Close
Содержание книги Маргграф О.В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа

Техника изготовления сукна

Приемы приготовления сукон, производимых на Северном Кавказе, очень различны, смотря по степени промышленного и культурного развития его многочисленных племен. Из горских сукон здесь различают четыре главных вида: осетинское, лезгинское, кабардинское и чеченское. Остальные представляют более или менее удачное подражание им. Приготовление всех родов сукон распадается на несколько отдельных процессов 1) подготовка шерсти, 2) прядение нити; 3) установка пряжи на станке и тканье; 4) уваливание снятой со станка ткани и 5) окраска сукна, если того требуют цвет шерсти или спрос рынка.

Осетинские сукна

Осетинские сукна приготовляются во всех местностях Осетии одинаково, потому что как лесогорная, так и плоскостная часть осетинского населения вышли из горной (альпийской) полосы и принесли с собой те же приемы. Некоторая разница происходит лишь от большей тщательности в работе женщин альпийской полосы, тогда как на плоскости, где жители богаче и имеют большое хозяйство, у женщины нет ни времени, ни нужды в такой тщательной обработке. Сбор шерсти с овцы производится обыкновенно два раза в год: весной и осенью. Весеннее руно с овцы снимают руками, а не срезывают ножницами. Занимаются этим женщины и дети. К этой съемке или сдирке шерсти приступают в то время, когда зимняя шерсть уже легко отстает от кожи и производят сбор постепенно, так что он продолжается целый месяц. Осеннее руно снимается уже ножницами около 20-го сентября, в праздник называемый «Чына». В этот праздник нельзя производить никаких других работ, кроме стрижки овец. Каждый овцевод для этого приглашает, по установившемуся обычаю, своих односельчан на «помочь». Вместо платы за труд, он подносит им обильное угощение из баранины, «араки» (домашнего приготовления водки) и пива (тоже домашнего приготовления). Перед стрижкой — осенние руна подвергаются мойке на овце, тогда как весенние моются в шерсти, в проточной воде и сушатся на солнце. Продается шерсть не пудами, а рунами, — не мытая и поштучно: осеннее руно стоит 25 коп., а десяток 2 р. — 2 р. 50 коп., весеннее же 1 р. 40 коп. — 1 руб. 80 коп. за десяток. Средний вес руна, около 2 фун., так что пуд осеннего стоит около 5 р. а весеннего от 2 р. 80 к. до 3 р. к. Цена изменяется по качеству, чистоте и цвету руна: дороже ценятся чисто белые руна горской овцы и чисто серые.
Смотря по количеству шерсти в хозяйстве, часть продается, а другая, сообразно с рабочими силами и свободным временем, оставляется на обработку. Эта шерсть подвергается сортировке, смотря по назначению: лучшая выделяется на сукна и бурки, худшая — на войлочные ковры
и, наконец, слежавшаяся, — дурная — на тюфяки.
Сукно черного цвета теперь у местного населения стало выходить из моды, потому черную шерсть стали употреблять исключительно на валяные изделия. Модным же цветом ходового сукна сделался ровно-серый; поэтому лучшую серую шерсть преимущественно оставляют для домашней обработки, сохраняя естественный цвет ее. Белую шерсть ценят выше, нежели серую; изготовляют из нее тонкие сукна на черкески и башлыки. На кусок сукна идет 10 рун. Мера куска считается 16 аршин в длину и 8 вершков в ширину и такого куска хватает как раз на одну черкеску для мужчины среднего роста.
Процесс подготовки шерсти и орудия те же самые, которые были описаны при бурочном производстве, с той разницей, что для сукна все работы производятся с большей тщательностью, и начисто. Кроме того, во время чесания шерсти на гребне, подшерсток делят на два сорта: на более длинную шерсть и на короткую. Длинная идет на «основу», то есть на продольную нить будущей ткани, а короткая — на «уток», т. е. на поперечную нить ее. Сортированную таким образом шерсть подвергают уже взбиванию лучком, каждую особо.
По окончании взбивания шерсть на уток и основу порознь наматывается лентообразными кольцами на кисти рук и в виде таких колец сохраняется до прядения. Прядение (второй процесс) производится руками с помощью веретена. Каждое веретено напрядается до диаметра конечного колесца, тогда оно называется полным. На кусок сукна надо от 6 до 7 полных веретен. Когда спряли всю нить необходимую на кусок, то пряжу предназначенную для «основы» (она прядется отдельно от утковой) сматывают с веретена на особо установленные колышки, которые вбиваются в землю вертикально на расстоянии 18 аршин друг от друга, (всегда на два аршина больше, чем длина предполагаемого куска сукна). Таких колышков 4 и на каждом конце их размещается по паре. Нить пряжи наматывается правильными параллельными рядами, так что образуется бесконечная лента; затем ее снимают с одной пары колышков на ладонь, оставляя другой конец на противоположной паре кольев и постепенно собирают, завязывая в петли; из этого получается цепь с петлеобразными звеньями и, если потянуть за одно из крайних звеньев ее, то можно распустить все почти моментально. В таком вид пряжу сохраняют до тканья, т. е. до весны.
Установка пряжи на станок и тканье. Употребляемый в Осетии ткацкий станок умеет устанавливать каждая женщина. Это орудие состоит из шести следующих частей: кресла, валька и гребня, двух направил и челнока. Кресло назначено для удобного сиденья ткачихи и в то же время оно неразрывно связано с другими частями станка. В передней части кресла, под руками ткачихи, расположен валек, вращающийся горизонтально вокруг своей оси; он назначен для первоначального прикрепления ниток основы и для наматывания уже сотканного сукна. Гребень удерживает параллельность ниток основы и служит для прибивания утка. Два направила дают ниткам основы движение в вертикальном направлении, сохраняя в то же время параллельность ниток, причем одно направило двигает одну половину ниток основы, а другое — другую. Челнок ходит поперек между ними с пряжей утка; употребление его общеизвестно.
Пряжа основы сначала укрепляется на валек, находящийся в передней части кресла; затем нити проводятся по одной между пластинками гребня параллельными рядами. Далее нити продеваются параллельными же рядами сквозь петли двух направил поочередно: одна в первое, а другая во второе направило и т. д., так что одна половина основы пройдет через первое, а другая через второе направило. Пройдя через направила, нити сходятся под углом и привязываются к стене за крючок или к колу, вбитому в пол. От каждого направила идет веревка вниз, кончающаяся стременем, которых поэтому два и висят они под основой. Такие же две веревки идут от направил вверх и прикрепляются к концам особого коромысла, подвешенного к потолку. Пряха, сидя в кресле, продевает ноги в стремена и поочередным движением их заставляет одну половину основы, пропущенной в направила, подняться вверх, а другую опуститься вниз; затем пропустив уток в образовавшийся между нитями основы промежуток, она прибивает его гребнем, делает обратное движение — и та основа, которая была внизу поднимается к верху, а верхняя опускается к низу и т. д. По мере тканья на осетинском станке, сотканная часть навивается на деревянный валик, который помещен у передних ножек ткацкого кресла в особых углублениях. Один конец этого валика имеет четыре грани, пробуравленный отверстиями. Эти отверстия служат для поворачивания валька. Такое приспособление назначено для того, чтобы постоянно натягивать ткань, намотанную на валек: оно заменяет храповое колесо нашего ткацкого станка.
Уваливание. По окончании тканья сукно обрезается и моется в теплой воде с мылом и в течение одного дня подвергается уваливанию, которое производится ногами. Затем его полощут в холодной воде и в ней же снова уваливают один день. Уваливание хороших сукон предпочитают производить в теплых серно-щелочных минеральных водах, для чего их отправляют в горы, на места источников. Уваленное в этих водах сукно считается более доброкачественным. Уваленное, но еще мокрое сукно высушивают на солнце, но не совсем досуха, чтобы его можно было расправить, разгладить и вытянуть руками; затем уже его вывешивают для окончательной просушки. После этого сукно скатывают в трубку, смачивая руки водой, и в таком виде сохраняют до продажи или до употребления.
Кроме сукна из овечьей шерсти, в Осетии делают еще сукно из козьего пуха. Для этого там собирают пух с коз от января до средних чисел марта. Собирается пух обыкновенным вычесыванием. В марте его получается больше всего, потому, что в это время он легко отделяется; пуха собирается больше, когда помещение коз теплее.
Продажа и покупка козьего пуха совершается на особую единицу веса, применяемую исключительно лишь для этого материала, а именно: на вес куриного яйца. Десять яиц составляют два фунта. С 5,5 коз обыкновенно получается пуха на вес одного яйца, а на кусок сукна в 8 вершков ширины и 16 аршин длины, нужно очищенного пуха, количество равного по весу 35 яйцам. Не очищенный от волоса пух продается по 25 к. за единицу веса (яйца), а очищенный по 30 коп. На кусок сукна идет 7 и 8½ фунтов пуха, стоимость которого 10 руб. 50 коп. Чтобы сразу получить нужное для куска количество пуха, нужно иметь 192 козы. Если же помещение коз было теплое и притом вычесывание пуха велось тщательно и долго, то достаточно и меньшее число коз.
При изготовлении сукна из пуха, выборка волосков косицы совершается очень медленно — пальцами по одному волоску: чесание на гребне, сортировка на уток и основу и вообще все операции изготовления пухового сукна, очень затруднительны и медленны, особенно процессы предварительной подготовки. Продолжительность такой работы ясно видна из особо приложенной таблицы в конце главы; из нее же видно, что цена в 2 р. 50 коп. и в 3 руб. за аршин сукна из козьего пуха, — оплачивает женский труд, в сущности, очень не дорого.

Лезгинские (дагестанские) сукна

Процессы обработки шерсти лезгинских сукон вплоть до их тканья, те же, что и осетинских, хотя, видимо, нить здесь прядется круче, нежели у осетин и часто даже употребляется при тканье крученая — двойная нить. Тканье же производится в Дагестане совершенно иначе и местный станок вовсе не похож на осетинский.

Дагестанский ткацкий станок

A — Стойки вертикальные вбитые в землю.
B — Две скалки, на которые намотана пряжа в виде бесконечного полотна.
C — Скалка, которая во время работы руками приводится в движение вперед и назад и тем дает нижнему слою основы — r, попеременное движение вверх и вниз.
D — Неподвижные лежни (брусья), по которым движется скалка вперед и назад.
rʼ — Ремиз (направило).
у — Уток.
n — Нож деревянный для прибивания утка.
Рис. № 1. — Вид сбоку; основа намотана бесконечным полотном.
Рис. № 2. — В работе 1-й прием: скалка С отодвигается руками от себя, левой рукой ремиз, а вместе один слой пряжи — r, поднимаются вверх, в образовавшийся угол О, правой рукой продевается уток, намотанный на палочку, и прибивается ножом в.
Рис. № 3. — В работе 2-й прием: скалка С придвигается работницей ближе к себе, ремиз rʼ а вместе и нити r опускаются вниз, в оʼ продевается уток и т. д.
Рис. № 4. — Вид станка сверху в работе.

Этим устройством станка и объясняется существенная разница в ткани осетинских сукон и лезгинских (дагестанских): в первых обе половины основы подвижны, приводятся в движение двумя подвижными направилами и равномерно огибая нить утка, образуют ровную ткань; тогда как во время лезгинского тканья половина основы подвижна и переплетает уток, а другая остается как бы канвой. Вследствие этого утковая нить, ложась на неподвижную основу, образует возвышения и ткань делается ребристой. Осетинка во время тканья принуждена работать и ногами, перемещая обе половины основы с помощью стремян, тогда как дагестанка, — всю работу производит одними руками и прибивает уток линеечкой, а не гребнем, как у осетин. Вообще, устройство дагестанского станка проще, но за то работа на нем требует большого искусства и привычки и ловкости. Искусство окраски сукон в Дагестане, видимо, стоит выше, и окраска разнообразнее, чем у всех прочих племен, но к сожалению об этих работах мы пока не имеем сведений.

Кабардинские сукна

Кабардинские сукна делаются на осетинских станках, но пряжа в Кабарде прядется несколько круче и тоньше, нежели у осетин. Поэтому-то даже ходовые кабардинские сукна несколько тоньше осетинских. Более подробных сведений по процессу обработки кабардинских сукон не имеется.

Чеченские сукна

Чеченские сукна ткутся точно так же, как осетинские и кабардинские, но от осетинских они отличаются большей грубостью, отсутствием мягкости и нежности. На пряжу основы идет и косица, а самая нить прядется гораздо круче и бывает покрыта обыкновенно массой узелков. Находясь в середине между двумя своеобразными сукновальными центрами (Осетией и Дагестаном), и даже в близком соседстве с последним, Кумыко-Чеченский район начал в последнее время подражать в выделке сукна Дагестану. Первыми подражателями были кумыки, находящееся в более частых сношениях с Дагестаном. Но господство осталось все-таки за осетинским станком, так как при нем самое тканье легче и требует меньше навыка.
Говоря о технической стороне суконного производства на Северном Кавказе нельзя не упомянуть о том, что у всех перечисленных горских племен, особенно в селениях, расположенных ближе к торговым центрам, начали в последнее время употреблять при тканье и бумагу, причем уток прядется из шерсти, а основа из бумаги. Замечательно еще то, что до сих пор, несмотря на широкое развитие сукновального промысла у осетин и дагестанцев, у них не привились еще самопрялки, которые могли бы быть переняты у казаков. Это можно объяснить только совершенной изолированностью домашнего быта туземцев по отношению к русскому. Особенно между женщинами — русскими и туземными до сих пор неизвестно почти ни одного случая ни дружбы, ни даже знакомства.

Казачьи сукна

Казачки ткут свои сукна на малорусский лад, на русском станке, из шерсти валахской и кабардинской овцы. Домашнее производство сукон возобновилось у них в последнее время под влиянием переселенцев-малороссов. Нить прядется большей частью самопрялками, уваливание сукна производится нередко водяной силой, особо приспособленными для этого ступами. Подготовка шерсти у казачек менее тщательна, нежели у горцев и в основу примешивается косица.

Сукна степняков-кочевников

Сукна степняков-кочевников делаются из грубой шерсти местной степной овцы. Если хозяйка желает соткать сукно более тонкое (относительно), то она эту шерсть подвергает еще предварительной сортировке, отбирая из белых рун — руна годовалых животных (ярок), весенней стрижки, как более обильной подшерстком. Подготовка шерсти здесь та же, как и у горских племен, с той разницей, что из грубого руна местных овец для сукна употребляется один подшерсток. Кочевники не имеют, также как и горцы, ни донца ни рогатки, в которой держится кудель шерсти и взамен этого приспособления ногайки, например, выкручивают предварительно из шерсти длинную ровную веревку, аршина в два, обматывают ее кругом кисти левой руки и из нее уже прядут нить. Левая рука при такой работе всегда бывает приподнята вверх, а помощью правой веретено закручивается и все время, пока оно вертится, пальцами правой руки постепенно выдергивается равномерно шерсть и скручивается нить.
Особого ткацкого станка у ногайцев и калмыков не существует. Пряжа растягивается под открытым небом между колесом арбы и вертикально вбитым в землю колом и не снимается с установленного места неделю или две до тех пор, пока полотно не будет соткано до конца. На ночь все эти приспособления укрываются от дождя и росы полстями. Ногайский станок похож на дагестанский; движение вверх и вниз нитям основы дается точно так же, только скалка заменена распоркой — двумя линейками, соединенными по углам столбиками.


Предыдущая страница | Читать далее

© Raretes 2016-2019