Содержание
XVI в.
Если об архитектурной декорации XV в. говорят нам главным образом памятники Самарканда, то об архитектуре XVI в. наилучшее понятие мы можем получить по сооружениям в Бухаре. В Самарканде сохранился лишь один памятник XVI в., да и то дошедший до нас в виде совершенной руины. Это развалины постройки, известной под именем Чильдухтаран (сорок дев). На самом же деле это усыпальница шейбанидов. Усыпальница Абу-Саид-хана, сына Кускунчи-хана, была построена еще при жизни Кускунчи-хана, так как последний был похоронен в ней. Ее строитель Абу-Саид-хан умер в 940 (1533) г. и был похоронен тут же. В усыпальнице — ряд намогильных камней с надписями. Внутри мавзолей был украшен изразцовой голубой в шашку панелью в широкой мозаичной раме с растительным орнаментом. Стены были украшены многотонной росписью. Последние остатки изразцов были в 1925 г. перенесены в Самаркандский музей.
В недавнее время удалось установить, что высококачественная изразцовая облицовка применялась в XVI в. и в Ташкенте, а именно в медресе Барак-хана. Еще в 1934 г. пишущим эти строки было установлено на основании двух старых анонимных фотографий (рис. 175 и 176), что существующее теперь без купола и барабана над постройкой в глубине внутреннего двора медресе Барак-хана имело высокий барабан и купол и было богато украшено изразцами.
Данные эти были переданы Узкомстарису. В 1935 г. Узкомстарисом было произведено исследование и археологическое вскрытие позднейших частей здания. Работа велась коллективом под руководством M. Е. Массона в составе археолога В. Д. Жукова, Ш. Е. Ратия при участии моем и консультации Л. Н. Воронина. Было установлено, что первоначально здание сооружалось как мавзолей и лишь позднее было обращено с помощью пристроек в медресе (M. E. Mассон, Археологические работы в Узбекистане за последние годы (1933-1935) («Социалистическая наука и техника» за 1936 г.). Ратия и Воронин поместили об этом медресе статью в «Архитектуре СССР» № 11 за 1936 г. без ссылки на историю установления внешнего вида главного мавзолея). При археологическом вскрытии были обнаружены изразцы (майолика) как раз того типа, которые можно видеть на барабане здания на тех старых фотоснимках, которые помогли восстановить былой облик сооружения.
Строительная деятельность в XVI в. в Бухаре характеризуется значительным приливом творческих сил. Огромный интерес представляет колоссальная по размерам и очень интересная по плану мечеть Калян. Своему современному виду мечеть Калян обязана хану Абд-ал-Азизу, построившему ее в 1540-1541 гг., по-видимому, с сохранением ее старого плана XII в. Главный пиштак сохранил остатки украшений; особенно хороша изразцовая мозаика. Очень величественное впечатление производит бирюзовый купол (Кок-Гумбез) мечети, поставленной на высоком барабане, украшенном надписями. Тонкой работы украшенный изразцовой мозаикой михраб мечети (рис. 177).
Наиболее интересным типом построек, культивируемых в Бухаре, является медресе, причем здесь главное внимание обращено не на украшение изразцами, а на сложное разнообразие деталей планов. Из медресе XVI в. особенно замечательно медресе Мир-Араб (1535-1536 гг.), расположенное напротив мечети Калян. Отметим, как особенность бухарской композиции архитектурных ансамблей, что одним из излюбленных приемов является сопоставление двух зданий попарно одно против другого: то это два медресе, то соединение медресе с мечетью; иногда при этом образуется площадь. Медресе Мир-Араб, построенное в первой половине XVI в., представляет собой обширную двухэтажную постройку с двумя куполами по сторонам главного пиштака. Мир-Араб украшен превосходной изразцовой мозаикой (рис. 179). Особенно богато украшен тимпан южного пиштака во дворе, где развернута сложная орнаментальная композиция растительных мотивов, вписанных в звезды, и геометрические фигуры плетениями лент (рис. 178). Затем может быть отмечен своеобразный вид декорации полукупола северной и восточной арок во дворе, где в фон облицовки из белого ганча вставлены изразцы в виде плетений, различных и орнаментальных фигур.
Весьма интересны изразцовые декорации в двух архитектурных памятниках Бухары XVI в. (не имеющих точной даты), где, впрочем, основной декорацией являются росписи: мечети Балянд и Ходжа-Зайнетдин. В мечети Балянд сохранились панели из зеленых и синих шестиугольных плиток с остатками росписей растительным орнаментом золотом поверх глазури. Выполненный изразцовой мозаикой михраб совершенно аналогичен по стилю с михрабом мечети Калян (1540 г.), что дает возможность относить сооружение мечети Балянд к середине XVI в.
В мечети Ходжа-Зайнетдин (второй половины XVI в.) изразцами украшены только панели. Но эти украшенные изразцовой мозаикой панели представляют большой интерес по мастерству исполнения и по характеру орнаментации. Всего здесь было 16 панно (одно исчезло совсем, одно сохранилось на одну треть, остальные существуют). Можно насчитать шесть типов декорации этих панно; большинство украшено различными по размерам и покрытыми глазурями разного цвета крупными и мелкими плитками в виде звезд и простейших геометрических фигур, дающих в своем сочетании изразцовую мозаику (рис. 180). Тона глазурей: белый, голубой, темно-желтый, зеленый, сине-фиолетовый, изредка светло-марганцевый (мутно-розовый). Три панно украшены изразцовой мозаикой той композиции, какую (больше чем какую-либо иную из изразцовых декораций Средней Азии) можно сблизить с иранскими коврами сефевидской эпохи. Таковы прежде всего два панно по боковым стенкам михрабной ниши (рис. 182). Их орнаментальная композиция весьма схожа с композицией некоторых ковров северного Ирана типа Биджар (ср., например, табл. 46 у Werner- Grote-Hasenbalg, Der Orientteppich. 1922. Рисунок в «Bulletin of the American Institute for Persian Art», декабрь 1935 г., стр. 88).
Растительная орнаментация очень близка к узору на панели из так называемого Хатун-Кийямат близ Шираза, по-видимому, сефевидской эпохи. Цветовая гамма рассматриваемых мозаичных панно из Ходжа-Зайнетдина весьма богата; фон центрального и угловых медальонов — зеленый, частей медальонов по длинным сторонам панно — грязно-желтый, остальные части фона синего цвета. Наконец, есть в Зайнетдине панно того типа, где растительную композицию прорезает многолопастная арка (рис. 181); они напоминают ковры типа джай-намаза с стилизованным изображением михрабной ниши.
Из построек второй половины XVI в. отметим еще изразцовую декорацию (главным образом надписи) на порталах и барабанах куполов в архитектурном ансамбле Чар-Бакр в окрестностях Бухары (рис. 183).
Из других памятников эпохи шейбанидов отметим еще расположенные друг против друга медресе Абдулла-хана и медресе Мадер-и-Абдулла-хан. Оба здания, действительно, постройки Абдулла-хана и выстроены, как сообщают надписи, в конце XVI в. (первое начато в 996 (1587) г., окончено в 998 (1589) г.; второе построено в 974 (1566) г. Изразцовая обработка ниже по качеству, чем у Мир-Араба, и беднее по тонам. Рис. 181 знакомит с характером изразцовой декорации медресе Абдулла-хана; в раме, окружающей пиштак, видим геометризированные надписи, выложенные техникой мозаики из поливных кирпичей, а в тимпане арки — орнаментальную композицию из майоликовых плиток, напоминающую композицию мозаики тимпана в Мир-Арабе. Пиштак медресе Мадери-хан также украшен мозаикой из поливных кирпичей; майолика в тимпане арки очень плохо сохранилась. Майолика абдуллахановского и более позднего времени хуже выработана и беднее красками (обычно тона: лиловый, синий, мутный светло-зеленый и белый).
Благодаря находке в Бухаре чертежей зданий и чертежей и эскизов мозаичных украшений (приобретены для Узбекского музея искусств в Ташкенте), мы теперь имеем представление о последовательных стадиях работы при выполнении изразцовой, в частности мозаичной, декорации: сначала эскиз, затем чертеж и, наконец, выполнение в намеченном материале. Один из таких эскизов для изразцовой декорации воспроизведен на рис. 191.
Изразцовая декорация XVII в. в Бухаре в отдельных зданиях (например медресе Абдул-Азис-хана,) переживает моменты относительного подъема; но в общем и по технике, и по расцветке, и по орнаментации она клонится к упадку.