Содержание
Происхождение киргизов
По своему типу, костюму и образу жизни киргизы Закаспийской области ничем не отличаются от своих сородичей киргизов малой орды, живущих в Уральской и Тургайской областях.
О киргизах, вообще, существует такая большая литература, как ни об одной другой группе инородческого населения России. Здесь мы приведем только некоторые данные, указывающие место киргизов в среде других народов тюркско-монгольского происхождения, и некоторые особенности жизни их в области.
Откуда вышло и как образовалось киргизское племя, остается неизвестным. По преданию некоторые роды считают себя выходцами из Туркестана, другие с Евфрата; некоторые считают себя родственными с сибирскими татарами, другие ведут свое происхождение от ногайцев, живших по Волге, третьи от турок.
Антропологический тип и характер
Антропологические исследования среди киргизов Букеевской орды, принадлежащих к одной с нашими киргизами групп (кичи юз), произведенные Харузиным, показали, что киргизский народ не представляет из себя антропологического типа определенной расы и что он есть продукт смеси различных народностей монгольской и кавказской рас. Тип киргиза в высшей степени разнообразен и представляет в отдельных особях колебания от монгольского типа до типа тюркско-татарского и кавказского. Наиболее характерный тип киргиза имеет следующие особенности: рост выше среднего, телосложение крепкое, ноги кривые, тело гладкое, кожу темную, лицо широкое с выдающимися скулами, волосы черные, глаза темные, косоватые, уши оттопыренные, бороду и усы редкие, нос слегка приплюснутый. Голова киргиза имеет брахицефалическую форму. Стан киргиза стройный, но склонный к полноте, руки и ноги маленькие.
Характер киргиза полон противоречий, хороших и дурных качеств, причем по общему признанию писавших о киргизах авторов последние преобладают. Харузин, сопоставляя все отзывы о характере киргизов, указывает на следующие преобладающие качества «хороших 4», говорит он: «миролюбие, добродушие, уважение к старикам и гостеприимство. Дурных 13: отсутствие истинного самолюбия, условная храбрость, условная честность, лживость, корыстность, болтливость, беспечность, кляузничество, сутяжничество, тщеславие, хитрость, сладострастие и хвастливость». К этому он еще прибавляет 3 безразличных качества: «изворотливый ум, любопытство и скрытность».
Жилище, костюм, пища
Кочевник по преимуществу, киргиз живет исключительно в кибитке общего с кибитками всех других азиатских кочевников типа, отличающейся лишь несколько более конусообразной формой. Кибитка служит идеальным жилищем для кочевника: она легко перевозится на 2 верблюдах и требует около полчаса времени для своей установки.
Киргиз носит белую коленкоровую рубаху с большим отложным воротником и плисовые, или другой бумажной материи шаровары. Поверх рубашки зажиточный киргиз надевает халат из плиса, отделанный галуном, и подпоясывается шерстяным или пуховым шарфом. Киргиз среднего достатка носит черный или синий суконный халат, иногда армяк из верблюжьей шерсти с большим откладным воротником. На ноги он надевает желтые юфтовые сапоги, а на голову, смотря по времени года, или меховую выдровую шапку, украшенную позументом, или войлочный остроконечный колпак с широкими, загнутыми кверху краями, или лисий «тумак» — остроконечную шапку с большими наушниками и назатыльником. Некоторые носят широкие бархатные пояса с массивными застежками и бляхами.
Женский костюм состоит из шелковой или бумажной длинной рубахи, кумачовых шаровар, большой белой повязки на голове, плисового с позументом или суконного халата, малинового шерстяного пояса и сапог с высокими каблуками. Девушки вместо покрывала носят круглые выдровые шапки. Зимою киргизы носят большие бараньи шубы с длинными рукавами.
Жизнь и потребности кочевника крайне несложны. Он довольствуется самым незначительным количеством домашней обстановки и утвари. Пища его состоит почти исключительно из мяса и молочных продуктов. Хлеба киргиз ест очень мало, легко может обходиться без него совершенно.
Самые распространенные блюда киргизской кухни — вареная баранина, съедаемая обыкновенно без соли, суп из баранины (сурпа) и кумыс из кобыльего молока. Особенно лакомым блюдом считается молодая конина.
Киргиз страшно прожорлив: он легко съедает 7 фунтов мяса и выпивает неимоверное количество кумыса.
Семейное устройство и положение женщины в семье
У киргизов до сих пор сохранилось родовое устройство. Род иногда состоит из 5-10 отдельных семей, которые подчиняются старшему в роде.
Киргиз, как мусульманин имеет право иметь до четырех жен, но правом этим пользуются лишь наиболее богатые. Редко кто из них имеет более двух жен, обыкновенно же довольствуется одной. Причина этого та, что содержание многих жен и уплата калыма обременительна для малосостоятельного киргиза.
Отношения между мужем и женой у киргизов довольно свободные, и на грех мужа, как и жены смотрят, нередко, сквозь пальцы.
Случается, что киргизы меняются своими женами, или продают жену ее любовнику. Развод у киргизов также явление не редкое.
Киргизская женщина пользуется относительно большой свободой: она никогда не закрывает лица от мужчин, свободно разъезжает по степи и принимает участие в празднествах. В семье женщина занимает приниженное по отношению к мужчине положение. Она исполняет все работы по хозяйству, но ест и пьет после мужчин. Когда киргиз имеет несколько жен, то первая называется старшей — «байбше»; она распределяет работу между другими младшими женами, и приказывать ей может только муж. Дети всех жен пользуются одинаковыми правами.
Религиозность
Киргизы принадлежат к мусульманам-суннитам, но мусульмане они очень плохие. Редкий киргиз имеет понятие о коране, или знает какую-нибудь молитву. Так же плохо они исполняют мусульманскую обрядность и совершенно не имеют мечетей. Левшин, известный исследователь киргизов, пишет: «Трудно решить, что такое киргизы-магометане, манихеяне или язычники».
Места кочевок
Киргизы, обитающие в области, народ чисто кочевой и к оседлости не имеет никакой склонности. Занимаясь почти исключительно скотоводством, они круглый год передвигаются с места на место в поисках хороших пастбищ и не имеют определенных зимовок с постоянными постройками, как их родичи более северных областей. Зимовкой (кыстау) у наших киргизов называется площадка в 500-600 кв. саж., покрытая слоем перегоревшего верблюжьего навоза и защищенная от северных и восточных ветров. В Мангишлакском уезде имеется до 20 тысяч таких зимовок, которые не составляют личной собственности и находятся в общем пользовании. Наши киргизы зимуют преимущественно на Мангишлакском полуострове, или в бедный травой год уходят в Хиву и Уральскую область. Весной откочевывают на Усть-Урт, а после ягнения овец около двух третей населения переходит в Уральскую область, где и кочует до осени. Скот свой они держат круглый год на подножном корме, не запасая на зиму никаких запасов сена, а потому в годы больших снегов и гололедиц, когда овцы не в состоянии достать полыни из-под снега, скот гибнет большими массами от голода. Такой массовый падеж скота бывает один раз в 12-15 лет, и по местному поверью преимущественно в «куюн джил», т.е. овечий год, один из годов 12-летнего цикла местного летосчисления. Перед наступлением этого года киргизы стараются распродать как можно больше скота.
Средняя состоятельность
Киргизы разводят главным образом овец, коз, лошадей и верблюдов. На душу населения приходится приблизительно по 1 верблюду, 1 лошади и 13 голов мелкого скота. По степени зажиточности их можно разделить на следующие 4 группы: 1) богатые, имеющие более 100 лошадей, 20 верблюдов и 500 баранов на семью, 2) зажиточные, имеющие от 10 до 100 лошадей, от 10 до 20 верблюдов и от 100 до 300 баранов, 3) недостаточно зажиточные, имеющие от 5 до 10 лошадей, до 10 верблюдов и до 100 баранов и 4) бедные, ничего не имеющие и живущие в работниках у других.
Скотоводство
Общее количество скота у киргизов определяется следующими цифрами: овец и коз 553 тысячи, верблюдов 44 т., лошадей 43 т., и крупного рогатого скота 460 голов.
Овцы разводятся степной киргизской породы, довольно крупной, отличающейся вкусным мясом и крупным курдюком, вес которого доходит до 30 фунтов. Киргизская овца дает 2 стрижки в год по 4 фунта шерсти. Руно грубее других разводимых в области пород овец и ценится от 2 р. до 2 р. 50 к. за пуд.
Разводимые киргизами верблюды местной двугорбой породы «атан». По сравнению с туркменской породой, они меньше ростом, слабее в работе и беднее шерстью; поднимают 10-12 пудов груза, редкие — до 16 пудов. Верблюды дают очень тонкую шерсть, цена которой в расчесанном вид доходит до 12 рублей за пуд. Киргизы держат также и одногорбых верблюдов туркменской породы.
Лошади киргизов принадлежат к особой киргизской верховой породе, представляющей разновидность монгольской группы лошадей. Рост их около 2 аршин; они имеют сухую голову с широкими скулами, толстую шею, короткую и крепкую спину, толстые, мохнатые и мускулистые ноги. Лошади эти некрасивы, но крепки, легки и выносливы.
Рогатого скота держат мало, и он не отличается хорошими качествами.
Земледелие
Земледелием занимаются только некоторые, беднейшие киргизы, и занятие это считается у кочевников далеко не почетным. Кстати, и местные условия не благоприятствуют этому занятию. Небольшие источники пресной воды, годные для полива посевов, существуют только в горах Ак-Тау и Кара-Тау, лежащих к юго-востоку от форта Александровска, где и существует незначительное количество посевов проса, сорго и ерунжи (род люцерны), а также арбузных и дынных бахчей.
Кустарные и отхожие промыслы
Кроме скотоводства и земледелия киргизы занимаются кустарными и отхожими промыслами и охотой.
Кустарные промыслы киргиз немногочисленны и служат главным образом для удовлетворения местных потребностей. Главным промыслом, имеющим и промышленное значение, является валяние кошем, которых производится до 20 т. штук в год; приготовление вязанных изделий из козьего пуха: шарфов 5000 шт., платков 100 шт. и перчаток до 6 т. пар в год; выделка овчин и шитье шуб до 4800 шт. шуб в год и выделка кафтанов из верблюжьей шерсти до 5300 шт. в год. Продукты кустарного производства сбываются преимущественно в Астрахань. Ковров и паласов киргизы ткать не умеют, да и грубая шерсть местной породы овец не годится для работ этого рода.
Отхожими промыслами киргизов является добывание соли из многочисленных соляных озер Мангишлакского уезда. Киргизы снабжают солью туркменские племена области и даже вывозят ее караванным путем и морем в Персию.
Другим отхожим промыслом является рыболовство. В этом промысле киргиз является не хозяином рыболовной ватаги или владельцем рыболовной лодки, а служит лишь простым рабочим на чужих промыслах.
Охота служит одним из любимых занятий киргиза. Охотится он на волка, лисицу, джейрана и зайца, с ястребами, соколами и борзыми собаками, а также ставит капканы. Для боя волков у киргизов имеется особая очень толстая ногайка. Лисьи шкурки, в количестве 3000 шт., и волчьи — 200 шт. в год, продаются в Астрахань.
Административное и родовое подразделение
Киргизов в области 66700 ч., что составляет около одной пятой части всего туземного населения.
Живут они в Мангишлакском и северной части Красноводского уезда и занимают своими кочевьями весь Усть-Урт до южной оконечности Карабугазскаго залива, за исключением берега моря к югу от форта Александровского, занятого туркменами и русскими.
Все кочующие в области киргизы принадлежат к составу малой орды и к роду Адай, как и киргизы, населяющие Уральскую область, и называют себя именем «казак».
В административном отношении они разделяются на 7 волостей в Мангишлакском и 1 в Красноводском уезде.
Происхождение свое они ведут от Адая, сына Бай Улу. У Адая были дети Худай Ке и Келим Берды. От первого произошли киргизские роды шазыке и косой, из которых последний составляет 4-ю Адаевскую и Туркмен-Адаевскую волости.
От сыновей Келим Берды-Мунала происходит население Тюб-Караганской и Рахим-Бердынской волости, Али Мамбета — Мангишлакской волости, Кунак-Уруса — один аул Тюб-Караганской волости, Ис Гельды — 2-я Бузачинская волость и Кос Кулака — первая Бузачинская волость.
По преданию киргизы пришли на Усть-Урт из Уральской области и после 30-летней войны с туркменами, кочевавшими в этих местах с давних пор, вытеснили их и сами заняли их кочевья. Когда совершилось это событие, предания дают крайне разноречивые сведения. Можно полагать, что это произошло не более 150-200 лет до настоящего времени. В подданство России они вступили лет 60 тому назад по уговору своего хана Аленя.
Несмотря на безотрадную картину, которую представляют из себя глинистые и каменистые нагорья Усть-Урта гораздо более пустынные и оголенные, чем лежащая южнее Каракумская песчаная степь, они дают киргизу все необходимое для безбедного существования и настолько удовлетворяют всем его потребностям, что даже бедняк в очень редких случаях оставляет свою родную степь с целью отыскания заработков на стороне. Здесь мы наглядно видим, как суровая природа не только поработила человека, но заставила его полюбить свое рабство и тем отдалила на неопределенно долгое время от перехода к более культурным формам жизни и занятиям.