Содержание
Производство медной посуды
Весьма популярная на Кавказе медная посуда выделывается в больших размерах в городах и мелких торговых пунктах. Количество медников приведено в известность только в Терской области, где считается 156 человек с общим производством изделий на 16.195 руб. (Г.А. Вертепов. Очерки кустарных промыслов Терской обл., стр. 30).
Но классическими местами кустарного производства медной посуды считается горное селение Лаич, Шемахинского уезда, Бакинской губ. и Казикумухский округ, Дагестанской области с селениями Кумух, Табахлю, Мукар и др., а также с. Ичичали, Андийского округа, Тлейсерухский полицейский участок, Гунибского округа и Казанища, Темир-Хан-Шуринского.
Кавказские медники в прежние времена запасались материалом на местных маленьких заводах кустарной добычи меди, а в начале XVIII столетия на Алавердских (Тифлисская губ.), а затем Зангезурских (Елисаветпольская губ.) медноплавильных заводах.
Форму своим изделиям придавали посредством ковки. В последние десятилетия, однако, связь кустарей с местными заводами теряется и мастера постепенно переходят к потреблению листовой меди, получаемой из России, а отчасти из Тифлиса.
Из красной меди производятся котлы, тазы, круглые блюда, подносы, рукомойники больших и малых размеров разнообразных форм восточного типа, супники, тарелки, светильники и проч. Из меди же делают большие котлы для варки пива и браги, перегонные кубы для приготовления водки из виноградных выжимков и др. продуктов, громадные тазы для стирки белья и купания, большие кувшины для носки воды. Медная посуда, употребляемая в хозяйстве местного крестьянина, покрывается полудой. Богатые хозяева, особенно из татар, щеголяют своей большой коллекцией медной посуды, отсутствие которой считается признаком бедности. Такая приверженность туземцев к медной посуде может быть отчасти объяснена неустановившейся у некоторых кавказских народов еще оседлостью, отсутствием колесных дорог, особенно в прежнее время и необходимостью часто готовить пищу на открытом воздухе; ни случайности путешествия, ни тряска, ни огонь, ни падение не могут привести медную посуду в негодность, как это легко случается с глиняной.
Классические формы кувшинов и тазов, оригинальная, часто очень сложная и красивая резьба их (рис. 65 и 66) придают изделиям этого рода весьма художественный характер и пользуются большим спросом в России и заграницей. Художественная медная посуда производилась не только в Дагестане, но и в Лаиче (Бакинской губ.), но теперь медники ограничиваются преимущественно производством более грубой посуды для местного населения, а также и для вывоза в Персию и Малую Азию.
С производством медной посуды тесно связан и лудильный промысел, особенно развитый в Казикумухском округе. Лудильщики отсюда расходятся по всему Кавказу, устраивают, особенно в больших городах, маленькие лавчонки-мастерские для лужения медной посуды. На лето эти отхожие кустари возвращаются к себе на родину для того, чтобы с осени вновь начать далекое путешествие для обслуживания своих клиентов.
Наши медники-кустари также могли бы производить художественные медные изделия для более обширного рынка, как это делают кустари Боснии и Герцеговины, но для этого необходима систематическая, планомерная инструкторская помощь и художественное руководительство.