Закрыть

Прикладное искусство Средней Азии

Оссуарии

Произведениями искусства иногда являются и так называемые оссуарии, почти всегда орнаментированные. Оссуарии — это маленькие глиняные гробы, в которые складывались человеческие кости. Этот обычай связывается с культом Зороастра (В. В. Бартольд. К вопросу об оссуариях Туркестанского края («Изв. Русского Комитета для изучения Ср. и Вост. Азии», 1908, № 8), где приведена литература вопроса). По мнению В. В. Бартольда, оссуарии с сасанидскими орнаментами и греческими головками представляют археологическую особенность западного Туркестана; они дают материал для изучения результатов скрещивания сасанидского и греко-буддийского влияния. По их формам различают четыреугольные и круглой или овальной формы. Первые были находимы главным образом в самаркандском районе (один близ Пишпека (г. Фрунзе), последние в ташкентском районе (в 1928 г. М. Е. Массоном в Той-Тюбе близ Ташкента было найдено целое кладбище оссуариев подобного типа) (И. И. Умняков. Архитектурные памятника Средней Азии, Ташкент, 1929, стр. 26).
Наибольший художественный интерес представляют открытые Б. Н. Кастальским бия-найманскйе оссуарии (Б. Н. Кастальский. Бия-найманские оссуарии. Самарканд, 1908. — Е. Morel. Quelques notes ďarcheologie sur la region de Samarkand, 1911. Есть воспроизведение также у Б. Денике. Искусство Средней Азии, рис. 19).

Здесь мы видим изображения человеческих фигур в коронах с различными атрибутами в руках под орнаментированной аркатурой. Рельефные изображения человеческой фигуры встречаются также на пишпекском оссуарии и на одном фрагменте в Ташкентском музее. Четыреугольные оссуарии самаркандского типа иногда украшаются налепленными головками (См. рис. у Веселовского: «Еще об оссуариях» (ЗВО, т. XVIII, вып. IV)). Головки подобного стиля и целые терракотовые фигурки (изображения людей и животных) попадаются на Афрасиабе и в других древних городищах Средней Азии (например, в Термезе) (О них в ст. М. Е. Массона в сборнике «По Таджикистану», 1927, сиаб, стр. 20-26, и у Strzygowski, Altai-Iran und Völkerwanderung, 1917, рис. 207-209).
Первоначально (в 3-м вып. «Русских древностей») часть фигурок была относима к поздне-греческому искусству, часть считалась смешением греческого типа с азиатским. «Самый тип изменяется в пользу позднейшего персидского стиля или представляет разнообразные черты местных варваров». Метким нам кажется замечание, что иногда заметны формы стиля, господствовавшего в Индии около начала нашей эры и предположение о связи Самарканда с индо-скифской монархией. В. Л. Вяткин разбивает в своем «Афрасиабе» головки и статуэтки на три главные этнические категории: 1) греческий тип или близкий к греческому, 2) сасанидский тип с чертами сходства с изображениями на сасанидских монетах, 3) тюркский тип. Кроме того, им отмечаются головки типа скифов и группа этнически сходная по чертам лица с ягнобцами, предположительно относимая им к согдийцам. Среди рельефных плиточек им отмечаются буддийские изображения, а также фигуры и даже целые сцены с иранскими элементами искусства.

© 2016-2022 Raretes