Текстиль, костюм, детали костюма на выставке «Узбекистан. На перекрестке культур» в Музее истории религии

6 июня — 8 июля 2018 г. в Государственном музее истории религии (Санкт-Петербург) прошла выставка «Узбекистан. На перекрестке культур». Интереснейшие экспонаты, представленные на ней — старинные вышитые панно, имеющие сакральный смысл, традиционный костюм народов Узбекистана, аксессуары — мы и рассмотрим в этом фотоотчете.

Вышитые панно: сузани, руйджо, джойпуш

Сузани

Сузани (от сузан — иголка, т.е. буквально «созданное иглой») — разновидность свадебной вышивки, первоначально использовавшаяся как покрывало на постель новобрачных, с рубежа XIX-XX вв. — как настенное панно. Данное сузани — с весьма характерной, узнаваемой медальонной композицией, образованной растительным орнаментом, в котором черные завитки на белом фоне обвивают бордово-малиновые розетки.
В начале XX в. изготовление таких сузани носило массовый характер. Они отличались большими размерами, монументальным стилем декора и стандартной цветовой гаммой.
Подобные сузани использовались в свадебной обрядности: когда невеста покидала дом, женщины семьи несли его над ее головой до самого порога дома жениха как символ покровительства небес. Символизировавшая звездное небо вышивка была призвана оберегать невесту от козней злых духов и дурного глаза, несла в себе идею пожелания многочисленного потомства, достатка и долгой семейной жизни.

Сузани. Самарканд, начало XX в. Х/б ткань, нитки, блестки, пайетки, картон, строчка машинная.

Сузани. Бухара. Начало XX в. Х/б ткань, вышивка — шелковые нити.

Руйджо

Помимо сузани, для первой брачной ночи использовались и руйджо — вышитые по белой ткани простыни. Их отличительным признаком является образующий П-образную  арочную композицию — декор, пространство внутри которого оставлялось невышитым. Наличие арочной композиции визуально сближает свадебную простынь с молитвенным  ковриком (джойнамазом) и тем самым указывает на сакральный характер таинства первой брачной ночи. Белый цвет домотканной основы простыни символизирует  изначальную ритуальную чистоту, а отсутствие вышивки в центральной части объясняется практическим назначением простыни. После первой брачной ночи эта часть, как  подтверждение косумации, вырезалась. Отсутствие узоров в нижней части, именовавшейся аяк тамон — «сторона у ног», восходит к представлению о том, что  замкнутость, закрытость орнамента могла помешать «открыться» счастливой доле для новобрачных, повлечь за собой утрату способности иметь потомство.

Руйджо. Ургут, середна XX в. Х/б ткань.

 

Руйджо. Шахрисабз. Первая половина XX в. Х/б ткань, вышивка — шелковые нити.

 

Джойпуш

Еще один вид традиционной узбекской вышивки с арочной композицией — джойпуш (жой — «место», пуш — от пушидан — «покрывать»). Изначально эти вышивки  предназначались для свадебного ложа. Позже их стали использовать как покрывало для одеял (курпача), сложенных в нишах (тахмон) жилой комнаты. Самый  распространенный узор на джойпушах — цветочные кусты. Цветы и ветки плодовых деревьев играли важную роль в свадебных обрядах. Женщины верили, что они  обеспечивают счастливый брак и многочисленное потомство.

Джойпуш. Ташкент, первая половина XX в. Шелк, вышивка шелковыми нитями

 

Костюм, детали костюма (мусульманского населения, бухарских евреев)

Бухарские евреи

Сарти — платье женское. Самарканд, 1930-е гг. Шелк, х/б ткань, металл (кнопки), ткачество ремесленное (ручное кустарное, крашение «гульбаст»), строчка ручная

Дурра — женский головной убор. Самарканд, 1910-1920-е гг. Шелк, ткачество (выборное, ремизное — саржа, ручная строчка)

Мусульманское население

Уличная одежда мусульманки в Средней Азии XIX — первой половины XX в. была продиктована обязанностью закрывать лицо покрывалом, выходя из дома. Ноги женщины, по  правилам шариата, должны были быть полностью закрыты, подол платья — прикрывать обувь. Этому служили особые детали женского туалета — паранджа и чачван из  конского волоса.

Паранджа — халат-накидка с ложными рукавами. Средняя Азия, первая четверть XX в. Шелк, ткань, металл, тесьма; ткачество, стежка, строчка ручная

Чачаван — сетка для закрывания лица. Средняя Азия. XX в. Конский волос, бархат, нить; ткачество конским волосом, шов тамбурный

Калтача — траурная женская одежда. Самарканд, первая четверть XX в. Абровый шелк, х/б ткань, шелковые нити, плетеная тесьма.

Халат. Самарканд, первая четверть XX в. Х/б ткань, шелк, тесьма; ткачество

Платок поясной мужской. Средняя Азия, XX в. Х/б ткань.

Салла — полоса ткани для закручивания чалмы. Средняя Азия. Первая четверть XX в. Х/б ткань, вышивка.

Ичиги — сапоги кожаные. Средняя Азия, первая четверть XX в. Кожа, нить, строчка ручная.

Жемчужина выставки — халат эмира бухарского. Бухара. Конец XIX — начало XX вв. Бархат, шелк, золотное шитье.
Точно владелец халата не установлен. Им мог быть либо эмир Сейд Абдул-Ахад-хан, либо его сын Сеид Мир-Алим-хан — последний из бухарских эмиров, правивший в 1910-1920 гг. В любом случае, социальный статус заказчика/владельца был очень высоким, о чем говорит обилие высококачественного и дорогостоящего золотного шитья бухарского производства, полностью покрывающего его полочки и спинку.

 

Кулохи — головные уборы дервишей.

Тюбетейки

Авторская керамика XX века в Средней Азии Ткани Османской империи. Композиция и орнамент