Изразцовая декорация в Средней Азии

XIV в. Эпоха Тимура. Мечеть Биби-Ханым и мавзолей Гур-Эмир

Позднейшие постройки эпохи Тимура — соборная мечеть Биби-Ханым я Самарканде (1399-1403/4 гг.) и мавзолей Гур-Эмир (1404-1405 гг.) — украшены изразцами только с наружной стороны зданий. Изразцовая декорация обоих этих зданий поражает своим великолепием, но в этих памятниках она является лишь дополнением к впечатлению монументальности и величия, производимыми самой архитектурой этих замечательных построек, ее массами, пропорциями, тогда как в мавзолеях Шах-и-Зинда архитектурная декорация и производимое ею эстетическое впечатление часто доминирует над воздействием самих архитектурных форм. В обоих этих памятниках, а также на стенах мечети Ессеви, и дворца в Шахрисябсе стоит отметить большую роль мозаики из поливных кирпичей, из которых выложены стилизованные надписи (рис. 160). Значение этой орнаментации подчеркивает А. Ю. Якубовский. «На фоне цвета обожженного неполивного кирпича, — пишет он о Биби-Ханым (А. Ю. Якубовский, Самарканд при Тимуре и тимуридах, стр. 49), — развернута целая система геометрического плетения из параллелограммов и ромбов, выложенных по большей части синими кирпичиками. Геометрические фигуры эти заполнены куфическими надписями, выполненными бирюзовыми кирпичиками. Неопытный глаз не сумеет отличить их от общей системы геометрического плетения, и не всегда даже знающий арабский язык догадается, что это не только элементы орнамента, а надписи, содержащие в себе имена аллаха, пророка Мухаммеда и первых четырех халифов». Надписи имеют здесь агитационное значение, так же как и надписи на главном входе дворца Ак-Сарая в Шахрисябсе: «Царство принадлежит Аллаху» и «Султан — тень Аллаха на земле». «Сам Тимур, — замечает А. Ю. Якубовский (там же, стр. 54), — как известно, был плохим мусульманином, однако он прекрасно понимал роль ислама и мусульманского духовенства в деле закрепления в сознании народа авторитета феодальной власти».
Разберем теперь более подробно изразцовые облицовки этого замечательного памятника тимуровской эпохи, начатого в 1399 г. и оконченного в 1403 г., — мечети Биби-Ханым в Самарканде.
Этот грандиознейший ансамбль из четырех зданий был начат постройкой Тимуром в ознаменование победоносного похода на Индию на средства, полученные им путем военного грабежа.
План здания установлен M. Е. Массоном (M. E. Mассон, Соборная мечеть Тимура, известная под именем мечети Биби-Ханым. Ташкент 1926. План при стр. 8 (пробная реставрация первоначального плана мечети)) на основании данных раскопок 1895 г. Щербина-Крамаренко (Щербина-Крамаренко, По мусульманским святыням Средней Азии («Справочная книжка Самаркандской области» на 1896 г.); его же, статья в «Зодчем» за 1896 г. Неверный план Биби-Ханым (названной медресе, а не мечеть) дан у Schubert-Soldern, Die Baudenkmale von Samarkand («Allgemeine Bauzeitung», 1898); Dietz, Die Kunst der islamischen Völker) и исторических свидетельств. Ныне существующие четыре здания, составляющие архитектурный ансамбль, были соединены между собой крытыми галереями на каменных столбах вокруг обширного внутреннего двора.

О характере его изразцовой орнаментации, о том, какую доминирующую роль в декорации здания играла крупная мозаика из поливных кирпичей, дают хорошее представление наши рисунки, изображающие мечеть Биби-Ханым со стороны главного фасада (рис. 160), сбоку (рис. 161), деталь щековой стены главной арки (рис. 162).
В Гур-Эмире к тимуровскому времени относится только главное здание мавзолея (рис. 163). В изразцовой декорации здания мавзолея решительно господствует крупная мозаика из квадратных и продолговатых поливных кирпичей — темно-синих, голубых и белых. Но только ребра купола и сталактитового перехода к нему от барабана были сплошь покрыты поливными кирпичами (см. рис. 164 по фото, сделанному во время реставрационных работ 1937 г.). На барабане же орнаментальные мотивы и надписи выполнены по фону из желтых терракотовых облицовочных кирпичей (см. репродукцию в красках на табл. VII у Веселовского, Гур-Эмир, 1905).

В орнаментации преобладают надписи, порой сильно геометризированные. На барабане огромными буквами уложено кругом несколько раз «вечность богу»и меньшими буквами в верхней строчке -«хвала богу». А на боковых и задних гранях основного восьмиугольного здания чередуются то наклоненные в разные стороны, то опрокинутые три слова: «раб божий Мухаммед» (М. Е. Массон, Мавзолей Гур-Эмир, 1926, стр. 8).
Из других построек эпохи Тимура в Самарканде упомянем Рухабад, где все украшение изразцами заключается в изразцовой раме вокруг заложенного северного входа, затем мавзолей Чупан-Ата в окрестностях Самарканда (остатки надписей поливным кирпичом на куполе) и так называемый мавзолей Биби-Ханым (небольшие остатки поливной декорации). Разрушен был в 1880 г. мавзолей в крепости Нур-эд-дин-Басира, построенный Тимуром (барабан, украшенный изразцами) (воспр. у Веселовского, Самария, 1904).
К постройкам тимуровского времени относится, по мнению описавшего это здание А. А. Семенова, и мавзолей в Меана в Туркменистане (А. А. Семенов, По закаспийским развалинам («Изв. Средазкомстариса», т. III, 1928). Снимки очень плохо воспроизведены). Изразцовая декорация сохранилась на портале; тона ее — голубой, синий и белый.

Стенные росписи в памятниках архитектуры Средней Азии Резьба по камню, по дереву, по глине в Средней Азии