Содержание
Ага Мирек
Вторым после Бехзада по значению и по широкой славе художником Персии является Ага Мирек, бывший его учеником. Согласно Мартину (Martin, I, о. с., стр. 51), он был родом из Исфахана; современники считали его непревзойденным в гравировании на слоновой кости и как миниатюриста. Он родился, очевидно, позже Бехзада, так как был еще в живых в 1539-43 годах, когда писал миниатюры в манускрипт Низами (ныне в Британском музее) (Ibidem, pl. 134, 135). Он был, по-видимому, менее продуктивен, чем Бехзад; по крайней мере, до нас дошло лишь немного миниатюр его работы на отдельных листах. Миниатюры с его подписью находятся в уже упоминавшемся выше «Bellini-Album». Ему принадлежат также 4 миниатюры в рукописи 1520 г. (собрание Картье в Париже), ранее принадлежавшей Джехангиру и носящей на первой странице его автограф. Мы имеем его подписные миниатюры в манускриптах Низами 1493 года (* см. сноску ниже), 1524 года (из библиотеки шаха персидского) (** см. сноску ниже) и 1539 -1543 г.г. («Хамсе» — Британского музея — экземпляр, исполненный для шаха Тахмаспа) (*** см. сноску ниже).
* Воспроизведения у Martin, о. с., pl. 94-95. Рукопись находится в Британском музее (Or. 6810); миниатюр Ага Мирека — 5; остальные работы Бехзада.
** Воспроизведения у Martin, о. с, pl. 97-99.
*** Воспроизведения у Martin, о. с., pl. 134-135, у Kühnel, о. с., рис. 58 и Migeon, о. с. f. 14.
Как видно, он с особой любовью иллюстрировал произведения этого персидского романтика. Как кажется, замечает Кюнель, он установил общую схему для иллюстрирования «Хамсе» Низами, которая потом остается излюбленной в течение всего 16 века и дошла до нас в количестве многих дюжин типических примеров. Его фигуры стройнее и грациознее, чем дюжие парни Бехзада, но более условны и церемонны в позах, при этом по выражению довольно пусты. Особенно удавались ему изображения летящих гениев (например, в миниатюре «Вознесение Мохаммеда на небо» из тебризского Низами 1539 г.) Мартин считает эту миниатюру (быть может, это и преувеличение) замечательнейшим явлением персидского живописного искусства вообще. Во всяком случае трудно найти другую картину, где было бы проявлено больше мистического углубления и вместе применение столь богатых, чисто художественных средств (E. Kühnel, o. с., стр. 58; воспр. ibidem, рис. 58; у Martin, о. с., pl. 140). Окруженный мощным ореолом золотого пламени, пророк поднимается от голубой тверди на сказочной своей кобылице Бурак, ведомый архангелом Гавриилом через магически освещенное солнцем море облаков; со всех сторон устремляются к нему крылатые гении с дарами. Из произведений Ага Мирека можно указать на приписанную ему Мартином миниатюру в манускрипте Джами № 394 в Публичной библиотеке (на 27 листе рукописи). Миниатюра представляет любовную сцену в саду. Очень грациозна композиция склоненных друг к другу пар, симметрично распределенных по плоскости миниатюры; каждая ближе к соответственному углу. Ярко-синее небо, золотая почва, два темно-серебряных ручейка: один пересекает верхнюю часть миниатюры, другой изображен внизу в левом от зрителя углу. Общее впечатление большой изысканности и несколько манерной искусственности. Из отдельных миниатюр с особой уверенностью можно отдать Ага Миреку на основании стилистических данных женский портрет в узорчатом платье с цветком в руке (воспроизведение у E. Kühnel, о. c., рис. 57).
Вариантов этого типа мы встречаем не мало среди персидских миниатюр 16-го века. Насколько редки были у Бехзада женские образы, тем большую роль занимает женщина в искусстве Ага Мирека. Мартин дает его творчеству следующую характеристику (Martin, о. c., стр. 51): «хотя его фигуры жестче и неподвижнее, чем фигуры у Бехзада, у них есть такая неописуемая прелесть, какой не выражал ни один персидский художник: они выступают как будто бы в торжественной процессии, они, кажется, всегда любуются собой, но в то же самое время постоянно держатся с достоинством и вечно обеспокоены, чтобы складки их одежд падали бы прямо».
С начала 16 века в Персии начала править династия Сефевидов и культура Персии вновь приняла национальный иранский характер. При шахах этой династии: Исмаиле I (1502 — 1524), Тахмаспе (1524 — 1576) и Аббасе I (1587 — 1628) достигло большого процветания и широкого распространения и искусство персидской миниатюры, объединяемое более ранними исследователями (ср., напр. Migeon, о. с.) общим именем сефевидской школы, Столицей новой династии шах Исмаил сделал город Тебриз, а затем объединил под своей властью Персию от Аму-Дарьи до Персидского залива и от Афганистана до Евфрата (Стэнли Лэн-Пуль. Мусульманские династии. Пер. В. В. Бартодьда. Спб. 1899, стр. 216).