Содержание
XIV в. Эпоха Тимура
Блестящего расцвета изразцовые декорации различного типа достигли в эпоху Тимура (1370-1405 гг.); они представлены многочисленными памятниками в Самарканде, Шахрисябсе и г. Туркестане.
Какая же техника поливной декорации употребляется в эту эпоху? Какие характерные особенности стиля наблюдаются здесь? В Шах-и-Зинда, где находятся наиболее ранние памятники тимуровской эпохи (с 1371 г.), преобладают еще прежние техники: расписная майолика, майолика по рельефной поверхности; но с 1385 г. (Ширин-бек-Ака) начинается применение изразцовой мозаики, причем эта техника начинает играть все большую и большую роль. Из мавзолеев Шах-и-Зинда эта мозаика встречается еще в части фасада Туман-Ака и мечети, в некоторых панелях внутри мечети близ гробницы Куссам-ибн-Аббаса.
Изразцовая декорация — вот главный источник блеска, силы и разнообразия впечатлений от памятника. Здесь встречаются все типы изразцовой декорации. В более поздних памятниках тимуровской поры, как Ак-Сарай в Шахрисябсе, мечеть Биби-Ханым, мечеть Ессеви в Туркестане, мечеть в Гур-Эмире, встречаем только орнаментацию из поливных кирпичей, расписную майолику в различных применениях (панно, надписи, витые жгуты колонн) и мозаику. Техника поливной резьбы, типичная для предыдущей эпохи (первые три четверти XIV в.) и восходящая своими корнями к приемам резьбы по неполивной терракоте, в этих памятниках уже не встречается.
При переходе к анализу архитектурной декорации памятников тимуровской эпохи рассмотрим детальнее ряд мавзолеев Шах-и-Зинда, относящихся к этой эпохе. Можно разбить их на две группы: одну, где изразцовая мозаика еще не применяется, и другую, где последняя является господствующим видом декорации. К первой группе принадлежат мавзолеи жены Тимура Туркан-Ака (1371 г.), Туглу-Текин (1375 г.) и Амир-задэ (1386 г.), ко второй — мавзолеи Ширин-бек-Ака (1385 г.) и безыменный мавзолей (1405 г.). В первых трех мавзолеях применяется только резная поливная терракота и майолика первого типа (по классификации С. М. Дудина, см. выше).
Сначала скажем о мавзолее Туркан-Ака, в котором, как в фокусе, сконцентрированы все достижения предыдущего развития изразцовой декорации и можно наблюдать также новые черты. Следует заметить, что в надписях содержатся имена мастеров, построивших здание. Это были Шемс-ад-дин-Тебризи, т. е. родом из Тебриза (А. Ю. Якубовский, Самарканд при Тимуре и тимуридах, стр. 35). Таким образом, мавзолей строили мастера из Ирана. Связь с иранскими майоликами XIV в. наблюдается только в пышном и менее стилизованном лиственном орнаменте тимпана входной арки (ср., например, изразец из Верамина с изображением стеблей с лотосами и двулистниками (Rivière, La céramique dans ľart musulman, табл. 55)) (рис. 149), остальная декорация не выходит из границ уже накопленного художественного опыта среднеазиатской архитектурной декорации в ее предыдущем развитии в самом Самарканде. Иранские мастера, видимо, вынуждены были подчиниться местной традиции, выросшей в суровой ханифитской среде в Средней Азии (ханифиты — господствующий толк мусульманства Средней Азии). Но, тем не менее, элементы освобождения от «сухой стилизации, так свойственной ханифитской среде среднеазиатских мастерских» (Проф. A. Ю. Якубовский, Мастера Ирана в Средней Азии при Тимуре (III Междунар. конгр. по иранскому искусству в Ленинграде. Доклады. 1939 г.)), сказываются и в отмеченной части декорации Туркан-Ака и кое-где в других местах. Мы полагаем, что и размах композиции портала этого мавзолея и сложная, порой изысканная, проработка деталей этого памятника могут быть в какой-то мере отнесены к высокому уровню мастерства работавших тебризских мастеров. Если мы сравним общую композицию рассматриваемого мавзолея с композицией портала такого более раннего памятника с декорацией того же типа, как мавзолей Ходжи-Ахмада, то увидим, что более широкий фасад Туркан-Ака содержит почти удвоенное количество орнаментальных полос по обеим сторонам портальной арки, а вместе с тем, благодаря большей заостренности портальной арки и ее более вытянутым пропорциям и сталактитам верха щековой стены, мавзолей Туркан-Ака кажется вовсе не приземистым, а даже более стройным, чем более ранние мавзолеи. От мавзолея 1360 г. он воспринял упомянутую систему сталактитов, развил ее и обогатил. По сравнению с Ходжа-Ахмадом здесь большую роль играет майолика, да и тип ее изменился: поверхность ее часто слабо рельефная, — рельеф достигался, видимо, путем штампования.
Остановимся еще на нескольких интересных моментах орнаментации. По-новому трактуются в Туркан-Ака колонки; стволы их представляют собой единую орнаментальную композицию, капители принимают также новую форму; они уже не вазообразны, как в мавзолее Ходжа-Ахмада (и ранее в узгенском Южном мазаре), но представляют сложную форму из трех частей: в нижней части — это многогранник, в средней — сочетание удлиненных сталактитовых нишек, а в верхней — угловые сталактитовые нишки со стрельчатым завершением срезают углы венчающему капитель кубу (рис. 148). И вся капитель покрыта тончайшей разнообразной резьбой (рис. 150). Сложны и интересны по формам базы угловых колонок, опирающихся на цоколь. Здесь, видимо, складывался прототип базы позднейшей деревянной колонны, которая опиралась на широкое каменное основание. Наконец, интересны панно. На цоколе мавзолея встречаем панно с штампованным рельефом, в других местах — панно прямоугольной формы (и штампованные и резные), с удивительно разнообразным орнаментом в рамках одной и той же схемы; прямоугольное панно всегда расчленено многолопастной аркой, придающей ему вид джай-намаза (молитвенного коврика); но в каждом типе панно растительная орнаментация своеобразна по узору (рис. 148). Особенно хороша резьба в больших панно по сторонам боковых стенок входной ниши (рис. 151). Внутри арки стройную симметричность придает композиции мотив чаши на ножке с выходящим из нее плетением стеблей, причудливых цветов лотоса и листвы.
Внутренность мавзолея декорирована майоликовыми плитками; лишь в тромпах видны резные сталактиты; полусферический купол мощными рельефными ленточными плетениями разделен на ряд компартиментов со звездообразной розеткой в центре; орнамент внутри компартиментов на майоликовых плитках состоит исключительно из геометрических элементов. К голубому, синему, белому цветам глазури здесь прибавляются кирпично-серый и желтый (третий тип майолики по классификации С. М. Дудина).
Фасад мавзолея Туглу-Текин 1375 г. (рис. 147) ни в расположении орнаментации, ни в изобретении новых орнаментальных мотивов почти ничего по сравнению с Туркан-Ака нового не дает; вазообразные же капители колонок уводят к типам первой половины XIV в. и даже к XII-XIII вв. Один из немногих новых мотивов — это мотив повторяющихся многолопастных арочек в вертикальном фризе резной поливной терракоты; характерно в декорации этого памятника увеличение роли майолики, притом с простейшей орнаментацией из геометрических элементов. Того же типа датированный 1386 г. мавзолей Амир-задэ; он всецело примыкает в своей орнаментации и цветовой гамме к двум только что рассмотренным и для своего времени является представителем исчезающего стиля. За год до него был построен здесь же мавзолей Ширин-бек-Ака, сплошь украшенный новой для Самарканда техникой декорации — изразцовой мозаикой. Прежде чем перейти к мавзолеям Шах-и-Зинда, декорированным мозаикой, остановимся вкратце на двух безыменных мавзолеях, украшенных исключительно цветной майоликой. Один из них (рис. 152 и 153) дает совершенно новое оформление фасада широкими вертикальными фризами, где плетения, образующие восьмиконечные звезды, полукресты и медальоны, покрыты мелкими культовыми надписями.
От другого безыменного мавзолея уцелели только остатки портала. Майолика последнего принадлежит ко второму типу (по классификации С. М. Дудина). Мы уже отметили, что считаем этот тип майолики завезенным из Хорезма или сделанным хорезмийскими мастерами. Но, с другой стороны, эта майолика может быть разновидностью иранской, так как есть подобный тип иранской керамики XIII-XIV вв. Кон-Винер (Cohn-Wiener, Turan, S. 25) оба вышеназванных мавзолея датирует временем около 1380 г. Относительно первого нам представляется это возможным, так как в своем майоликовом убранстве он в общем (исключая фриз из плетений) примыкает к мавзолеям 1370-1380 гг.; о том же говорит и тип пояса тромпов внутри мавзолея тимуровского времени. Датировать той же эпохой и второй безыменный мавзолей нам казалось бы затруднительным: тип его мозаики связывает его с хорезмийскими памятниками первой половины XIV в. Наличие в первом мавзолее шиитских религиозных формул в надписях заставило А. Ю. Якубовского отнести этот мазар к работе иранских мастеров.