Close

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34


33

Резьба по дереву, по слоновой кости

Проследить развитие орнаментики в мусульманской декоративной резьбе по дереву возможно особенно успешно в арабском искусстве Египта, где дошло до нас достаточное количество минбаров, михрабов, резных дверей мечетей от 9 до 15 века. С эпохой Саладина (концом 12 века) связывает Кон-Винер[*] решительный перелом — переход к новой орнаментальной системе. Он сравнивает этот перелом с имевшим место на западе переходом от романского стиля к готике. В древнейших вещах строго расчленяется рама и заполнение. Рама остается неукрашенной, как архитектоническая основа, и только заполнение декорируется, потому что оно не несет никаких функций, замечает Кон-Винер[*]. В очень ранних фрагментах деревянной резьбы из Египта в Берлинском музее[*] глубоко вырезанные контуры образуют сильно моделированные строго симметрические сердцеобразные и листообразные формы с короткими завитковыми окончаниями — это резьба с ярко выраженным пластическим характером. В дальнейшем можно проследить, как орнамент постепенно теряет свою пластическую телесность и ясное расчленение, как становится лентообразно плоским и как завиток становится основной формой орнамента. Двери из мечети султана Хакима 10 века[*] в своем основном расчленении еще тектоничны: вытянутые в ширину, они чередуются ритмически с панно, вытянутыми в длину, как бы поддерживающие их, как простейшие четырехугольные подпоры. Орнамент внутри панно стоит на границе плоскостного стиля. В фатимидскую эпоху плоскостный стиль становится господствующим. Примером является михраб 12 века из мечети Ситта Рукайя[*], где вся поверхность покрыта типическим «бесконечным» узором, сетью зигзагов, образующих звезды, а промежутки заполнены мотивом усиков; все формы плоски и мало контрастны.

Иллюстрации воспроизведены по изданию: Migeon G. Les arts plastiques et industriels. (Manuel ďart musulman, том II, 1907).

В произведениях 15 века, как минбар мечети Каит-бея (ныне в Лондонском South-Kensington музее)[*], употребляется мотив звёзд, как единственное украшение. Если мы сравним этот минбар в его основных формах из орнаментации с минбаром из белого песчаника из мечети Баркука в Каире конца 15 века[*], то мы увидим в резьбе по камню, как и в деревянной резьбе, проявление одного и того же стиля вплоть до полного почти тожества узоров. В более позднее время большого мастерства резьба по дереву достигла в Туркестане. Отметим в виде примера удивительной красоты двери Шах Зинде в Самарканде 14 века с их панно, заполненными растительным орнаментом в очень легком рельефе.

Резные двери (ансамбль Шахи Зинда, Самарканд):

Как пример мастерской резьбы по слоновой кости, рассмотрим пластинки с фигурными изображениями из флорентийского музея Барджело, относимые к месопотамскому кругу и к 13 веку. На одной из них изображены среди ветвей и гроздьев винограда два персонажа: один с бутылкой и кубком в руке, другой играет на тамбурине; оба в пестро орнаментированных одеждах и тюрбанах. И сюжет и стиль — яркое выражение месопотамского стиля эпохи, здесь в скульптуре отражающего те же устремления, что в мосульских бронзах, в керамике, в миниатюре. На другой пластинке представлены два грифона по сторонам дерева — отзвук мотива искусства древнего Востока.


Предыдущая страница | Читать далее

© Raretes 2016-2019