Краткий очерк истории Армении (с древности до раннего Средневековья)

Айраратское царство продержалось от 606 до 518 года до Р. X. Состоя в союзе с Мидией и Персией, оно было обеспечено от внешних нападений. В начале оно находилось в союзе и с Вавилоном. При взятии Иерусалима (593-586) Новуходоносором среди его союзников, участвовавших в походе, был сын Паруйра, Храчя.
Окончательно вытеснив хальдов на сверо-запад, где они расположились у отрогов Капотеса и Париадреса, цари айраратские, очевидно, старались развить в стране арийскую культуру. Оставив столицу Армавир, что на Араксе, они возвели новый город у южной подошвы Арагадза, недалеко от нынешнего Эчмиадзина. Город этот назывался Артимед, вероятно, в честь богини Артемиды. Сохранился ценный отрывок из народного эпоса, в котором упоминается царь Ерванд, занятый постройкой нового дворца. К нему на службу является Вардгес, женившийся на сестре Ерванда. Отрывок гласит так.

«Отделился-пошел Вардгес-юноша
Из области Тухов к Kacax-реке.
Он пришел и сел на Шреш-холме,
Близ Артимед-города у Касах-реки,
Тесать да ваять врата Еруанда царя».

Сын Ерванда, царь Тигран, друг и союзник персидского царя Кира, помог последнему в свержении в 549 году мидийского владычества. Мудрой политикой Тигран обеспечил мир в своем государстве и много способствовал его процветанию. Народные певцы при звуках «бамбирна», национального инструмента, горячо воспевали его, как «насадителя и зиждителя мира».
Но наступили для айраратского царства и смутные времена. По смерти Кира (529) в Персии нарушенный порядок был восстановлен только в 522 году, когда воцарился Дарий Гистасп. Его власти отказывались подчиняться, между прочими, и армяне. Они четыре раза, упорно сопротивляясь, разбивали войска персов. Наконец в 518 году они силою оружия были приведены к покорности. Часть Армении была завоевана и вошла в состав XIII и XVIII сатрапий персидского государства. Сатрапами назначались туземцы или персы. Как полунезависимые правители, они управляли страною по местным обычаям, но обязаны были ежегодно платить дань и в военное время являться на службу со своей конницей. Кроме дани, они должны были доставлять ежегодно и 20 тысяч жеребцов в виде дара в честь годового праздника Митры. Во время своего отступления в сопровождении 10 тысяч греков Ксенофонт был поражен обилием запасов, богатством народа и пышной жизнью сатрапов Армении.
Как известно, Александр Македонский положил конец персидскому царству в 330 году. В это время и сатрапы Армении перешли под власть его наместников, господствовавших там около ста лет. Но часть Армении оставалась свободною и управлялась независимыми царями. Это известно из указаний монет, чеканенных этими царями Армении в разных областях. Судя по ним, в 230 году царствовал Арсамес (Аршам), вероятно, основатель города Арсамосата в Софене, в 200 году царствовал Абдисарес, в 190 году — Зариадрес, в 170 году — Ксерксес, в 150-140 году — Морфилиг и пр., цари малоизвестные в истории, но, в виду существования их монет, не подлежащие сомнению. Один из таких царей, Арташиас, который был наместником Антиоха III Великого в Восточной Армении, после его поражения в 189 году при Магнесии, отложился и стал управлять самостоятельно. Он построил на реке Араксе город Арташат, который сделался столицею Армении. Его примру последовал Зариадрес в Софене. Впоследствии обе части были объединены. Внуку Арташиаса, Тиграну III Великому, выпала доля развить новое государство и поднять его на степень первенствующей державы.
Тигран III Великий (95-56), муж умный и с большой энергией, но честолюбивый и гордый, при вступлении на престол быстро сообразил общее положение окружающих Армению государств и, находя благоприятным, немедленно приступил к приведению в исполнение своих завоевательных планов, которые его занимали, быть может, с того времени, когда он был отдан в качестве заложника в руки парфянского царя, Митридата II. Его завоевания заняли около двадцати пяти лет времени (95-70). Первым его делом было присоединение к своему государству царства Софены (Цопац-ашхар), естественными узами связанного с остальной Арменией в долине Евфрата. Тщетны были протесты царя Артанеса, потомка Зариадреса, лишенного престола. Этим актом Тигран закончил объединение Армении, начатое дедом его, Арташиасом I.
Затем для обеспечения себя от каких-либо посягательств со стороны понтийского царя, Митридата VI Евпатора Великого, воевавшего тогда с Римом, Тигран В., следуя желанию, выраженному Митридатом, заключил с ним договор, которым определялась сфера влияния и действий обоих царей. Между ними состоялось соглашение предоставить Митридату свободу действий для образования одного великого государства из земель Малой Азии с берегами Черного моря, царю же армянскому Тиграну не препятствовать присоединять к своему государству Каппадокию, Сирию, Месопотамию и пр. Соглашение это еще более укреплялось выходом дочери Митридата, Клеопатры, замуж за Тиграна В.
Первое выступление армянского царя было вызвано внутренними смутами, возникшими в парфянском царстве. Считая момент весьма благоприятным, он двинул свои войска против парфян, которые были побеждены и поспешили просить мира. На основании мирного договора к Тиграну отошли от парфян вассальные государства Северной Месопотамии. Кроме того, парфянское царство было низведено на второе место, Тиграну же было присвоено право чеканить золотую монету с надписью «царь царей», право, которым пользовались до того времени парфяне. Что касается до вассальных государств, отошедших к Армении, то в их положении ничего не изменилось, напротив, вырванные из под гнета парфян, они почувствовали себя более счастливыми. При этом город Низибис со своими окрестностями, в виду благоприятного в торговом отношении положения, получил отдельного царя в лице брата Тиграна, Гура (Гор), и вошел в круг других вассальных государств Месопотамии.
Поражение парфян и переход Месопотамии к царю Армении подняли престиж последнего в глазах других народов Востока. К нему были обращены и взоры сирийцев, земли которых были раздираемы внутренними смутами. Для восстановления порядка и мира они просили Тиграна принять корону сирийских царей-селевкидов. В 84 году состоялось присоединение Сирии к армянскому царству в лице Тиграна В., который не замедлил объявить второй столицей своего государства город Антиохию.
Затем, Тигран обратил свое оружие против Каппадокии. Стратегическое и экономическое значение этой страны отлично знали парфяне и римляне, прилагавшие много стараний, чтобы изолировать ее от влияния понтийского царя. Но в 91 году между Тиграном и Митридатом состоялось особое соглашение. На основании этого Тигран завоевал Каппадокию, территория которой перешла, по условию, к понтийскому царю, а движимость, в том числе и жители, к царю армянскому, который выселил последних в Армению.
В это же время была завоевана Киликия, непосредственно примыкавшая к границам Армении.
Благодаря завоеваниям Тиграна, Армения стала великой державой, но в культурном отношении она оставалась совершенно замкнутой страной. Тигран В. решил преобразовать ее, открыв ей широкий доступ к эллинской культуре. Для достижения своей цели он насильственно выселил городское население завоеванных стран, главным образом — греков или эллинизированных сирийцев и каппадокийцев, которым предоставил жить в городах Армении. Кроме того, он в центре государства в долине одного из притоков Тигра (Батмансу) у южных отрогов Тавра основал новую столицу, Тигранакерт, куда стекались со всех концов лучшие люди времени, частью добровольно, в большинстве случаев насильственно переселенные греки, сирийцы, каппадокийцы, арабы, евреи и пр., главным образом из среды ученых, художников, актеров, мастеров, купцов и ремесленников. Возникла пышная столица, укрепленная стенами, которая в короткое время по красоте и по богатству превзошла все города Армении. Но этой столиц не суждено было долго просуществовать. В то время, когда Тигран В. готовился торжественно отпраздновать основание первой столицы, римские легионы совершено неожиданно напали на Тигранакерт и, не взирая на храбрость гарнизона и упорное его сопротивление, Тигранакерт был ими взят 6 октября 68 года, только благодаря измене жителей — выходцев, насильственно переведенных сюда. С этого времени и до 51 года армянский царь невольно был вовлечен в войну с Римом.
Дело в том, что Митридат В., пораженный римлянами, спасаясь бегством в Армении, рассчитывал найти помощь у зятя и союзника своего, Тиграна. Несмотря на то, что последний не принял его и долгое время держал его вдали от себя, римский полководец, Лукулл, потребовал у Тиграна выдачи Митридата, желая таким образом создать повод для войны. Царь армянский отказал ему в удовлетворении требования, но не верил в возможность наступления римлян. Между тем Лукулл, не имея еще санкции со стороны сената о начатии воины с Тиграном, стремительно перешел границу, и, находя время очень благоприятным, чтобы парализовать вмешательство армян в защиту побежденного Митридата, открыл военные действия, не предупредив Тиграна. Война эта продолжалась около семи лет, с переменным счастьем. Римский военачальник в начале же дела выпустил на свободу и разрешил возвратиться на родину тем, которых Тигран В., преимущественно из греков, насильственно водворил в Армении. Точно так же отпали от армянского царя некоторые вассальные области. И парфянский царь воспользовался моментом для вмешательства в угоду римлянам. При всем том, Тигран В. с несокрушимой волей держался в своем трудном положении, отстаивая независимость и честь своей родины.
Но, неожиданно для него и на радость врагам, вскоре отложился от него сын его, Тигран Юный, зять парфянского царя, поддерживавшего царевича-изменника против отца. Хотя престарелый царь царей два раза разбил войска своего сына, но наконец, очевидно, утомленный от долгой боевой жизни и не выдержав последнего позора семейной неурядицы, решился лично обратиться к римскому полководцу, Помпею, который тем временем заменил Лукулла, с просьбой о мире. Обращение это произошло во внушительной обстановке. Царь армянский в знак покорности снял царские знаки, держа в руке тиару, и подошел к римскому военачальнику, делая низкий поклон. Умный Помпей быстро сообразил, до чего политика армянского царя изменилась в благоприятную сторону. Он принял его почтительно и возложил ему на голову тиару. Мир был заключен, и армянский царь, сохраняя полное владение своими коронными землями, был признан другом и союзником Рима.
Но в 56 году скончался Тигран В. в возрасте 85 лет, оставив свой престол младшему сыну, Артавазду, который с 63 года управлял уже страною совместно с своим отцом.
Несмотря на печальный исход царствования Тиграна В., Армения осталась сильной державой на Востоке. Сила ее выражалась в союзе с Римом. В виду чрезвычайных обстоятельств Тигран В. согласился на такой союз, навязанный ему Помпеем в критическую минуту. Но, очевидно, в армянском народе союз этот не пользовался популярностью. Помимо того немаловажного обстоятельства, что восточные армяне, так называемые иранцы-хаи, всегда чувствовали влечение к родственным парфянам, к тому же большей частью связанным с ними и семейными узами, не могло не иметь значения и то, что царевич Тигран Юный, женатый на парфянской царевне и открыто поддерживаемый парфянским двором, широко пользовался расположением родовитой знати, всегда придерживавшейся антиримского направления, в особенности, — во время войн Митридата В. с Римом и в виду неожиданного нападения Лукулла на Армению. Быть может, путем отделения Софены от остальной Армении и восстановления там царства в лице Тиграна Юного, Помпей рассчитывал парализовать антиримское движение среди армянской знати. Но ожидания его не оправдались. Тигран Юный и на софенском престоле не угомонился. Помпей лишил его престола, и самонадеянному царевичу с семьей выпало на долю быть под конец украшением триумфального вступления Помпея в Рим. Подобный исход авантюры Тиграна Юного не мог не вызвать враждебного настроения в отношении к Риму. Отголоском такого настроения является вызов на войну, брошенный парфянским царем Артавазду II (55-33) за союз с Римом. Военные действия начались весной 53 года. Царь Ород, направляя в Армению часть своих войск, чтоб предотвратить соединение армян с римскими легионами, конницу свою выдвинул против римлян, которые послали вспомогательный отряд под предводительством Красса. На предварительном совещании относительно маршрута армянский царь, хорошо знакомый с местностью, по известным стратегическим соображениям требовал, чтобы римский отряд пошел через Армению и Атропатену. Но Красс, вняв совету парфянского шпиона, выдававшего себя за друга римлян, Абгара II, царя Осроэны, выбрал путь через песчаные степи Сирии и, неожиданно настигнутый сильно вооруженной конницей парфян, погиб со своим отрядом. Отряд же пехоты, отправленный против армян, производил опустошения, но серьезного столкновения не имел, так как после позорного поражения Красса Ороду легко удалось склонить Артавазда II к союзу с парфянами. Как обыкновенно водится на Востоке, и на этот раз залогом прочности мира явился брачный союз сестры Артавазда с парфянским царевичем, Пакором, сыном Орода.
После этого парфяне получили возможность преследовать римлян в Сирии и, не встречая сопротивления, дошли до Палестины. Однако в 38 году В. Басс во главе римских легионов выступил против них и недалеко от Антиохии разбил их войско. Здесь был убит соправитель Орода, царевич Пакор. При виде такого сильного поражения своей армии Ород вынужден был отказаться от престола в пользу другого сына, Фраата IV. Летом 37 года Марк Антоний отправил римские легионы против парфян через Армению. Артавазд II почему-то не воспрепятствовал этому. Но римляне были разбиты парфянами в Атропатене. Приписывая это поражение, как и гибель Красса, коварной политике Артавазда II, Антоний решил, во чтобы то ни стало, наказать армянского царя, но, боясь открытого выступления, он два раза через послов вызывал его на свидание. А так как Артавазд II упорно отказывался, то римский военачальник прибег к злодейской мере. Он выдвинул свои легионы против Арташата и послал к армянскому царю своих приверженцев из армян, которые, обманув Артавазда, убедили его явиться к Антонию. Последний вероломно лишил его свободы и потребовал выдачи царских сокровищ.
Это вызвало возмущение среди армянского войска. В знак единодушного протеста армяне немедленно провозгласили сына Артавазда, Арташиаса II, царем Армении (33-20). Последний во главе своего войска выступил против римлян, но будучи побежден, спасся бегством к парфянам. Антоний же поспешил покинуть Армению и возвратиться в Александрию, чтобы поднести царице Клеопатре в дар закованного в серебряные цепи Артавазда с женой и детьми, и те сокровища, которые он захватил из армянских храмов и между которыми находилась золотая статуя богини Анаиты. Очевидно, Антоний искал лишь утоления порывов жадности и тщеславия, а не действительной победы над врагом путем проявления величия духа и благородной отваги, двух важных факторов при борьбе двух неравных между собою сторон. Побежденный путем измены и обмана, Артавазд II, несправедливо преследуемый и опозоренный Антонием, в своем несчастии стойко сохранил самообладание и величие духа.
По удалении Антония Арташиас II с помощью парфян напал на Атропатену и покорил ее. Им руководил, главным образом, дух мщения за родителей и за разорение страны жадным Антонием. Атропатенский царь, Артавазд, союзник Рима и сторонник злодейских предприятий римского полководца, проиграл сражение и сам попал в плен. Из Атропатены царь армянский в 30 году победоносно вступил в Армению и стал там царствовать самостоятельно. Он поспешил очистить страну от римлян, которых он поголовно велел казнить, в отмщение за то, что Антонием был невинно казнен его отец. Судя по монетам Арташиаса II, чеканенным с надписью «царь царей», можно сказать, что он восстановил положение, господствовавшее при деде его, Тигране В.. Его царству не угрожала опасность извне, так как парфянское государство было раздираемо внутренними неурядицами, Рим же переживал не менее смутное время. Но опять возникли внутренние усобицы среди армянской знати. Арташиас II, вероятно, под давлением антипарфян заключил союз с Римом в 29 году. Это имело для него роковое значение. Недовольные князья антиримской партии выступили против него и стали домогаться его низложения. В борьбе двух партий Арташиас II был убит в 20 году и на престол был возведен кандидат парфян, его брат, Тигран IV (20 — 6), воспитанный в Риме. Таким образом, в минуту ослабления парфян восточная политика Рима восторжествовала. Тигран IV был торжественно коронован в присутствии армянской знати и римских легионов рукою императорского принца, Тиберия, весною 20 года. На монетах, вычеканенных в память этого события, красуется бюст Октавия Августа с надписью «Armenia recepta». Это еще более раздражало сильную антиримскую партию, не остававшуюся безразличной. Хотя при Тигране IV мир не был нарушен, но с царствованием последних представителей из династии Арташиаса, Тиграна V и сестры Эрато, наступил конец самостоятельной Армении в 5 году до Р. X.
Борьба двух соседних держав за политический перевес на Востоке вступает в новый фазис. Армения вследствие внутренних неурядиц совершенно ослаблена. Настало время, когда вопрос о престолонаследии всецело зависел от римского императора или парфянского царя. Это было в период времени от 5 года до Р. X. и до 54 года по Р. X., когда царей назначали на армянский престол то из мидян, то из парфян, то из понтийцев, то из иберийцев, но очень редко из среды природных армян. Очевидно, подобное положение еще более разжигало партийные страсти. Наконец парфянский царь, Вологез I (51 — 77), вероятно, при сильной поддержке антиримской партии короновал брата своего, Тиридата, царем Армении. Последний вступил в сопровождении парфянского отряда в Армению в 52 году и занял столицу Арташат. Антипарфянская партия, недовольная этим, в 56 году отправила посольство в Рим просить помощи для изгнания парфян. Но в Риме иначе смотрели на дело. Личностью царя там не интересовались, а решили восстановить права верховенства Рима в Армении. Корбулон во главе легионов явился в Армению. Здесь в 58 году начались военные действия при неблагоприятных для Тиридата условиях. Корбулон с одной стороны дал последнему понять, что он может рассчитывать на милость императора, если желает остаться царем Армении, а с другой стороны выдвинул свои войска и, овладев Арташатом и другими городами, стал выселять из страны главарей антиримской партии, которых он считал виновниками войны. Эта мера сильно подействовала. Решили начать переговоры. С этою целью Тиридат лично явился в лагерь Корбулона, снял с головы тиару и положил перед статуей императора, дав обещание принять ее обратно из рук Нерона. Таким образом, состоялось соглашение утвердить Тиридата царем Армении с наследственными правами на престол в качестве вассала Рима. Был разработан план путешествия. Согласно маршруту Тиридат выступил из Армении в 66 году в сопровождении царской семьи, многочисленной свиты и 3000 всадников. Поездка продолжалась 9 месяцев. С императором Нероном Тиридат впервые имел свидание в Неаполе, но торжество признания его царем Армении имело место в Риме в очень роскошной обстановке. В пределах римской империи все расходы по путешествию армянского царя в Рим и обратно были возмещены за счет римской казны, из которой было ассигновано для этой цели по 800 сестерций в день. Это в общем составило сумму около 40 миллионов рублей.
Тиридат I или Тирит, родоначальник аршакидов в Армении, принял имя Арташиаса, первого царя из древней национальной династии, а сыновей своих назвал именами первых царей, Артавазда и Тиграна. Он немедленно приступил к реставрации разоренной римлянами столицы Армении, Арташата, при помощи художников и мастеров, специально приглашенных из Рима. Очевидно, с первого же времени новый царь стремился добрым расположением к национальным традициям армян заслужить доверие народа и укрепить за своим потомством права на престол. Мраморная статуя во весь рост первого армянского царя-аршакида, Тиридата-Арташиаса, красуется в Луврском музее в Париже. Это статный, величественный, красивый мужчина в типичном восточном одеянии и с шлемом на голове. Судя по дошедшим до нас остаткам народного эпоса, его наружности соответствовали и внутренние черты умного, доблестного и миролюбивого правителя — любимца народа. По преданию, он царствовал 41 год, что в самом деле соответствует тому времени, когда Армения, по воцарении Тиридата, пользовалась миром и внутренним спокойствием (64 — 114). Как передают народные сказания «во время Арташеса не было невозделанной земли в Армении — ни на горах, ни на полях».
Однако мирное течение жизни снова нарушилось вследствие новых столкновений, возникших между Римом и парфянами, опять — по вопросу о престолонаследии в Армении. Дело кончилось тем, что император Траян во главе сильной армии сперва разгромил Армению и обратил ее в римскую провинцию в 115 году, затем завоевал и Месопотамию и завладел Ктесифоном. Несмотря на это, в разных местах возникли восстания. Преемник Траяна, император Адриан (117 — 138) в виду новых осложнений поспешил восстановить прежние отношения. Между прочим было восстановлено армянское царство в лице бывшего парфянского царя, Парфамаспата, назначенного на престол на вассальных к Риму началах (118). Мирное положение продолжалось до 152 года. В это время парфянский царь без ведома Рима устранил армянского царя Соэма-Тиграна, и назначил другого аршакида. Это и дало повод к новым столкновениям. Соправитель императора Марка Аврелия (151 — 180), Луций Вер, направил римские легионы против парфян. Римляне в 163 году взяли и разорили город Арташат и восстановили на престоле Соэма. И на этот раз римские войска победоносно дошли до Ктесифона и заставили парфян заключить мир в 165 году. Разоренный римлянами Арташат, как центр сильной антиримской партии, был совершенно оставлен в стороне. Севернее его, там, где стояла древняя столица, Артимед, вырос новый город, Кайнополис, по-армянски Нор-Кагак, впоследствии названный Вагаршапат (ныне Эчмиадзин). С этого времени Кайнополис сделался центром антипарфянского течения под усиленным надзором римских властей.
Война эта повлекла за собою печальные последствия. Моровая язва стала свирепствовать на Востоке. Рим и вся империя задрожали от ужасов эпидемии, занесенной участниками войны. Одновременно начался голод, который еще более усилил ужасы эпидемии. Общее положение ухудшилось и возбуждением гонения на христиан.
В исходе II века один за другим царствовали в Армении Санатрук и Вагарш при более благоприятных условиях. Особенно популярным был Санатрук (176 — 191), если считать его тождественным с царем того же имени, который восстановил разрушенный от землетрясения город Низибис. Краткую его характеристику дает греческий писатель Свидас. Будучи роста небольшого, говорит он, армянский царь Санатрук имел однако влечение ко всему великому, он был первым в делах военных, строгим блюстителем правосудия и таким воздержанным, как лучшие из греков и римлян. Армянские сказания знают одного только Санатрука. В городе Ани-Камахе еще в IV в. стоял грандиозный памятник очень больших размеров, который был известен как надгробный мавзолей Санатрука, известного своими гонениями на христиан, между которыми находилась и первая мученица Армении, дочь его Сандухт. Преемник Санатрука, Вагарш (191 — 217), укрепил Кайнополис стенами, потому и город стал называться Вагаршапат. Ему же приписывается основание еще двух городов: Вагаршавана, ныне Хасан-Калэ, в долине Аракса, и Вагаршакерта, ныне Алашкерт или Топрах-Калэ в долине Арацани. Он же выступил против аланов-баслов, напавших с севера на Армению в 196 году. Вагарш их преследовал далеко за Каспийские ворота. Вскоре затем император Каракалла, занятый войнами в Месопотамии и решивший обратить все вассальные области в римскую провинцию, под предлогом примирения Вагарша сего сыновьями, вызвал их к себе, и, вероломно лишив их свободы, отправил в Рим, где Вагарш скончался в заточении (211 — 217). Один из его сыновей, Тиридат, убежал из плена и явился в Армению. Здесь он был провозглашен царем (218 — 222). Раздраженные вероломным поступком императора, армяне выступили против римских легионов и, разбив их, восстановили свою независимость. Тиридат II был последним царем из потомства Тиридата I, Арташиаса. После него армянский престол занял в 222 году брат парфянского царя, Артабана V, и сын Вологеза IV, Аршак, который принял имя Хосрова (222 — 241). С него начинается ряд царей армянских аршакидов, господствовавших до 432 года при новых политических условиях, как увидим далее.
В 226 году по Р. X. Арташир Бабекан убил парфянского царя, Артабана V, и основал новоперсидское царство династии Сасанидов с тенденцией снова отвоевать то мировое положение, какое занимали ахемениды, основатели древнеперсидского царства. Брат Артабана, Аршак-Хосров, царь армянский, по естественному праву родства выступил с вооруженными силами против Арташира. Он стремился восстановить аршакидское царство парфян. Завязалась сильная борьба, длившаяся десятки лет. Несмотря на успех оружия армянского царя, сасаниды в конце концов утвердились на престоле. Им удалось даже путем измены и подкупа убить армянского царя и завладеть Арменией в 279 году. Наследник Аршака, Тиридат, принужден был искать убежища у римлян, между тем как его приверженцы упорно продолжали борьбу в ожидании помощи со стороны Рима. Император Диоклетиан (284 — 305) наконец отправил сильное войско против персов и в 297 году заставил их очистить Армению и заключил почетный мир. В том же году был утвержден на престоле Армении, в качестве вассала Рима, Тиридат III, прозванный Великим (297 — 327). С его воцарением начинается эпоха возрождения Армении и переустройства государства на новых началах.
Новый царь, доблестный воин, умный и дальновидный, воспитанный в Риме и в душе ненавидевший персов, виновников гибели своего отца, пылал желанием окончательно изолировать Армению от вредного влияния персов, домогавшихся путем распространения там учения Зороастра разжигать страсти антиримской партии. Для достижения своей цели он первоначально применял строгие меры, чтобы поднять религиозный дух армян усилением культа древних богов. Но языческая религия армян была, как и многие стороны их внутреннего быта, сильно иранизирована. Народ и родовитая знать почти неразрывно были связаны узами религиозных традиций с народами древнего Ирана. Армянские божества, однако, многим отличались от иранских, более соответствуя западно-арийским типам. Во главе богов у армян стоял Арамазд, «отец богов» и творец неба и земли. От него происходят «великая матерь» Анаита, богиня мудрости, Астхик (Звездочка), богиня красоты, бог солнца Михр, армянский Геркулес — Вахагн, олицетворение наук и искусств, снотолкователь и писец Арамазда, Тир и др.. Почитанию их были посвящены капища в Арташате, в Багаване, в Ани-Камахе, в Эрезнаване, в Багаяридже, в Аштишате и во многих других местах. Богам были посвящены идолы из драгоцнного металла, возводились жертвенники с дорогими сосудами и другими жертвенными предметами, в жертву приносились животные белого цвета, именно, быки, козы, лошади и мулы, в дар храмам подносились золотые и серебряные венки, украшения, дорогие ткани и одеяния. Храмы и жертвенники находились под наблюдением жрецов из древнего рода Вахуник, главный центр которых был в Аштишат (недалеко от Муша). Центром жреческой учености был храм Арамазда в Ани-Камахе (недалеко от Эрзинджана). Здесь упоминается жрец Угюп, который содержал храмовые книги с записями.
Несмотря на такую определенность и типичность религиозных представлений армян, иранская культура оказывала свое воздействие, выраженное в почитании большого множества добрых и злых духов. При столкновении же армян с другими народами Востока и Запада религиозные понятия их стали ослабевать, в особенности после того, как на Востоке наряду с другими учениями стало распространяться и учение христианских апостолов. По преданию, в Армении учение это нашло много последователей в южных областях еще в первом веке. Но, очевидно, в царствование Санатрука (165 — 190) уже проникли туда лучи христианского учения. Оно получило постепенное распространение, когда в Риме и во всей империи повторялись гонения на христиан, и последние искали себе спасения в отдаленных от Рима странах. Первые годы царствования Тиридата совпадают именно с этой эпохой, когда стал веять новый дух времени, и духовные нужды народа заставляли царя все чаще и чаще обращать свои взоры в другую сторону.
Дело в том, что, когда Тиридат В. утвердился на престоле и, обеспечив границы своего государства, стал заниматься внутренним устройством страны, он неожиданно столкнулся лицом к лицу с новым учением, получившим уже негласное распространение в разных слоях армянского населения. Мы имеем в виду христианство. Главным проповедником этого учения в Армении оказался Св. Григорий, представитель знатного парфянского рода, служивший при царском дворе, по преданию, сын Анака-изменника, убившего отца Тиридата. Приказав заключить Св. Григория в арташатскую темницу, где он 15 лет должен был томиться в заточении, Тиридат рассчитывал путем открытого гонения на христиан приостановить распространение нового учения. Изданные им один за другим указы напрасно возвещали волю царя усилить торжественные обряды почитания богов и преследование христиан. Убежденная борьба последних и самоотверженное стремление их жертвовать жизнью ради торжества истины окончательно обессилили Тиридата и его сотрудников. В царской семье царевна Хосровидухт, сестра Тиридата, и несколько знатных представителей оказались в среде тайных сообщников Св. Григория. В 301 году после мученической смерти группы святых дев, невинных жертв царского гнева, называемых Рипсимянк, как гласит предание, царь Тиридат впал в какое-то странное недомогание. От неизлечимой болезни исцелил его Св. Григорий, стараниями и распоряжением Хосровидухт освобожденный из темницы. К этому времени и приурочивается преданием обращение армян в христианство.
Вскоре сделалось очевидным, что новым учением охвачены почти все области римской империи. Необычайно жестокие гонения Диоклетиана в 303 году оказались бессильными. Преемник его, Константин В. после торжества над врагами наконец издал в 313 году миланский эдикт, которым христианское учение признавалось терпимым. Таким образом и на Востоке и на Западе христианство восторжествовало.
Тиридат поручил Св. Григорию организовать христианскую церковь, которая отныне должна была служить главным фактором духовного преуспеяния армян. Св. Григорий при энергичной поддержке царя и князей вскоре мог покрыть страну сетью церквей, монастырей и школ для воспитания юношества. За неимением тогда национальных письмен было введено преподавание греческого и сирийского языков под руководством ученых христиан, сирийцев и греков, дабы возможно было читать Священное Писание и совершать христианское богослужение.

Армянская церковь св. Рипсиме в Эчмиадзине, построенная в 618 г. Армения, конец XIX - начало ХX вв.
Армянская церковь св. Рипсиме в Эчмиадзине, построенная в 618 г. Армения, конец XIX — начало ХX вв.

Обратив Армению в христианство, Тиридат тесно связал ее с христианским Западом. Чтобы обеспечить это новое положение, он заключил союз с Константином В. (323 — 37). Это, очевидно, раздражало персов, которые через своих агентов возбуждали против грозного царя некоторых князей. Тиридату пришлось против последних принять крутые меры. Так, по его приказанию был истреблен род князей Слкуни, так как их глава, Слук, «сопротивляясь государю, возмущал всю страну». Тогда образовалось организованное сопротивление, жертвою которого пал, наконец, сам царь Тиридат, отравленный теми нахарарами, которые противились воле царя в деле христианской веры, следуя воле жен и наложниц».
По смерти Тиридата В. среди нахараров, очевидно, преданных Персии, возникли смуты и возмущения. Но вскоре при помощи римского императора воцарился сын Тиридата В., Хосров-Котак (330 — 344). Он немедленно водворил спокойствие и стал заниматься внутренними делами. Он выбрал столицей город Двин, недалеко от Эривани, и на реке Азате построил новую резиденцию, Хосровакерт, вокруг которого посадил рощи. Между тем в 338 году истек срок мирного договора, заключенного с персами в 297 году. Шапух II (309 — 372), царь персидский, пользуясь этим, своими набегами стал тревожить Армению с целью ослабить ее и лишить самостоятельности. Армяне отчаянно сопротивлялись, ведя неравную борьбу с лютым врагом иногда при помощи римлян, большей же частью — предоставленные самим себе. В такой борьбе в 353 году пал жертвой вероломства царь Тиран, сын Хосрова, а в 367 году царь Аршак II, сын Тирана. Защищали страну и престол аршакидов, главным образом, лучшие представители рода Мамиконян. Этим последним принадлежало право воспитывать царевичей. Они же пользовались наследственным правом главного командования армянской конницей. Проникнутые сознанием долга и преданностью церкви и престолу, некоторые из них самоотверженно сражались, не жалея жизни. Персидская же враждующая политика выдвинула отступников, преданных интересам врага. К числу таких отступников принадлежит Меружан из рода Арцруни, который вместе с Ваганом Мамиконяном принял учение магов и служил убийственным орудием в руках Шапуха. Во главе персидского войска они совершали набеги, разрушали церкви, предавали огню священные книги, убивали священников и распространяли в Армении учение Зороастра и персидский язык. Император Валент, наконец, отправил в Армению войско, с которым соединилась и армянская конница с Мушегом Мамиконяном во главе. Персидское войско под предводительством Меружана было разбито и вытеснено из страны. И в 370 году сын Аршака II, Пап, был утвержден на престол аршакидов. Но последний обнаружил наклонность дружить с персами, чем и возбудил гнев Валента. Пап был убит во время царской трапезы на глазах у армянских нахараров и римского легиона в 374 году, очевидно, по сигналу, данному из Византии. Затем, в 378 году состоялось соглашение между Шапухом и Валентом разделить Армению между собою. Соглашение это было приведено в исполнение в 387 году императором Феодосием В.. Аршак III, сын Папа, не желая остаться в персидской части, перешел к римлянам. После его смерти престол в римской части был окончательно упразднен. В персидской же части царствовали Хосров III (389 — 393) и Врамшапух (394 — 415). В царствование последнего был изобретен армянский алфавит в 406 году, и сделан перевод Библии. К тому же времени относится золотой век армянской литературы. Католикос св. Саак (389 — 439) и его верный сотрудник, св. Месроп († 440), покрыли Армению сетью школ, в которых армянская молодежь стала воспитываться на родном языке. Лучшие из учеников отправлялись для усовершенствования в науках в Александрию, Афины, Византию, Эдессу и пр. Возвращаясь на родину, они обогащали армянскую литературу переводными и оригинальными произведениями.
Тем временем армянские нахарары антиримского направления, очевидно, подозревая, что путем такого культурного сближения с Западом может быть опять восстановлено римское (византийское) господство в Восточной Армении, обратились к персидскому царю с просьбой лишить престола Арташеса II, сына Врамшапуха, и управлять страною через марзпанов-наместников. Таким образом, в 432 году был упразднен царский престол и в Восточной Армении.

Исмаилизм Искусство Малой Азии эпохи Сельджукидов