Close

Приборы для освещения

В древнейшие времена, как изображает их Гомер, комнаты освещались огнем, разводимым на сковородках (λαμπτηϱες) при помощи маленьких кусков сухих дров. Огонь поддерживался через подкладывание лучин; золу ссыпали служанки на пол. Под золой сохранялись раскаленные угли для разведения нового пламени. Такой способ поддерживания огня оставался долго не только у Греков, но и у Римлян. Было еще особого рода средство для добывания огня (λύϱειον), которое состояло в том, что один кусок дерева всверливался быстро и сильно в другой наподобие бурава, и таким образом добывался огонь. Кроме ламптеров, которые служили также и для согревания, мы встречаем у Гомера еще λύχνος, переносной светильник для горящих лучин.
В более поздние времена вошли в употребление у Греков и Римлян, в особенности вне дома, факелы (δαδες, taedae), делавшиеся обыкновенно из сосновых лучин, связываемых лыком, камышом или папирусом (отсюда δεταί = связки), или из виноградной коры. Употреблялись еще и смоляные факелы (φανός, φαυή, fax), т. е. плотные связки лучин, намоченные смолой, живицей или воском, и опускаемые в металлические ножны, снабженные снизу миской, а под ней рукояткой. Такого рода были, по всей вероятности, те факелы (λαμπάδες), которые употребляли в Афинах юноши при состязаниях в беге (λαμπαδηϱομία). Если рукоятки были длиннее и были снабжены снизу ножкой или подставкой, так что их можно было ставить, то они походили на наши подсвечники и назывались λαμπτηϱες или λυχνουχοι. Из них образовались впоследствии у Римлян большие подставки для ламп, так называемые канделябры, о которых речь впереди.
Когда Греки стали употреблять лампы (λύχνος, lucerna), нельзя с точностью определить; в 5 веке до Р. Хр. лампы употреблялись уже повсюду в Греции, а скоро после того распространились повсюду и в Италии, так как они удовлетворяли одной из самых необходимых потребностей человеческой жизни. Много таких ламп найдено особенно в (каменных) гробницах, куда они клались родственниками вместе с другими вещами (что вошло в употребление вследствие обычая зажигать в известные дни светильники над могилами), а также в банях.
Делались лампы из глины, а именно большей частью из так называемой терракоты, красно-бурой, или красной, или желтоватой, или же из металлов (у Римлян чаще всего из бронзы, иногда даже из серебра и золота), причем не только верхняя их часть, но и рукоятка, которой они обыкновенно снабжались, приятно ласкали глаз своими малыми, часто весьма искусно сделанными рельефами, представлявшими зверей, цветы, мифологические, военные и др. сцены. В этом отношении особенно отличались те лампы, которые вместе с другими вещами посылались, по римскому обычаю, друзьям и знакомым в подарок к новому году (strena). На этих лампах делались подходящие к случаю надписи.
Формы ламп были различны. Чаще всего встречались лампы в форме полушария с двумя отверстиями, одним посредине резервуара для масла (discus), через которое вливалось масло, а другим, носообразной формы (nasus), на краю резервуара, где помещался фитиль, делаемый из сердцевины тростника или растительных волокон, как например, из льна, конопли, папируса. Второй составной частью подобной небольшой лампы была красивая рукоятка (ansa).
Если лампа имела только одно отверстие для фитиля, то она называлась monomуxos, monolуchnis (рис. 211); если она имела два такие отверстия, то называлась dimуxos (рис. 212) и т. д., если же она имела их несколько, иногда даже 12 и 14, то называлась polуmуxos (рис. 213).

Из того, что было сказано о лампах, видно, что древние в способе освещения не достигли высокой степени совершенства, так как большей интенсивности света они достигали увеличением числа фитилей, не зная тех удобств, какими пользуемся мы при употреблении наших ламп. Для очистки фитиля употреблялись, как и у нас, особые щипцы, для вытаскивания его крючок (acus), прикрепляемый к лампе цепочкой (см. рис. 212).
Лампы обыкновенно помещались на столиках; но если ими нужно было осветить большую комнату, они привешивались к потолку на цепях или непосредственно, как видно из рис. 214, или посредством какой-нибудь изящно отделанной доски, к вырезным краям которой их прикрепляли (рис. 215).

Лампы последнего рода Римляне кажется называли lyсhni по преимуществу. Иногда лампы ставились с вышеуказанной целью на канделябры (candelabrum), о которых выше было упомянуто. Эти канделябры были сначала просты, но рано они стали служить, вследствие своей изящной формы, видным украшением комнат богачей. Редко низкие, как на рис. 216, они имели обыкновенно треножную подставку, над которой поднимался столбик 3-5 фут. вышины в виде колонны, оканчивавшейся капителью, на которой помещалась (обыкновенно не непосредственно, а при посредстве какой-нибудь вставленной части, представляющей чаще всего цветочную чашечку) круглая доска для лампы или чашка (рис. 217).

Столбик канделябра был часто украшаем фигурами зверей (так например, куницы или кошки, ползущей за голубями, сидящими на краю доски и т. п.), или же сам представлял какую-нибудь фигуру; иногда столбик этот разветвлялся наподобие дерева и имел две доски или более того (рис. 218); иногда он был устроен так, что можно было поднимать и спускать лампу. Канделябры обыкновенно были бронзовые (у бедных людей деревянные) и могли быть переносимы с одного места на другое.

Но те, которые должны были оставаться постоянно на одном месте, делались из мрамора, отличались значительной величиной и имели сверху вместо доски углубления для смолы, дегтя и т. п. Такого рода канделябры помещались обыкновенно пред храмами, на площадях и перед дворцами римских вельмож. Такого рода изящно отделанный канделябр, столбик которого поддерживается атлантами, представлен на рис. 219.

От канделябров нужно отличать лампадарии (итальянское название, у Римлян они назывались lychnuchi). Это были столбы, капители которых оканчивались несколькими прекрасно отделанными ветвями; на концах этих ветвей вешались на цепочках лампы. Рис. 220 представляет нам один из таких красивых столбов, найденных в Помпеях и Геркулане.

Столб этот украшен бороздами, капитель его оканчивается тремя ветвями; подставка, на которой находится домашний жертвенник, украшена серебряными рельефами и помещается на четырех тигровых ногах. Самые изящные лампадарии делались на Эгине и в Таренте. По свидетельству Варрона, у Римлян, еще до изобретения ламп, были в употреблении особенного рода свечи: большие восковые (funalia cerae), малые восковые (candelae cerae) и сальные (sebaceae), с фитилем из пакли (stuppa) или из сердцевины тростника (scirpus). Впрочем свечи эти, так как Римляне не знали способа их изготовления посредством форм, никогда не были в таком употреблении, как лампы, хотя и эти последние, как было сказано, недостаточно освещали великолепные римские жилища и покрывали копотью даже самые дорогие предметы.
Сверх того упоминается еще о фонарях в Афинах (λυχνουχος, laterna), делавшихся из прозрачного рога и употреблявшихся главным образом вне дома (как прежде факелы). (О ночном освещении улиц упоминается впервые лишь в 4 веке по Р. Хр., именно об освещении улиц Антиохии. Экстраординарное освещение, т. е. иллюминация, не было и в Риме необыкновенным явлением; так например, весь город был освещен лампами и факелами в честь Цицерона после открытия им заговора Катилины, и потом он весьма часто освещался во времена императоров). В Помпеях (и Геркулане) найдены бронзовые фонари, имеющие вид цилиндра с крышкой сверху, из которых свет проходил через тонкий рог, пузырь (или стеклянную стенку). Такого рода фонарь представляет нам рис. 221; внутри внизу помещена лампа, сверху в крышке несколько отверстий для свободного доступа воздуха и для выхода дыма.

Так как мы выше сказали, что копоть от ламп покрывала в атриях, столовых и других комнатах всякую утварь, мраморные колонны, лоснистую штукатурку и стенные картины, то теперь кстати будет сказать, каким образом производилось очищение этих предметов. Чистились они губкой (spongia, самая лучшая привозилась из Антифелла в Ликии), которую для очистки возвышенных мест, как например, потолков, рабы привязывали на палки. Таких щеток, как наши, древние не знали; метлы (scopae) делались из прутьев дикого мирта, тамариска и т. п., у богачей иногда из пальмовых листьев.


Предыдущая страница | Читать далее

© Raretes 2016-2019