Закрыть

Китайское искусство. Историческое введение

Развитие китайского искусства при разных правителях и династиях

Китайская история по туземным источникам восходит к мифическому периоду баснословной древности. Их первый человек Пан-гу явился из хаоса, как зародыш всепроизводящего космического яйца, или атома. За ним следует целая серия небесных, земных и человеческих правителей, последними из которых были Ю-чао (имеющий гнездо), потому что он научил людей строить жилища на деревьях, чтобы спасаться от диких зверей, и Суй-жэнь (производитель огня) китайский Прометей, изобретатель бурава для добывания огня посредством трения дерева.
Далее следует легендарный период, начинающийся с Фу-си, признаваемого китайцами настоящим основателем их государства. После него царствовала его сестра Нюй-гуа (по некоторым источникам жена Фу-си).
Надпись на одном из барельефов Ханьской династии, где изображен этот император, следующего содержания:
«Фу-си, по имени Чжан-цин, был первый правящий как император. Он начертил триграммы и завязал шнуры в узлы, как средство управления среди морей (т.е. во вселенной)».
Другими словами, Фу-си, находя недостаточным существовавшее со времен Суй-женя веревочное письмо, изобрел начатки графического письма.
Третий из трех древних государей Шэн-нун «Божественный земледелец», впервые сделал деревянный плуг, научил свой народ искусству земледелия и открыл целительное действие трав.
После Шэн-нуна царствовал Хуан-ди известный в истории выделкой оружия, плавкой металлов, изготовлением металлических сосудов. По его поручению, как говорит предание, было изобретено «головастиковое» письмо (кэ-доу-цзы), названное так потому, что иероглифы его своей формой напоминают форму головастиков. Начертания этого письма встречаются на многих древних сосудах. При Хуан-ди был составлен календарь и написаны сочинения по медицине; кроме того, этот император известен изготовлением оружия, оросительными сооружениями на полях и, как первый архитектор, постройками дворцов и домов для жилья (научил обжигать кирпич).
Четвертый после Хуан-ди был знаменитый император Яо. («Его доброжелательность была небесная, знания как у Бога, вблизи он был подобен солнцу, издали подобен облаку»).
Следующий император Шунь — покровитель астрономии. При нем было известное наводнение, считаемое иезуитскими писателями за всемирный потоп.
Есть и другие сведения об этих правителях, именуемых в китайской истории У-ди, пять правителей. Хуан-ди был покровителем развившихся при нем многих промышленных искусств, а его жена научила народ выводить шелковичных червей, за что была причислена к сонму божеств и до сих пор почитается под именем Си-линь-ши. Это тот самый Хуан-ди, которого под именем «Накхунте» Терьен-де-Лякупери сделал предводителем бакских племен. Даосы, по присущей им способности все объяснять сверхъестественным путем, приписали Хуан-ди изобретение алхимии, благодаря которой он стал бессмертным, и переделали его имя в Желтого императора (хуан означает на китайском языке также желтый).
Об императорах Яо и Шуне мы можем получить сведения из Шу-цзина — исторических записей, собранных Конфуцием. В Пин-ян-фу — провинции Шань-си, где по преданию была столица этих двух императоров, до сих пор за стеной города находится храм, посвященный их памяти, с помещенными в главном павильоне изображениями императоров, превышающими четыре сажени. Относительно самих императоров, которых Конфуций признавал идеальнейшими из правителей, говорится, что Яо передал престол Шуню, обойдя своего сына. Шунь поступил также и передал престол министру Юю, который не последовал их примеру, и с тех пор престол стал передаваться по наследству, а не по завещанию. В Шу-цзине находится книга «Дань-Юй», в которой описана деятельность императора Юя.
Она же помещена и в двух династических историях, написанных Сы Ма-цянем (85 до Р. X.) и в летописях первой Ханьской династии (202 до Р. Х. — 8 по Р.X.). В этой «Дан-Юй» императору приписывается постройка больших гидротехнических сооружений, продолжавшаяся девять лет, и разделение страны на девять провинций. Говорится также, что он отлил по числу провинций девять бронзовых треножных сосудов, на которых, как утверждает Рихтгофел, были вырезаны карты всех провинций.
В действительности же треножники не употреблялись для этой цели, т.к. слово «ту» не может служить указанием на воспроизведение на них карт китайских провинций и означает вообще графическое изображение, рисунок, чертеж.
Металл для этих сосудов был прислан в виде дани от девяти провинций. В древнюю эпоху китайской истории, как упоминается об этом в китайских источниках, было в обычае присылать из провинций в столицу металл, а императоры, со своей стороны, желая отличить выдающихся людей, отливали из бронзы сосуды, на которых врезывалась надпись, содержащая указание на повод отливки этого сосуда; такие сосуды ставились в храмах. Бронзой пользовались в данном случае, как наиболее прочным материалом для сохранения воспроизведенных на ней документов. Девять треножников в течение двухсот лет сохранялись в столице, находившейся вблизи нынешнего Кай-фын-фу в провинции Хэ-нань.
Император Юй положил основание династии Ся, с которой может начинаться уже достоверная история Китая. Эта династия, продолжавшаяся от 2205 до 1766 г. до Р. X. (насчитывает восемнадцать императоров), заслуживает быть отмеченной в истории развития китайского искусства. Есть указания на то, что император Цинь (1900-1879) ввел в употребление «западную» музыку; при императоре Кун-цзя (1879-1848) была введена «восточная» музыка; при императоре Фа (1837 — 1818) при дворе исполнялись «восточные» танцы. Ее сменила династия Шан от 1766 года до 1122 до Р. X. (с двадцатью восемью императорами). Следующая династия Чжоу династии Ся, Шан и Чжоу известны у китайцев под названием Сан-тай «три династии» (имела тридцать пять правителей) от 1122 года до 249 до Р. X. Последняя династия была основана Вен-ваном, хотя первым императором сделался его сын У-ван. Нельзя особенно настаивать на достоверности указанных дат, несомненная правильность которых начинается только со вступления на престол Сюань-вана в 822 году до Р. X., откуда ведется уже безошибочное исчисление. Эта династия ознаменовала свое правление многими событиями государственной важности, как перенесение столицы в Ло-ян (из нынешнего Си-ань-фу в Хэ-нань-фу), при императоре Пин-ване, с какового времени династия стала известна как Восточная Чжоуская династия. При этой же династии жили великие китайские философы Лао-цзы, которому приписывают основание даосизма, и Конфуций со своими учениками, из числа которых наиболее замечателен Мэн-цзы. Более двух тысяч лет прошло с тех пор, как умерли эти философы, признанные мировыми мыслителями, а идеи их еще и теперь живы в Китае и не умрут, вероятно, до тех пор, пока существует «срединное государство». Поэтому можно смело предположить, что и оригинальные основы китайского искусства, как и самый склад национальной китайской мысли, будут существовать неизменными в течение еще многих поколений.
Династия Чжоу известна также междуусобными распрями от 475 до 221 до Р. X., каковой период называется в истории периодом «враждующих государств» (чжан-го). Власть центрального государства в виду усиления власти феодальных владений значительно ослабела, вследствие чего империи грозили большие потрясения. К раннему периоду этой династии относятся сказания даосов о путешествии Му-вана, возница которого Цао-фу возил его на своих знаменитых восьми лошадях по неизвестным до того времени местам (факт путешествия Му-вана в Восточный Туркестан теперь доказан). Его путешествия к Си-ван-му послужило излюбленной темой для многих китайских художников, которые изображали также и восемь лошадей с обозначением имени каждой, и прием Му-вана у Си-ван-му в ее волшебном дворце на горе, Куэнь-Лунь в рельефе и на плоскости в качестве декоративного мотива для фарфоровых ваз. К царствованию императора Ю-вана относится запись о солнечном затмении 29 августа 775 года до Р. X.
Период враждующих государств, которому предшествовал период «у-ба» — пяти предводителей, продолжался до 249 года, когда князь удела Нань сдался окончательно князю тора Мин-ди, Ханьской династии (61 г. по Рожд. Хр.), который видел над своим дворцом золотую фигуру в облаках света. Он обратился за толкованием к министрам, которые сказали ему, что на западе жил божественный человек по имени Будда, и, вероятно, сон императора имеет к нему отношение.

 

Вследствие этого была послана особая миссия в Индию, которая привезла двух индийских монахов с книгами, написанными на языке пали; из них некоторые были сейчас же переведены на китайский язык. Индийские монахи привезли с собой много буддийских фигур и картин, которые были скопированы для украшения стен дворцовых зал и нового храма Бай-ма-сы, «Храм белой лошади», в память лошади, провезшей священные реликвии через Азию.
К этому времени относится установление более тесных торговых сношений с восточными областями Римской империи, откуда приезжали купцы в Кохинхину уже во втором столетии по Р. X. В китайских летописях, относящихся к этому времени, находится упоминание об императоре Ань-туне (Марке Аврелии).
Вслед за этим начинается период расцвета буддизма, который был сделан государственной религией племенем Тоба, жившим на севере. У них была целая книга, посвященная описанию монастырей, пагод и изваяний в скалах с дополнением о даосизме под названием Хуан-лао, т.е. религия Хуан-ди и Лао-цзы. В царствование императора династии Лян — У-ди явился в Китай Бодидарма, сын короля южной Индии, сделавшийся в 520 г. по Р. X. Первым главою китайской буддийской церкви (патриархом). Он часто изображается в китайском глиптическом искусстве несущим патру — «священный сосуд» буддийской веры.
При великой Танской династии, китайская империя достигла своих крайних пределов, и считалась одной из великих мировых держав. При этой династии в Кантоне основывается арабская колония, и вообще в это время мусульмане поселяются в некоторых прибрежных городах; может быть, они тогда же проникли в провинцию Юнь-нань. Тогда же впервые появляются в Китае несторианские миссионеры (635 г.).
С этого времени начинается усиленное паломническое движение из Китая в Индию для изучения страны Будды и поклонению ее главным святыням. Возвращаясь обратно, паломники привозили в Китай собранные ими реликвии, священные изображения, картины и манускрипты для перевода, а вместе с этим и традиционные правила искусства, которые передаются почти без изменения и до настоящего времени.

Под влиянием расцвета буддизма китайское искусство достигло кульминационной точки своего развития, так что Танская династия считается золотым периодом одновременно литературы, поэзии и искусств пластических и графических. С падением Танского могущества в 906 году, и китайское искусство стало постепенно склоняться к горизонту и уже больше никогда не поднималось до такой высоты, как при Танской династии. В период упадка Танского могущества вторгнулись с севера народ Кидань, имя которых легло в основание современного русского слова «Китай».
Из династий, следовавших после Танской до последней Цинской, некоторые почти не оставили следа в истории развития национального искусства. К числу таких следует отнести пять династий Тюркского происхождения в период времени между Танской и Сунской династиями.
При Сунской династии, вступившей на престол в 960 году, осуществлялись мирные наклонности, процветала философия, составлялись большие энциклопедии, издавались обширные комментарии классиков, так что весь этот период называется периодом неоконфуцианства.
Собирались коллекции книг, картин, таблиц с надписями, бронзовых изделий и других произведений искусства, перепечатывались обширные иллюстрированные каталоги, сохраняющиеся до сих пор, тогда как сами предметы коллекций частью уже растерялись.
Династию Сун вообще следует считать продолжением расцвета Танского китайского национального искусства и, главным образом, живописи. В противовес падавшей буддийской религиозной живописи стали развиваться ландшафт, живопись цветов и животных, причем замечается сильное увлечение рисунком в ущерб колориту. В эту эпоху выработался особый прием рисования тушью по белому фону. Эта простая техника, при которой контуры почти совсем скрадываются, давала возможность воспроизводить картины природы с поразительным величием и правдой.
К концу Сунской династии темами для живописи стали служить доступные ближайшему наблюдению отдельные предметы, вследствие чего «этюды переднего плана» превратились в самостоятельные художественные произведения. Причина такой перемены содержания картин заключалась главным образом в том, что с прекращением паломничества в монастыри образованный китаец имел возможность наблюдать природу только в своем саду, что и подвинуло художников к детальному изучению и передаче отдельных предметов: деревьев, ветвей, цветущих кустов пионов, гвоздики и хризантем, птиц и бабочек…
В период Сунской династии китайцы превосходили все европейские народы в живописи.
Китайское искусство всегда отличалось удивительным постоянством форм, так что большинство иноземных влияний перерабатывалось в китайском духе, во время же Сунской династии китайское искусство как бы окончательно застыло в своих формах, до которых оно дошло.
За Сунской династией следует основанная внуком монгольского Чингис-хана Хубилай-ханом — Юаньская династия, (1280-1368) царствование которой во многих отношениях пагубно отозвалась на искусстве страны. При Юаньской династии во многих местах Китая пришла в упадок фарфоровая промышленность вследствие обложения чрезмерными налогами. В то же время сам Хубилай-хан всячески окружал себя великолепием, правда за китайский счет, так как монголы не внесли ничего нового ни в культуру, ни в искусство Китая.
Замечаемое сходство в некоторых промышленных произведениях искусства западной и восточной Азии и вообще усилившееся иноземное влияние в искусстве явилось результатом монгольского владычества известного своей веротерпимостью. Очень редко встречающиеся в китайском орнаменте арабские мотивы, говорящие о персидском влиянии, — также следствие владычества монгольской династии, при которой ислам нашел благоприятную почву для распространения.
Юаньскую династию сменила Минская, основателем которой был буддийский монах — Чжу Юань-чжан. Оттесненные впоследствии к северу монголы некоторое время опустошали окраины набегами, и даже в 1449 году увезли одного из китайских императоров, только восемь лет спустя освободившегося, чтобы возобновить под новым названием прерванное царствование. Минская династия просуществовала от 1368 до 1644 года по Р. X., и известна в истории многими экспедициями в соседние страны и сношениями с западом морским путем.

При этой династии в Китай проникло много произведений западно-азиатского и европейского искусства, влияние которых, если оно и было, то очень незначительное, а потому основные формы китайского искусства продолжали оставаться теми же, как при Суньской династии или даже при Танской.
От Минской династии до нас дошло много архитектурных сооружений, не представляющих, однако, ничего нового сравнительно с произведениями Танской архитектуры. Но в скульптуре Минская династия ознаменовалась значительным прогрессом. В фигурах людей и животных видно некоторое стремление к благородству форм и торжественности, хотя рутинность и сухость их исполнения, как и вообще все позднейшие статуи богов и рельефные изображения на арках ворот, на храмах и башнях подтверждают, что китайцам было чуждо понимание языка форм, монументальной пластики.
В живописи наблюдалось почти то же самое. Великолепные картины знаменитых китайских живописцев, предназначенные для вывешивания на стенах, обнаруживают удивительную ясность и изящество в пределах китайского стиля; однако, стиль этот, которому теперь пробуют подражать в Европе на плакатах, с европейской точки зрения может быть назван скорее ремесленно-декоративным, чем серьезно живописным.
Минская династия насчитывала 17 императоров. На смену ей в 1644 году явилась Маньчжурская династия Цин, закончившая собою многовековой ряд деспотических правителей Китая.

В духовном отношении китайцы растворили в себе немногочисленных маньчжур, заставив их признать свою многовековую культуру, обычаи и даже язык, так что на маньчжурском языке в самом Китае никто не говорил кроме как при дворе да и среди населения Маньчжурии в настоящее время едва насчитывается десятая часть, говорящая на этом языке.
В духовной жизни Китая в период Цинской династии начинает замечаться упадок, отразившийся и на произведениях искусства. Ничего нового не создается, повторяется старое на разные лады под различными приправами.
Китайская литература тоже как будто бы ничего не дала оригинального в этот период. Даже в эпоху царствования могущественного из восточных монархов XVIII века, блестяще образованного Цянь-луна (династическое имя его Гао-цзун, не замечалось поступательного движения прогрессирующей человеческой мысли; «это была скорее миллионы раз спетая, может быть, и мастерски, но всегда одна и та же старинная песня, и притом, под тот же лад, как ее пели прадеды тысячу лет тому назад» (Рудаков. Богдоханские дворцы и книгохранилища в Мукдени))…

В конце Минской и во времена Цинской династии особенно нахлынули в Китай христианские миссионеры, и повсеместно распространившись, стали каждый по-своему проповедовать религию Христа. Но будучи чуждым китайскому духу и к тому же не всегда умело излагаемым, это учение так и не привилось в Китае, хотя номинально в этой стране насчитывается много тысяч христиан.
На искусстве Китая христианство почти не отразилось и это может послужить лишним доказательством того, что религия Христа совершенно не коснулась глубины китайской души, остающейся и до сих пор верной своим вековым традициям. Настойчивость западных христианских миссионеров, упорно стремящихся пробраться туда, откуда их гонят, не дала на этот раз положительных результатов, не принеся ничего хорошего ни китайскому искусству, ни европейскому обществу, заинтересованному этим вопросом, так как ознакомившиеся с языком и историей Китая миссионеры считали лишним заниматься изучением «языческого искусства».

© 2024 Raretes