Закрыть

Прикладное искусство Средней Азии

Изделия из металла

Обратимся теперь к изделиям из металлов (Dalton. The Treasure of the Oxus, 2 изд., 1926). Представление об изделиях из золота и серебра в Средней Азии эпохи Ахеменидов дает так называемый Аму-Дарьинский клад. К эллинистической эпохе и, вероятно, к греко-бактрийскому кругу относится серебряная чашка с художественно выполненной головкой на ручке из села Покровского в Киргизстане, хранящаяся ныне в Эрмитаже, и головка на золотой бляшке превосходной работы, найденной при раскопках М. В. Воеводским и Н. П. Грязновым близ Токмака (По указанию М. В. Воеводского, эти погребения с крашенной керамикой относятся к сарматской эпохе). Бронзовые изделия из раскопок, которые можно видеть в среднеазиатских музеях и из которых некоторые местного происхождения, обнаруживают нередко высокое художественное мастерство в формах и орнаментации, иные снабжены арабскими надписями. Для примера отметим небольшой бронзовый сосуд Самаркандского музея с очень экспрессивным изображением скачущих всадников, по-видимому, очень ранней эпохи, еще обвеянной сасанидскими традициями, блюдо Ташкентского музея с изображением двух сфинксов, обращенных друг к другу спинами в центральном медальоне; в следующем круге находятся изображения зайцев, преследуемых тиграми; сходство с датированным блюдом позволяет датировать это блюдо XI в. (Б. Денике. Искусство Средней Азии, стр. 48)
Замечательные изделия из бронзы тимуровской эпохи (котел, подсвечники) хранятся в мечети Ессеви в г. Туркестане — этом изумительном музее среднеазиатского искусства. Грандиозных размеров котел для питьевой воды, по-видимому, самый, большой из дошедших до нас вообще в мусульманском искусстве (Ср. котел в Гератской мечети (Nidermayer und Dietz. Afganistan, 1924, рис. 152)) — украшен орнаментами и надписями (рис. ниже).

Согласно надписи, котел сделан в 1399 г. н. э. мастером Абдуль-азисом, сыном Сарвар-эд-Дина Тавризского (H. И. Веселовский. Экспедиция в г. Туркестан для снятия планов и зарисовки в красках местной мечети («Изв. Русск. Ком. по изуч. Ср. и Вост. Азии», 1906 г. № 6, стр. 24). М. Е. Массон. О постройке мавзолея Хаджи Ахмеда. 1929). Подсвечники двух типов: одни, меньшей высоты, украшены накладным золотом и серебром, испещрены надписями и богато орнаментированы (на одном дата — 1397 г. н. э. и имя мастера: Иаз-эд-Дин сын Тадж эд-Дина Исфаганского); другие — менее богато орнаментированные и без применения драгоценных металлов, на колоннообразной ножке.
Кустарно-художественная обработка металла — медные кувшины, блюда — в настоящее время представляет картину значительного упадка.

© 2016-2021 Raretes