Кавказский кустарный комитет

Кавказский Кустарно-промышленный Музей

Возрастающая и расширяющаяся деятельность Комитета, несомненно, требует для полного обслуживания и планомерного руководительства кустарным делом в отдельных частях Кавказа соответствующего центрального учреждения.
В этих видах по инициативе и при материальной поддержке Отдела Сельской Экономии, Кустарный Комитет приступил в минувшем году к организации Кавказского Кустарно-промышленного Музея пока на весьма скромных началах, в виду ограниченности помещения и первоначально отпущенных на это средств.
Задачи Музея: а) собирание образцов всевозможных произведений местной кустарной промышленности, как современных, так и старинных, наиболее интересных в художественном и техническом отношении; б) собирание сведений о географическом распространении отдельных отраслей кустарного дела и экономическом их значении в местном крестьянском хозяйстве; в) выяснение технических и художественных нужд каждого отдельного промысла и разработка методов их удовлетворения и г) всестороннее содействие в деле сбыта изделий. При Музее организовывается также техническая часть с лабораторией для различных испытаний, анализов и исследований. Для характеристики деятельности лаборатории, которая начала работать со второй половины 1911 года, мы приведем небольшую выдержку из отчета Комитета относительно работ инженера С. А. Москалева по исследованию красок, для окрашивания ковровой пряжи.
«Абсолютно прочных красок, говорится в отчете, не имеется ни в растениях, ни среди искусственных красок, поэтому требования прочности должны быть предъявляемы краске лишь в отношении тех факторов, влиянию которых она будет подвергаться при употреблении изделий и которым она должна противостоять, как например: свет, воздух, трение при носке, мытье и т. д.
Краски для материй, предназначаемых для носки — например сукон, которые большую часть дня бывают на открытом воздухе и подвергаются действию света, воздуха и очень часто дождя — должны отвечать совсем другим требованиям прочности, чем краски шелковых материй, на которые редко падает солнечный луч и мало подвергаются трению при носке. Краски для материй, идущих на нижнее белье, должны противостоять поту и мытью с мылом в горячей воде; краски для чулок не должны при усиленном трении пачкать ни белой материи, ни кожи.
Главные требования прочности, предъявляемые к краскам при изготовлении ковров следующие:
1) прочность против действия света и воздуха,
2) прочность против трения, т. е. краска настолько хорошо и прочно должна прокрашивать волокно по всей его толщине, что при стирании поверхностного слоя чешуек волокна цвет его должен оставаться без изменения
и 3) прочность против уличной пыли и грязи.
При требовании прочности краски принимается во внимание также и качество материала, из которого изготовляется вещь: для изделий низкого качества, не предназначенных к продолжительной службе, не употребляются дорогие прочные краски, тогда как для сукон и ковров, изготовляющихся из лучшей шерсти и предназначаемых к продолжительной носке, часто в неблагоприятных условиях, требуются самые прочные, самые высокие по качеству краски. Прочность красок на различных волокнах не одинакова. Определение прочности красок должно производиться на волокне, свойства которого должны быть близки или тождественны со свойствами того волокна, на котором будет нанесена краска в готовом изделии. Это будет вполне понятно, если объяснять процесс крашения с химической точки зрения образованием на волокне особого химического соединения, причем волокно, смотря по своему химическому составу и строению в том или ином виде входит в это соединение.
Применение протрав — квасцовой или хромовой — обусловливает образование на шерстяном волокне чрезвычайно прочного тройного соединения, так называемого «лака», в состав которого входит волокно с одной стороны, краска и протрава — с другой.
Здесь надо упомянуть, что на прочность цвета также имеет влияние и количество нанесенной краски. Материя, окрашенная в светлый тон малым количеством краски, будет слабее противостоять различным вредным влияниям на ее окраску, чем та же материя, окрашенная той же краской, но в большем количестве в более тёмный цвет или, как называют, «сытый оттенок». Самые прочные и лучшие краски при слабых тонах показывают некоторые изменения при испытании прочности красок, поэтому всегда надо принимать во внимание ее количество, нанесенное на волокно и выраженное обыкновенно в виде процента от веса волокна.
Для испытания были окрашены мотки шерстяной пряжи.
Ковровые краски испытывались:
1) В отношении степени прочности к свету и воздуху, установкою окрашенной пряжи непосредственно на свет.
Краски оценивались с точки зрения сравнительной прочности. Обозначая цифрой 1 самую прочную краску, не начавшую изменять свой цвет ранее 160 часов пребывания на солнце летом, т. е. приблизительно через 20-25 дней, в Тифлисе, остальные менее прочные краски обозначались цифрами — 2, 3, 4 и т. д.
2) При испытании прочности к трению, окрашенные образцы в сухом состоянии подвергались трению о белую не прокрахмаленную бумажную материю; белая материя совершенно не должна пачкаться. Для испытания на прочность против трения во втором случае образец пряжи подвергался трению о твердый предмет, например, точильный камень, чтобы снять с волокон поверхностный слой; если цвет образца оставался без изменения, то окраска считалась пригодной. Чтобы достигнуть правильного сравнения необходимо трение совершать равномерно об одну и ту же или одинаковые поверхности.
3) Прочность против уличной пыли и грязи испытывалась путем погружения окрашенного образца в свеже-погашенную известь, разболтанную в воде; образец вынимался, отжимался и сушился на солнце; изменение сравнивалось после отчистки щеткой; некоторые образцы испытывались путем погружения пробы в 10% раствор соды; после отжимания и сушки очищались щеткой и наблюдалось изменение цвета.
В результате было отобрано 35 наипрочнейших красок, выкраски которых дали возможность составить две наглядные таблицы для демонстративных целей Кустарного Музея. Кроме того, комбинациями в известных количествах этих красок достигнуты цвета основных ковровых оттенков, собранных также в особую таблицу» (Отчет о деятельности Кавказского Кустарного Комитета за 1911 год, стр. 9-12).

Шерстопрядильно-красильное заведение

Наконец, следует упомянуть об шерстопрядильно-красильном заведении Комитета в Тифлисе, оборудование которого будет закончено в самом близком будущем. Цель этого учреждения — снабжение кустарей пряжей хорошего технического достоинства, окрашенной в прочные краски, как это делают частные предприниматели-скупщики ковров в Персии. Такая пряжа, вместе с рыночными рисунками, будет распространяться среди ковровых и суконных кустарей за деньги или в обмен за сырую шерсть.
О других сторонах деятельности Комитета мы упоминаем выше, в соответствующих местах.
Заканчивая настоящую краткую заметку о Кавказском Кустарном Комитете, мы считаем долгом оговориться, что здесь мы не имели в виду дать сколько-нибудь полного обзора деятельности этого учреждения за время его существования. Мы хотели только лишь указать на важнейшие пункты программы деятельности Комитета, которые продиктованы указаниями живой действительности. Как программа, заключающая в себе определенный метод разрешения одной из социально-экономических проблем на Кавказе, несомненно, представляет известный общественный интерес и подлежит общественной критике, тем более своевременной, что Комитет только теперь становится на путь ее широкого практического осуществления.

Кирпичная орнаментация в Средней Азии Производство плетеных изделий на Кавказе