Close

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25


22

Йомуды и гокланы

Об этих племенах имеются три подробных отчета 1841, 1846 и 1872 гг. В 1842 г. барон К. фон Боде посетил земли их и наблюдения его были опубликованы в 1849 г. в «Записках Имп. Русского Географического Общества». Извлечем оттуда некоторые данные.
Пастбища (и кочевья) йомудов и гокланов находятся восточнее пастбищ текинцев и отделяются от них горным хребтом Эльбрус. На юг они доходят до Гургена и Кара-су; на севере — до Хивинской пустыни. Границей между территориями гокланов и йомудов служат минарет Гумбети-Каус и Герируд, причем, во избежание постоянных трений между этими двумя племенами, пастбища их разделены нейтральной зоной, шириною около 2 верст; йомуды пасут свои стада западнее этой полосы, а гокланы восточнее.
Из всех туркменов у гокланов лучшие пахотные и пастбищные земли. У подножия гор почва превосходна и дает обильные жатвы, кроме того всюду имеется достаточно воды, притом весь край, за исключением границы с Персией, более защищен от нападений, чем владения других племен. К гокланам бар. Боде относит роды: 1) Янгак, 2) Сенкрик, 3) Чекер-Бегдели, 4) Керик, 5) Бо-индер, 6) Кара-Балхан, 7) Ерикеклэ, 8) Кои, 9) Аи-Дервиш, в количестве всего 2500 семейств. Эти главные роды, в свою очередь, подразделяются на бесконечное число более мелких. Каждая «обэ» или группа (от 10 до 100) кибиток имеет свое особое название и подчиняется своему «ак-сакалу» или старшине. Набеги хивинских ханов сильно уменьшили их численность, и большая часть гокланов должна была переселиться в Хиву. Однако, впоследствии, в виду меньшего плодородия почвы и особенно недостатка воды, часть выходцев опять вернулась на старое место. Но это возвращение происходило лишь постепенно, так как поселившимся в Хивинском ханстве строжайше воспрещалось оставлять его пределы; поэтому приходилось уходить тайком и поодиночке. Хотя гокланы живут еще в кибитках, они все же скорее оседлое, чем кочевое, племя и большинство их земледельцы.
Роды Кои и Бо-Индер, отчасти Керик и Кара-Балхан, занимаются шелководством. Гокланки ткут превосходные ковры и выделывают кошмы, кисти, ленты и все принадлежности кибиток, а также и материи из шелка и из грубой шерсти.
В 1902 г. С.М. Дудин нашел гокланов лишь в сравнительно малом числе и пишет, что из прежде занимаемых ими местностей они по большей части исчезли.
Владения йомудов ограничиваются: на востоке — минаретом Гумбети-Каус и рекой Герируд, на юге — рекой Гурген; на западе — Каспийским морем, а на севере Хивинской пустыней. Йомуды делятся на 4 главных рода: Шереф, Чуни, Крджук-Татар и Байрамш-Али, в свою очередь распадающихся на множество «тире» — семей или мелких родов. Разделение на «чомуров» (более оседлое) и «чорвов» (кочевники) у йомудов особенно резко: йомуды-чомуры менее дики и несколько более культурны. Они поддерживают постоянные сношения с Астерабадом, куда продают ковры, кошмы, чепраки, хлеб, лошадей и овец. Наиболее обширные рисовые поля их находятся на Кара-су. Йомуды-чорвы живут преимущественно по Атреку. Они богаче чомуров, владеют большими стадами овец и верблюдов и табунами лошадей и находятся в меньшей зависимости от Персии. Йомудская овца существенно отличается от овцы иранского плоскогорья: она меньше ростом и с меньшим курдюком; шерсть ее тоже менее тонкая и доброкачественная. Тем не менее йомудки умеют выделывать из нее отличные ковры, чепраки и т.д.
Йомуды крайне алчны и жадны, мстительны и горды. Они не выдают дочерей замуж за туркменов других племен; тем не менее берут себе в жены персиянок и киргиз-кайсачек, которых покупают у узбеков или забирают в плен во время набегов. Дети от таких смешанных браков носят название «гул», дети же чисто туркменской крови называются «ик»; гулы могут жениться только на дочерях гулов же, или на пленных женщинах и даже, если такой гул сделается предводителем или старшиной — он не может взять себе в жены чистокровную туркменку.

© Raretes 2016-2018