Прикладное искусство Средней Азии

Глиптика, художественное стекло, орнаментация

Заслуживает упоминания очень мало еще доселе изученная ветвь, среднеазиатского искусства — глиптика. В местных и центральных музеях и собраниях встречаются резные камни «геммы», найденные на территории Средней Азии. Особенно ценным было собрание И. Т. Пославского, часть которого поступила в музей Среднеазиатского университета в Ташкенте (Пока из этой коллекции описана лишь одна очень интересная гемма с пехлевийской надписью в статье Н. Вундцеттеля «Интересная гемма из коллекции туркестанского Восточного института» (Сборник в честь проф. А. Э. Шмидта, Ташкент, 1923)); кое-что даст, несомненно, изучение коллекции б. Перовского и б. Петровского в Гос. Эрмитаже. В русской научной литературе нам известна лишь одна попытка охарактеризовать подобного рода изделия: говоря о резных камнях из Камунты, Кондаков и Толстой («Русские древности в памятниках искусства», в. III, стр. 118-119) замечают, что тот же тип известен во множестве среди находок средиазиатских. Материал, из которого сделаны эти геммы, большей частью или халцедон или сердолик. Работа характеризуется как небрежная, неискусная, зачастую ограничивающаяся одной работой сверлом. Далее вышеназванные авторы высказывают пессимистическое мнение, что самостоятельного значения в истории глиптики эти изделия не имеют и, видимо, составляют лишь привозные продукты, входя, таким образом в общую группу резных камней парфянской Персии, Средней Азии, Кавказа, Малой Азии и отчасти южной России, существовавшую с тем же грубым вкусом от начала нашей эры до весьма поздних времен.
Сколько нам удалось наблюдать, геммы, находимые в Средней Азии, бывают различных типов: тут геммы и сасанидского типа и в духе восточного эллинизма, которые возможно связать с памятниками греко-бактрийского искусства; встречаются геммы и с зороастрическими символами и геммы, по-видимому, сасанидской эпохи, но своеобразного, видимо, местного стиля (может быть, работы согдийцев). Лишь часть вырезана грубо и схематично; встречается техника a globolo; попадаются геммы чрезвычайно тонкой работы, особенно изображения животных, наблюденных с большой остротой. Иные из изображений горных баранов, оленей, зайцев, птиц, пантер выполнены с изысканным мастерством, четким и выразительным силуэтом. Из употребляемых на геммы материалов можно указать, кроме халцедонов и сердоликов, еще на гранаты, агаты, прозрачный кварц, хризопраст.
Особую своеобразную отрасль прикладного искусства Средней Азии представляет орнаментация памятников архитектуры узорчатой кирпичной декорацией, резьбой по гипсу, по терракоте, поливной и резной терракотой, изразцовой мозаикой и майоликой. Эта отрасль среднеазиатского искусства заслуживает самостоятельного исследования в связи с изучением архитектуры и в настоящей статье нами не затрагивается.
Наряду с керамикой существовала издавна в Средней Азии художественная обработка стекла, как бесцветного, так и цветного (молочно-белого, темно-зеленого, темно-синего). Формы стеклянной посуды очень разнообразны, стеклянные изделия иногда украшались цветочным орнаментом или простейшим геометрическим, (точечный рельефный орнамент); встречаются ручки сосудов, отлитые в виде стилизованных животных. Эта ветвь прикладного искусства доселе еще недостаточно изучена (Чрезвычайно важный сравнительный материал дан в работе молодого шведского исследователя С. I. Lamm. Das Glas von Samarra, 1928).

Быт и нравы киргизов Афганцы