе плетение золотое, фон — красного и зеленого цвета (рис. 196).

Таков этот единственный известный до сих пор памятник монументальной живописи дотимуровской позднемонгольской эпохи.

Раннехристианское искусство Изразцовая декорация в Средней Азии